Файл: Уровень профессионального роста учителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень профессионального роста учителей

Одной из базовых классификаций уровней профессионального развития педагога является классификация по Харламову И.Ф:

1. Педагогическая умелость.

2. Педагогическое мастерство.

3. Педагогическое творчество.

4. Педагогическое новаторство.

Раскроем содержание каждого уровня:

  1. Педагогическая умелость - владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют педагогу осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников.

  2. Педагогическое мастерство - под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

  3. Готовность к нововведениям (педагогическое новаторство) - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).

  4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.

Щербо И. выделяет свою классификацию уровней профессионального роста учителя:

  • нулевой уровень – слабая методическая подготовка;

  • 1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;

  • 2-й уровень – применение новых технологий обучения;

  • 3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;

  • 4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;

  • 5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;

  • 6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;

  • 7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного.


По данному ранжированию прослеживается переход от репродуктивного характера деятельности учителя к творческому. На своем профессиональном пути далеко не все педагоги достигают самого высокого уровня. На переход от уровня к уровню могут влиять многие факторы, как внутренние, так и внешние.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:

  • формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

  • профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

  • профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

  • мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

В свою очередь, Зеер Э.Ф. замечает, что на любой стадии профессионального становления возможна стагнация. И у Щербо И., и у Зеера Э. становление представлено в виде уровневой системы. Следовательно, педагог не сможет перейти на следующий уровень, если не будет освоен предыдущий.

Перспектива участия в конкурсе «Педагогический дебют»

По мнению Н.И. Пекарских «конкурентоспособность и конкурс - понятия взаимосвязанные, отражающие выделение наилучших на основе определенных личностно-профессиональных качеств», а сам конкурс «становится системой повышения квалификации педагогов и способом демонстрации успешности».

Педагогический дебют является отличным трамплином для профессионального роста молодого педагога. Участвуя в этом конкурсе, он получает возможность представить свои разработки на обозрение компетентного жюри, обменяться опытом с другими участниками, получить комментарии и оценку опытных педагогов, найти себе наставников и единомышленников.