ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень профессионального роста учителей
Одной из базовых классификаций уровней профессионального развития педагога является классификация по Харламову И.Ф:
1. Педагогическая умелость.
2. Педагогическое мастерство.
3. Педагогическое творчество.
4. Педагогическое новаторство.
Раскроем содержание каждого уровня:
-
Педагогическая умелость - владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют педагогу осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания школьников. -
Педагогическое мастерство - под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. -
Готовность к нововведениям (педагогическое новаторство) - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности). -
Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации учителя. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
Щербо И. выделяет свою классификацию уровней профессионального роста учителя:
-
нулевой уровень – слабая методическая подготовка; -
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников; -
2-й уровень – применение новых технологий обучения; -
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий; -
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания; -
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета; -
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части; -
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного.
По данному ранжированию прослеживается переход от репродуктивного характера деятельности учителя к творческому. На своем профессиональном пути далеко не все педагоги достигают самого высокого уровня. На переход от уровня к уровню могут влиять многие факторы, как внутренние, так и внешние.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:
-
формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии; -
профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств; -
профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности; -
мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
В свою очередь, Зеер Э.Ф. замечает, что на любой стадии профессионального становления возможна стагнация. И у Щербо И., и у Зеера Э. становление представлено в виде уровневой системы. Следовательно, педагог не сможет перейти на следующий уровень, если не будет освоен предыдущий.
Перспектива участия в конкурсе «Педагогический дебют»
По мнению Н.И. Пекарских «конкурентоспособность и конкурс - понятия взаимосвязанные, отражающие выделение наилучших на основе определенных личностно-профессиональных качеств», а сам конкурс «становится системой повышения квалификации педагогов и способом демонстрации успешности».
Педагогический дебют является отличным трамплином для профессионального роста молодого педагога. Участвуя в этом конкурсе, он получает возможность представить свои разработки на обозрение компетентного жюри, обменяться опытом с другими участниками, получить комментарии и оценку опытных педагогов, найти себе наставников и единомышленников.