Файл: 1. Что изучает общая экология Что изучает прикладная экология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление
1. Что изучает общая экология? Что изучает прикладная экология? ......................................2
2. Дайте определение антропогенного фактора. Приведите примеры вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду ………………………….……..…….…2
3. Из каких этапов состоит сукцессионный процесс? Каковы темпы изменений в любой сукцессионной серии? Охарактеризуйте организмы, преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного процесса. На каких этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное увеличение численности отдельных видов?....……………..….......2
4. Какие экологические факторы являются основными при адаптации моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности адаптации человека к тем или иным климатическим условиям? ……………………………………………………………..……….3
5. Охарактеризуйте наследственные заболевания. Сделайте вывод о связи этих заболеваний с условиями окружающей среды …………………………………………..........4
6. Что представляет собой экологическое лицензирование? Для чего оно введено?..….…..5
7. Обоснуйте необходимость системы платного пользования ресурсами (например, водными или лесными), существующей в России …………………………..………………..5
8. Дайте краткую характеристику отходов, образующихся в быту. Какую опасность представляют твердые бытовые отходы (ТБО) при неправильном их хранении?....…….....6
9. Отличатся ли режим природопользования особо охраняемых природных территорий с различным статусом? Ответ дополните примерами ………………………………….………7
Список литературы ………………………………………………………………………….…..7


  1. Что изучает общая экология? Что изучает прикладная экология?


«Общая экология» изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (эко­системами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.

С точки зрения основного содержания предмета «Общая экология» есть не что иное, как экология природных систем и учение о природной среде, а «Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды.



  1. Дайте определение антропогенного фактора. Приведите примеры вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду

Антропогенные факторы с перевода от греческого «от человека происходящие дела».

Антропогенными факторами называется совокупность факторов окружающей среды, являющихся следствием случайной или умышленной деятельности человека за время его существования. (Коротко – это результат действий человека, изменяющий окружающую среду).

Воздействие человека на природу может быть положительным и отрицательным.

Положительное воздействие выражается в разумном преобразовании человеком окружающей среды (посадке лесов, парков, садов), в создании и разведении новых высокопродуктивных сортов растений и пород животных, в охране природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), в сохранении уникальных природных объектов (озеро Байкал, Гранд-Каньон и др.) и т.д.

Отрицательное воздействие человека на природу выражается в загрязнении среды обитания отходами жизнедеятельности и производства, нефтепродуктами, синтетическими веществами и радиоактивными изотопами, в накоплении в почве пестицидов, в вырубке лесных массивов, в извлечении невосполнимых природных ресурсов (нефти, газа, угля, минералов), в осушении вековых болот, приводящем к обмелению рек и эрозии почв, в сокращении численности видов организмов в результате охоты, рыболовства, сбора трав, ягод и грибов.


  1. Из каких этапов состоит сукцессионный процесс? Каковы темпы изменений в любой сукцессионной серии? Охарактеризуйте организмы, преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного процесса. На каких этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное увеличение численности отдельных видов

Процесс сукцессии состоит из нескольких этапов:

1) возникновения незанятого жизнью участка;

2) миграции на него различных организмов или их зачатков;

3) приживания их на данном участке;

4) конкуренции их между собой и вытеснения отдельных видов;

5) преобразования живыми организмами местообитания, постепенной стабилизации условий и отношений.



В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечным итогом является формирование относительно устойчивой стадии – климаксового сообщества, или климакса. Начальные, пионерные группировки видов отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью. Климаксовые же экосистемы способны к длительному самоподдерживанию в соответствующем диапазоне условий, так как приобретают такие черты организации биоценозов, которые позволяют поддерживать сбалансированный круговорот веществ.

В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри ценоза, разветвлению цепей питания и усложнению трофической сети, умножению симбиотических отношений, усилению регуляторных возможностей внутри системы. Тем самым уменьшается вероятность слишком сильного размножения отдельных видов и снижается степень доминирования наиболее массовых форм.

Чрезвычайное увеличение численности отдельных видов возможно чаще всего на начальных этапах развития сукцессионных серий, когда еще в недостаточной мере сложилась система взаимного регулирования. В незрелых сообществах, т. е. находящихся в начале сукцессионных рядов, преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения, специализированные на быстром захвате освободившегося пространства. Они обычно обладают широкими расселительными возможностями, позволяющими им первыми проникать на незанятые участки, но малоспособны к конкуренции и длительному удержанию за собой пространства.


  1. Какие экологические факторы являются основными при адаптации моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности адаптации человека к тем или иным климатическим условиям

При адаптации моряков в длительном морском плавании основными являются биотические и абиотические факторы, но главную роль играют абиотические.

Абиотические (от др.-греч. а [а] — отрицательная частица, biotikos [био́тикос] — «жизненный, живой») факторы — компоненты неживой природы, действующие на организмы. К ним относят температуру, свет (освещённость), плотность, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности, течение, ветер.


Рассмотрим особенности адаптации человека в зонах различных географических широт с морским климатом. Ведущими факторами, определяющими особенности биологической приспособленности растений, животных и человека к влиянию морского климата, являются физико-химические свойства морского воздуха и метеорологические условия различных географических зон. Несмотря на необходимость адаптации людей, прежде всего, к температурным условиям морских регионов, определенное влияние на этот процесс оказывает и химический состав воздуха. В частности, длительное пребывание людей вблизи моря, особенно при штормовой погоде, приводит к целому ряду биохимических и физиологических изменений, которые наиболее ярко выражены в первые дни и недели пребывания у моря и проявляются в усилении водного и солевого обмена, повышении в пределах физиологической регуляции диуреза и гидрофильности тканей, обогащении организма йодом и бромом, усилении фосфорно-кальциевого обмена и ферментативных процессов в костной ткани.

В условиях морского климата наряду с определенными перестройками в водно-солевом обмене, носящими сходный характер и не зависящими от температуры воздуха, адаптационные реакции первостепенной важности возникают в ответ на действие температурного фактора и характеризуются своими особенностями в зависимости от географической широты местности морского региона. Так, для холодных морей характерна низкая температура воздуха, суточные и сезонные особенности светового режима, ультрафиолетовая недостаточность зимой и повышенная космическая радиация. Определяющим фактором адаптации людей в таких условиях является холод, зачастую сочетающийся с высокой влажностью и сильными ветрами. В связи с этим характер развития срочных и долговременных адаптационных реакций во многом аналогичен таковому у приезжего населения Северных широт. В частности, имеет место повышение основного обмена, которое, с одной стороны, носит компенсаторный характер и направлено на усиление теплопродукции, а, с другой, – обуславливает развитие в периферических тканях некоторой гипоксии, требующей компенсаторной интенсификации деятельности сердца и аппарата внешнего дыхания и обуславливающей постепенное развитие морфологических перестроек в этих органах.

Реакции людей на действие климата 
тропических морей носят противоположный характер и проявляются в ослаблении обменных процессов (с целью понизить теплопродукцию) и  симпато-адреналовой регуляцииразвитии атонических (с целью минимизировать сократительный термогенез) и гипотензивных (по причине расширения сосудов кожи) состояний, усилении нагрузки на сердце (вследствие сгущения крови, а также компенсаторного усиления его деятельности на фоне пониженного артериального давления). Адаптация к жаркому морскому климату, наряду с реакциями организма на повышенную температуру, сопровождается и развитием приспособлений к повышенному фону ультрафиолетовой радиации при постоянном или длительном лете. При этом близость моря, морские холодные течения, морские ветры ослабляют, но не изменяют хода основных адаптационных реакций на действие жаркого климата.


  1. Охарактеризуйте наследственные заболевания. Сделайте вывод о связи этих заболеваний с условиями окружающей среды


Наследственные болезни. Первая группа — это наследственные заболевания, возникающие у носителей мутантных генов. При простом (менделевском) наследовании это наличие одного мутантного гена. Примерами таких болезней, которые вызваны мутациями (генными или хромосомными), являются синдром Дауна, появляющийся вследствие нарушений хромосомного набора, а также фенилкетонурия — болезнь обмена веществ, следствие генной мутации, грозящая ребенку умственной отсталостью, если он с самого рождения не получает особое (диетическое) питание. Генные мутации — причина таких болезней, как, например, опухоль сетчатки (ретинобластома) и гемофилия.

Часто встречается наследственная предрасположенность к болезням как результат полигенного наследования: к язвенным и сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, различным видам аллергий.

Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. В частности, мутации могут появиться в организме не только самопроизвольно, но и под действием определенных факторов среды, называемых мутагенными. Главным мутагенным фактором среды являются ионизирующие излучения (радиация). Выявлен ряд химических мутагенов, поступающих в окружающую природную среду от многих химических производств. Мутагенное действие оказывает и ряд вирусных заболеваний, делающих более изменчивой наследственность отдельного человека и вызывающих наследственные предрасположения к патологиям.