Файл: Организация коммерческой деятельности (Организация как система).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
3.2 Матрица возможностей
Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени-влияния на стратегию организации.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 2).
Вероятность использования возможности |
Влияние |
||||
сильное |
умеренное |
малое |
|||
Высокая |
ПОЛЕ ВС |
ПОЛЕ ВУ |
ПОЛЕ ВМ |
||
Средняя |
ПОЛЕ СС |
ПОЛЕ СУ |
ПОЛЕ СМ |
||
Низкая |
ПОЛЕ НС |
ПОЛЕ НУ |
ПОЛЕ НМ |
||
Рис. 2. Матрица возможностей
Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов [2].
3.3 Матрица угроз
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 3). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия |
|||||
разрушение |
критическое состояние |
тяжелое состояние |
«легкие ушибы» |
|||
Высокая |
ПОЛЕ ВР |
ПОЛЕ ВК |
ПОЛЕ ВТ |
ПОЛЕ ВЛ |
||
Средняя |
ПОЛЕ СР |
ПОЛЕ СК |
ПОЛЕ СТ |
ПОЛЕ СЛ |
||
Низкая |
ПОЛЕ HP |
ПОЛЕ НК |
ПОЛЕ НТ |
ПОЛЕ НЛ |
||
Рис. 3. Матрица угроз
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.
3.4 Составление профиля среды
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля.
Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (рис. 4) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
- важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;
- влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;
- направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, -1 - негативная.
Факторы среды |
Важность для отрасли, А |
Влияние на организацию, В |
Направленность влияния, С |
Степень важности, D=A-B-C |
|
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
|||||
… |
|||||
Рис. 5. Таблица профиля среды
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.
По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания [1].
4. Взаимодействие организации с внешней средой
Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть «островом в себе». Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
Большое значение имеет и тот факт, что, хотя организация и зависит полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров. К примеру, самые хорошие руководители в компании «Ай Би Эм» ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с новой интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции «Ай Би Эм» устаревшими [12].
С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на родине. Это требует понимания целой новой области юриспруденции, осознание новых культурных ценностей. Например, на японский рынок проникли и успешно действуют там лишь очень немногие американские компании такие как «Кока-кола» и «МакДоналдс». А ведь на американском рынке электроники и автомобилей успешно действует большое число японских фирм [12].
Рассмотрим основные взаимосвязи организации с внешним окружением:
1). Взаимодействие с потребителями товаров и услуг.
Главным условием существования и выживания любой организации в условиях рынка является способность находить потребителя своих товаров, услуг и других результатов деятельности.
Процесс изучения и «создания потребителя» включает анализ большого числа факторов, характеризующих потребителя. Наиболее значимыми из них являются:
- географическое месторасположение;
- социально-психологические характеристики (образование, сфера деятельности, привычки, стиль поведения и т.п.);
- национальные (традиции, обычаи, вкусы, табу и т.п.);
- демографические (пол, возраст, наличие детей, возраст детей, продолжительность жизни и т.п.);
- отношение к товару (услуге), который производится (оказывается) организацией.
Изучая потребителя, руководство организации должно выяснить, какое место занимает организация на рынке, имеются ли конкурентные преимущества у организации, на какие факторы более активно откликаются потребители: на цену, качество, сервис. Результаты этих исследований должны использоваться при разработке стратегии организации.
2). Взаимодействие с поставщиками.
Степень влияния поставщика на организацию обусловлена тем, насколько важны для неё его услуги. Руководитель должен уметь выбирать поставщиков, правильный выбор и хорошие взаимоотношения с которыми позволят избежать ресурсной зависимости от них, обеспечить высокое качество товаров и услуг, исключить срывы поставок своим клиентам, обеспечить конкурентное преимущество организации. При выборе поставщиков следует помнить, что они тоже стараются обеспечить свои конкурентные преимущества и поэтому предлагают товары, у которых нет аналогичных заменителей, обращают внимание на важность организации, как потребителя, на возможности организации в области обратной интеграции в сферу бизнеса поставщика.
3). Взаимодействие с конкурентами.
Условия конкуренции, в которых функционирует конкретная организация, определяются в основном поставщиками, потребителями, конкурентами, новыми организациями, выходящими на рынок и товарами-заменителями. Эти факторы М. Портер назвал пятью силами конкуренции.
Чрезвычайно важно уметь определять момент, когда на рынок могут выйти новые организации (потенциальные конкуренты). Этот момент зависит от жизненного цикла товара, преданности потребителей привычным товарам и услугам, а также от размеров капитала, необходимого для разработки и производства нового товара и эффективного масштаба производства.
Мощным и достаточно испытанным инструментом конкуренции является поставка на рынок товаров-заменителей, т.е. таких товаров, которые удовлетворяют те же потребности, но другим способом.
Конкуренция как инструмент самоорганизации рынка часто заставляет соперников налаживать эффективное сотрудничество друг с другом. Преимуществами такого сотрудничества является более высокое качество товаров, восприимчивость к запросам клиентов, возможность объединения и совместного использования накопленного опыта, повышение уровня защиты бизнеса от появления новых конкурентов.
Основными факторами, определяющими возможности для сотрудничества конкурентов, могут быть следующие: использование одинаковых технических и технологических достижений при производстве товаров, близкий ассортимент, одинаковые каналы распространения товаров, одинаковый тип потребителей, одинаковый сервис и техническое обслуживание товаров и др. [2].
4). Взаимодействие с организациями инфраструктуры.
Важность и необходимость взаимодействия с организациями рыночной инфраструктуры обусловлены тем, что в настоящее время быстрыми темпами развиваются банки, страховые общества, консультационные фирмы и др. От того, насколько умело организация будет пользоваться их услугами, в значительной мере будет зависеть и эффективность её деятельности. При неправильных отношениях организация может попасть в зависимость от некоторых организаций рыночной инфраструктуры, например, от банков, от арбитражных судов и др.