Файл: 1. Что изучает общая экология Что изучает прикладная экология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1. Что изучает общая экология? Что изучает прикладная экология? ......................................2
2. Дайте определение антропогенного фактора. Приведите примеры вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду ………………………….……..…….…2
3. Из каких этапов состоит сукцессионный процесс? Каковы темпы изменений в любой сукцессионной серии? Охарактеризуйте организмы, преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного процесса. На каких этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное увеличение численности отдельных видов?....……………..….......2
4. Какие экологические факторы являются основными при адаптации моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности адаптации человека к тем или иным климатическим условиям? ……………………………………………………………..……….3
5. Охарактеризуйте наследственные заболевания. Сделайте вывод о связи этих заболеваний с условиями окружающей среды …………………………………………..........4
6. Что представляет собой экологическое лицензирование? Для чего оно введено?..….…..5
7. Обоснуйте необходимость системы платного пользования ресурсами (например, водными или лесными), существующей в России …………………………..………………..5
8. Дайте краткую характеристику отходов, образующихся в быту. Какую опасность представляют твердые бытовые отходы (ТБО) при неправильном их хранении?....…….....6
9. Отличатся ли режим природопользования особо охраняемых природных территорий с различным статусом? Ответ дополните примерами ………………………………….………7
Список литературы ………………………………………………………………………….…..7
-
Что изучает общая экология? Что изучает прикладная экология?
«Общая экология» изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
«Прикладная экология» призвана решать конкретные вопросы природопользования, определять допустимые нагрузки на среду, разрабатывать методы управления природными системами (экосистемами) и способы «экологизации» различных видов деятельности человека.
С точки зрения основного содержания предмета «Общая экология» есть не что иное, как экология природных систем и учение о природной среде, а «Социальная и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и среды.
-
Дайте определение антропогенного фактора. Приведите примеры вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду
Антропогенные факторы с перевода от греческого «от человека происходящие дела».
Антропогенными факторами называется совокупность факторов окружающей среды, являющихся следствием случайной или умышленной деятельности человека за время его существования. (Коротко – это результат действий человека, изменяющий окружающую среду).
Воздействие человека на природу может быть положительным и отрицательным.
Положительное воздействие выражается в разумном преобразовании человеком окружающей среды (посадке лесов, парков, садов), в создании и разведении новых высокопродуктивных сортов растений и пород животных, в охране природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), в сохранении уникальных природных объектов (озеро Байкал, Гранд-Каньон и др.) и т.д.
Отрицательное воздействие человека на природу выражается в загрязнении среды обитания отходами жизнедеятельности и производства, нефтепродуктами, синтетическими веществами и радиоактивными изотопами, в накоплении в почве пестицидов, в вырубке лесных массивов, в извлечении невосполнимых природных ресурсов (нефти, газа, угля, минералов), в осушении вековых болот, приводящем к обмелению рек и эрозии почв, в сокращении численности видов организмов в результате охоты, рыболовства, сбора трав, ягод и грибов.
-
Из каких этапов состоит сукцессионный процесс? Каковы темпы изменений в любой сукцессионной серии? Охарактеризуйте организмы, преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного процесса. На каких этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное увеличение численности отдельных видов
Процесс сукцессии состоит из нескольких этапов:
1) возникновения незанятого жизнью участка;
2) миграции на него различных организмов или их зачатков;
3) приживания их на данном участке;
4) конкуренции их между собой и вытеснения отдельных видов;
5) преобразования живыми организмами местообитания, постепенной стабилизации условий и отношений.
В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечным итогом является формирование относительно устойчивой стадии – климаксового сообщества, или климакса. Начальные, пионерные группировки видов отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью. Климаксовые же экосистемы способны к длительному самоподдерживанию в соответствующем диапазоне условий, так как приобретают такие черты организации биоценозов, которые позволяют поддерживать сбалансированный круговорот веществ.
В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри ценоза, разветвлению цепей питания и усложнению трофической сети, умножению симбиотических отношений, усилению регуляторных возможностей внутри системы. Тем самым уменьшается вероятность слишком сильного размножения отдельных видов и снижается степень доминирования наиболее массовых форм.
Чрезвычайное увеличение численности отдельных видов возможно чаще всего на начальных этапах развития сукцессионных серий, когда еще в недостаточной мере сложилась система взаимного регулирования. В незрелых сообществах, т. е. находящихся в начале сукцессионных рядов, преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения, специализированные на быстром захвате освободившегося пространства. Они обычно обладают широкими расселительными возможностями, позволяющими им первыми проникать на незанятые участки, но малоспособны к конкуренции и длительному удержанию за собой пространства.
-
Какие экологические факторы являются основными при адаптации моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности адаптации человека к тем или иным климатическим условиям
При адаптации моряков в длительном морском плавании основными являются биотические и абиотические факторы, но главную роль играют абиотические.
Абиотические (от др.-греч. а [а] — отрицательная частица, biotikos [био́тикос] — «жизненный, живой») факторы — компоненты неживой природы, действующие на организмы. К ним относят температуру, свет (освещённость), плотность, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, рельеф местности, течение, ветер.
Рассмотрим особенности адаптации человека в зонах различных географических широт с морским климатом. Ведущими факторами, определяющими особенности биологической приспособленности растений, животных и человека к влиянию морского климата, являются физико-химические свойства морского воздуха и метеорологические условия различных географических зон. Несмотря на необходимость адаптации людей, прежде всего, к температурным условиям морских регионов, определенное влияние на этот процесс оказывает и химический состав воздуха. В частности, длительное пребывание людей вблизи моря, особенно при штормовой погоде, приводит к целому ряду биохимических и физиологических изменений, которые наиболее ярко выражены в первые дни и недели пребывания у моря и проявляются в усилении водного и солевого обмена, повышении в пределах физиологической регуляции диуреза и гидрофильности тканей, обогащении организма йодом и бромом, усилении фосфорно-кальциевого обмена и ферментативных процессов в костной ткани.
В условиях морского климата наряду с определенными перестройками в водно-солевом обмене, носящими сходный характер и не зависящими от температуры воздуха, адаптационные реакции первостепенной важности возникают в ответ на действие температурного фактора и характеризуются своими особенностями в зависимости от географической широты местности морского региона. Так, для холодных морей характерна низкая температура воздуха, суточные и сезонные особенности светового режима, ультрафиолетовая недостаточность зимой и повышенная космическая радиация. Определяющим фактором адаптации людей в таких условиях является холод, зачастую сочетающийся с высокой влажностью и сильными ветрами. В связи с этим характер развития срочных и долговременных адаптационных реакций во многом аналогичен таковому у приезжего населения Северных широт. В частности, имеет место повышение основного обмена, которое, с одной стороны, носит компенсаторный характер и направлено на усиление теплопродукции, а, с другой, – обуславливает развитие в периферических тканях некоторой гипоксии, требующей компенсаторной интенсификации деятельности сердца и аппарата внешнего дыхания и обуславливающей постепенное развитие морфологических перестроек в этих органах.
Реакции людей на действие климата
тропических морей носят противоположный характер и проявляются в ослаблении обменных процессов (с целью понизить теплопродукцию) и симпато-адреналовой регуляции, развитии атонических (с целью минимизировать сократительный термогенез) и гипотензивных (по причине расширения сосудов кожи) состояний, усилении нагрузки на сердце (вследствие сгущения крови, а также компенсаторного усиления его деятельности на фоне пониженного артериального давления). Адаптация к жаркому морскому климату, наряду с реакциями организма на повышенную температуру, сопровождается и развитием приспособлений к повышенному фону ультрафиолетовой радиации при постоянном или длительном лете. При этом близость моря, морские холодные течения, морские ветры ослабляют, но не изменяют хода основных адаптационных реакций на действие жаркого климата.
-
Охарактеризуйте наследственные заболевания. Сделайте вывод о связи этих заболеваний с условиями окружающей среды
Наследственные болезни. Первая группа — это наследственные заболевания, возникающие у носителей мутантных генов. При простом (менделевском) наследовании это наличие одного мутантного гена. Примерами таких болезней, которые вызваны мутациями (генными или хромосомными), являются синдром Дауна, появляющийся вследствие нарушений хромосомного набора, а также фенилкетонурия — болезнь обмена веществ, следствие генной мутации, грозящая ребенку умственной отсталостью, если он с самого рождения не получает особое (диетическое) питание. Генные мутации — причина таких болезней, как, например, опухоль сетчатки (ретинобластома) и гемофилия.
Часто встречается наследственная предрасположенность к болезням как результат полигенного наследования: к язвенным и сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, различным видам аллергий.
Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. В частности, мутации могут появиться в организме не только самопроизвольно, но и под действием определенных факторов среды, называемых мутагенными. Главным мутагенным фактором среды являются ионизирующие излучения (радиация). Выявлен ряд химических мутагенов, поступающих в окружающую природную среду от многих химических производств. Мутагенное действие оказывает и ряд вирусных заболеваний, делающих более изменчивой наследственность отдельного человека и вызывающих наследственные предрасположения к патологиям.