Файл: Экосистема инноваций проблемы и перспективы развития.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА “ФИНАНСЫ И БИЗНЕС-АНАЛИТИКА”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Методология бизнес-анализа»
НА ТЕМУ: Экосистема инноваций: проблемы и перспективы развития
«____»_______________2023г. №_______ Руководитель_________________ | Выполнил: Хамдамов Жахонгир гр. БА-32 |
К защите(допускается, не допускается) «____»_______________2023г. (подпись руководителя) | Защита на _______________ _______________________оценка Члены комиссии: |
Т
ашкент-2023
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. Теоретические подходы к формированию условий инновационной экосистемы……………………………………………… | 5 |
1.1 Понятие экосистемы инновации…………………….......................... | 5 |
1.2 Виды и проблемы инновационных экосистем.................................... | 10 |
1.3 Экосистемный подход в инновационной политике........................... | 17 |
Глава 2. Формирование и перспективы развития инновационной экосистемы в Узбекистане………………………………………….......... | 21 |
2.1 Формирование инновационной экосистемы…………………........... | 21 |
2.2 Финансирование развития инновационной экосистемы…………... | 24 |
2.3 Развитие инновационной деятельности в регионах………………... | 25 |
Заключение………………………………………………………………... | 28 |
Список использованной литературы……………………………………. | 31 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время приоритетным направлением развития экономики признается переход от сырьевой направленности к инновационному высокотехнологическому развитию.
Развитие экономики на современном этапе определяют следующие тренды [8]:
- мировая экономика переживает переход от индустриальной экономики к информационной;
- конкуренция увеличилась за счет экономической либерализации;
- в условиях информационной прозрачности акцент на дизайн и инжиниринг позволяет создать более успешный и конкурентоспособный продукт;
- сервисы каршеринга и другие интернет-услуги позволяют отказаться от личных автомобилей и других товаров и услуг, что ведет к снижению их потребления, а подъем Renting Economy обеспечивает в условиях неустойчивого экономического положения не только бережливость, но экологическую осознанность;
- рост числа прорывных инноваций, то есть продуктов и сервисов, соответствующих запросам информационной эры – это идеология экономики будущего. Они требуют абсолютно новых подходов к работе, инструментов и культуры;
- снижение роли ценных бумаг наиболее крупных и стабильно работающих компаний («голубых фишек»), так как в процессе экономической эволюции их место занимают стартапы.
Актуальностью выбранной темы является то, что последнее время создание условий для устойчивого инновационного развития экономики связано с формированием инновационной экосистемы. Она описывает современную модель инновационного развития экономики региона или страны и по существу является актуальной версией более ранних концепций, первой и главной из которых является теория нац. инновационной системы.
В данной работе рассматривается и обосновывается перспектива развития инновационной экосистемы в Узбекистане, его формирование и финансирование, а также развитие инновационной деятельности в регионах страны.
Объектом курсовой работы является инновационная экосистема Узбекистана.
Предметом исследования является стратегия формирования развития инновационной экосистемы страны.
В работе рассмотрены виды инновационных систем, их проблемы, проанализирован экосистемный подход в инновационной политике и предложены необходимые базовые условия для создания локальных инновационных экосистем. В заключении дан анализ современного состояния развития экосистем.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ
1.1 Понятие и элементы экосистемы инноваций
Концепция инновационной экосистемы (innovation ecosystem) (ИЭС) была предложена Чарльзом В. Весснером [12] в 2004 году и являет собой инструмент для создания условий, повышающих конкурентоспособность организаций в национальных и региональных экономиках. В центре концепции — представление об инновации как о процессе трансформации научных исследований в рыночный продукт или сервис, который требует множества коллективных усилий участников: компаний, университетов, исследовательских компаний, венчурных и им подобных фондов. Инновационная экосистема оформляет эти усилия, позволяя добиться синергетического эффекта.
Термин «инновационная экосистема» синтезирует два ключевых понятия: «инновационность» и «экосистема».
Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Экосистема является открытой системой и характеризуется входными и выходными потоками вещества и энергии. По определению Г. Г. Винберга, экосистема (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии [14].
Экосистема инноваций – среда, образованная непосредственно участниками инновационного процесса, в которой протекает их взаимодействие, направленное на создание и развитие инноваций.
В изданном сборнике статей «Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства» [12] приводится следующее определение экосистемы инноваций: «…сложная взаимосвязанная система организаций различной формы собственности, государственных институтов, законодательных и иных стимулов, социальных отношений, сервисов и практик, в рамках которой наиболее эффективным образом осуществляется процесс превращения новаторских инженерно-технических идей в успешные высокотехнологичные компании». Здесь же уточняется, что «коммерциализация знаний успешнее всего протекает в благоприятной поддерживающей среде, которую и принято именовать экосистемой венчурного инвестирования».
Инновационную экосистему можно определить и как сообщество (или сетевое сообщество), выступающее катализатором взаимодействия участников для трансформации, обмена, распространения и эффективного распределения знаний и иных ресурсов [16]. Одной из главных целей ИЭС как сообщества является организация кооперации участников инновационного процесса, в ходе которой агенты, не имеющие по отдельности достаточного объема ресурсов, в силу комплиментарности последних добиваются общих целей.
Таким образом, под инновационной экосистемой можно понимать самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся, открытую систему, характеризующуюся входными потоками идей, стоимости, людей, информации, ресурсов. В этом смысле инновационная экосистема это экономика, в которой действуют специфические субъекты экономических и социальных отношений. Отличие инновационной экосистемы в том, что она производит инновации, идеи, интеллектуальную собственность и людей для общества и других отраслей, которые в ответ дают ИЭС проблемы и запросы, а также ресурсы для саморазвития. ИЭС не может существовать без глобальной экономики, так как именно из нее идет спрос на инновации и изменения, а глобальная экономика без ИЭС обречена на стагнацию и деградацию, потому что ИЭС накапливает в себе ключевой креативный ресурс.
Основой ИЭС являются инноваторы или инновационные индивидуумы — те, кто создает, развивает и продвигает инновация на основе собственных мотиваций или на основе спроса. Кроме инноваторов в ИЭС входят различные агенты, которые помогают инноваторам — инвесторы, корпорации и фонды, финансирующие инновации. Существует два определяющих направления, которые поддерживают ИЭС — поток инноваций и поток спроса на инновации. Соответственно все участники ИЭС можно условно разделить на две категории — те, кто создает спрос на инновации и те, кто создает сами инновации.
Под инновационной понимается деятельность, связанная с трансформацией знаний в новые или усовершенствованные продукты (услуги), внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные на практике. При этом можно выделить следующие основные направления инновационной деятельности:
‒ проведение фундаментальных и прикладных исследований;
‒ разработка и испытания новой продукции и технологических процессов;
‒ приобретение ноу-хау, технической информации, профессиональных знаний и т. п.;
‒ инвестиции в инновационное оборудование;
‒ повышение квалификации персонала [9].
Таким образом, под инновационной экосистемой следует понимать саморазвивающуюся и саморегулирующуюся открытую систему, которая включает в себя совокупность элементов (участников), осуществляющих разработку и внедрение инноваций, и обеспечивает условия (инфраструктуру) для их эффективного распространения. Она создает инновации, необходимые для общества и других отраслей, которые в свою очередь формируют новые запросы и являются ресурсной базой для саморазвития данной экосистемы.
Таким образом, инновационная экосистема не может существовать сама по себе, не завися от глобальных экономических процессов. Тут прослеживается взаимозависимость. Со стороны экономической системы идет запрос на инновационные продукты и услуги, а экономика не сможет развиваться без креативных ресурсов инновационной экосистемы.
Основой инновационной экосистемы являются знания, которые творчески перерабатываются инноваторами и воплощаются в технологию, продукт или услугу, которые посредством среды, например, технопарковых структур, распространяются дальше (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Основные элементы инновационной экосистемы1
В зависимости от масштабов функционирования целесообразно выделить следующие уровни инновационных экосистем (рис. 1.2):
‒ макроуровень. Во-первых, это глобальная инновационная экосистема, т. е. среда с присущими ей участниками, в которой осуществляются глобальные инновационные проекты для реализации прорывов в признанных областях знаний (фотоника, нано- и биотехнологии, цифровизация, энергетика и др.). Во-вторых, это национальная инновационная экосистема, подразумевающая совокупность усилий государства, деятельности бизнес- и иных организаций различных организационно-правовых форм и частных лиц, направленных на создание, развитие, сохранение, распространение новых знаний и преобразование их в технологии, продукты (услуги);
‒ мезоуровень: региональные и отраслевые инновационные экосистемы. Региональные экосистемы являются основой национальных экосистем и должны обеспечивать реализацию государственной инновационной политики на уровне регионов. Отраслевые экосистемы развиваются, как правило, на платформе теории открытых инноваций, государственно-частного партнерства, организации исследовательской деятельности внутри корпораций и создания сети малых инновационных предприятий;
Рис. 1.2 Иерархия инновационных экосистем2
‒ микроуровень, т. е. инновационные экосистемы предприятий и организаций, в состав которых входят сами компании и формируемые ими сети поставщиков, рыночных посредников, потребителей и конкурентов. Сюда также можно отнести формирование экосистем продуктов компании, которые гармонично дополняют друг друга и позволяют потребителям при совместном использовании ощутить дополнительные удобства и преимущества [2]. Для самого предприятия экосистема продуктов позволяет усложнить переход потребителя к продукции конкурентов, формировать повышенную лояльность к бренду, снизить затраты на рекламу и т. д.