ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

  1. Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью,с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причем по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу- в уходе в себя в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

  1. Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно легким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; легкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов высшей нервной деятельности.

Ответ №3

Высшая нервная деятельность — это единая деятельность коры больших полушарий высших животных и человека, обеспечивающая адекватное поведение в новых изменяющихся условиях и осуществляемая посредством условных рефлексов.

Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека И.П.Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.


Субстратом высших психических функций являются распределительные системы ЦНС, в состав которых входит и подкорковые структуры, и нейроны коры. Роль любой области коры зависит от внутренней организации ее синоптических связей, а также ее связей с другими образованиями ЦНС. Кора является главной интегрирующей системой всей ЦНС.

Кора большого мозга является наиболее дифференцированной и сложно устроенной нервной структурой. Она обеспечивает высшие формы отражения внешнего мира, регуляцию функций организма, все виды сознательной деятельности человека.

Представлении о локализации функций в коре головного мозга связано прежде всего с понятием о корковом центре. Еще в 1874 году киевский анатом В.А.Бец утверждал, что каждый участок коры отличается по строению от других участков мозга. Этим было положено начало цитоархитектонике – учению о клеточном строении коры головного мозга.

Ядро кожного анализатора общей чувствительности располагается в коре постцентральной извилины и верхней теменной дольке. В верхнем отделе постцентральной извилины проецируются рецепторы нижней конечности и туловища, в среднем отделе – руки, в нижнем отделе - головы. В связи с перекрестом проводящих путей проекционные области правого полушария соответствуют левой половине тела, а левого – правой.

Ядро двигательного анализатора находится в предцентральной извилине и парацентральной дольке. В верхних отделах располагаются нейроны, импульсы которых следуют к мышцам нижних конечностей и туловища Средние отделы предцентральной извилины отвечают за деятельность мышц верхних конечностей, а нижняя часть регулирует функцию мышц лица. В связи с перекрестом проводящих путей правой половине тела соответствуют левое полушарие, а левой половине тела – правое.

Наибольшую площадь представительства в коре занимают мышцы лица, языка, кисти, а наименьшую - мышцы туловища и нижних конечностей.

Ядро анализатора, обеспечивающего сочетанный поворот головы и глаз, локализуется в задних отделах средней лобной извилины. При его повреждении человек не может синхронно поворачивать глаза и голову в сторону рассматриваемого предмета.

Ядро двигательного анализатора, обеспечивающего выполнение целенаправленных сложных комбинированных движений располагается в надкраевой извилине нижней теменной дольки. Функция центра праксии заключается в регуляции произвольных привычных целенаправленных движений, приобретенных в течение жизни путем их многократного повторения. При поражении центра праксии утрачивается выполнение сложных комбинированных движений и развивается апраксия.



Ядро кожного анализатора, обеспечивающего узнавание предметов на ощупь находится в верхней теменной дольке. При поражении данного ядра человек теряет способность узнавать предметов на ощупь с закрытыми глазами и развивается патологическое состояние называемое астереогнозия.

Ядро зрительного анализатора (корковый центр зрения), располагается на медиальной поверхности затылочной доли вдоль шпорной борозды. В случае одностороннего поражения этого ядра развивается частичная слепота на оба глаза, а при двустороннем поражении - полная слепота.

Ядро слухового анализатора (корковый центр слуха), находится в средней части верхней височной извилины на поверхности, обращенной к островковой доле. При двустороннем поражении центра слуха развивается «корковая глухота».

Ядро обонятельного анализатора локализуется в крючке и гиппокаме. При поражении центра обоняние снижается, возможны обонятельные галлюцинации.

Ядро двигательного анализатора устной речи (корковый центр артикуляции речи, центр Брока) локализуется в задних отделах нижней лобной извилины. При поражении данного ядра больной слышит и понимает, обращенную к нему речь, однако утрачивает способность членораздельно говорить, и развивается патологическое состояние называемое моторная афазия.

Ядро чувствительного анализатора устной речи (центр Вернике) находится в задних отделах нижней верхней височной извилины рядом с центром слуха. Поражение центра Вернике приводит к сенсорной афазии, при которой больной слышит, но не понимает человеческую речь, в том числе и свою.

Ядро двигательного анализатора письменной речи (корковый центр письма) располагается в задних отделах средней лобной извилины. Оно обеспечивает выполнение тонких, точных движений руки необходимых для написания букв. При поражении данного центра человек утрачивает способность написания букв и развивается аграфия. Другие виды движений сохраняются.

Высшие психические функции

Психика — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений материального мира. 

Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Ощущения дают материал для 
восприятия и мышления, т. е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.

Восприятие — процесс приёма и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент.

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. 

Регулятором различных форм внимания является ретикулярная формация ствола мозга и промежуточный мозг. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью переключать внимание с одних раздражителей на другие. Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих отбор информации и внимание.

Память — способность сохранять информацию о событиях внешнего мира и деятельности организма.

Память складывается из трёх взаимосвязанных этапов: запоминание; хранение; воспроизведение информации.
Различают следующие виды памяти:

  • сенсорная память регистрирует всю новую информацию, которую мы получаем, в течение нескольких сотен миллисекунд;

  • оперативная память вступает в действие после сенсорной памяти и удерживает информацию в течение минуты. Она позволяет запоминать названный телефонный номер до того, пока он будет набран или записан. Она также необходима при чтении и помогает удерживать информацию из предложения, которое только что было прочитано, чтобы понять смысл следующего предложения. Оперативная память вскоре исчезает и заменяется кратковременной памятью;

  • кратковременная память обеспечивает удержание поступившей информации в течение короткого отрезка времени (несколько минут, реже — часов);

  • долговременная память позволяет сохранять информацию неограниченное время и имеет практически неограниченный объём. 

Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным:

  • произвольное воспроизведение — воспроизведение из долговременной памяти определённой информации; имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания и умственных усилий;

  • непроизвольное воспроизведение — неконтролируемое воспроизведение из памяти ранее полученной информации; наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без специально поставленной задачи воспроизведения. Непроизвольное воспроизведение информации возникает под влиянием мыслей и чувств, вызванных деятельностью, выполняемой в данный момент (чтение книги, просмотр кинофильма, разговор и т. п.).


Под забыванием понимают невозможность произвольного воспроизведения нужной информации.

По способу запоминания:

  • механическая память;

  • зрительная память;

  • слуховая память.

Мотивации — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определённых потребностей.

Их делят на три основные группы:

  • биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным и связаны с физиологическими потребностями;

  • социальные мотивации, которые свойственны человеку и некоторым животным и связаны с взаимоотношениями с себе подобными;

  • духовные мотивации, свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными потребностями.

Биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей: голода, жажды, полового чувства и др. Например, при снижении в крови уровня питательных веществ возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в центр голода в гипоталамусе. Возбуждение от центра голода передается в кору головного мозга — возникает чувство голода. Возбуждение постепенно захватывает обширную область коры больших полушарий, что обеспечивает формирование пищевого поведения.

Эмоции — внешнее выражение отношения человека к окружающему миру и к самому себе.

Эмоциональные состояния реализуются в определённых поведенческих реакциях. Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неспешности выполняемого действия. Регуляторная роль эмоций заключается в быстрой реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно приводит к мобилизации всех систем организма. 

Эмоции:

  • низшие эмоции: связаны с физиологическими потребностями;

  • высшие эмоции: возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Сознание — субъективные переживания действительности, протекающие на фоне уже существующего опыта. Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства и волю.