ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
1
Введение 2
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 3
1. Первичный смысл понятия этика. 6
2. Культура и этика 7
3. Понятие речевой этики 7
4. Этика речевого общения 9
5. Основные правила речевого этикета. 12
6. Особенности речевого этикета по телефону. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 21
Введение
В русском языке произношение, так же как и выбор слов, и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам.
При правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, оно облегчает общение между людьми, поэтому надо следить за своим произношением, надо правильно произносить звуки, их сочетания, правильно выделять ударные слоги.
Язык - важнейшее средство общения людей. Это - орудие мысли. Кроме того, он может являться ключом к успеху в работе и карьере. Грамотная, корректная и аргументированная речь является важнейшим фактором удачного проведения переговоров.
Всем людям приходится влиять на окружающих, но умение влиять особенности важно, когда успех зависит от способности ясно излагать свои мысли, убеждать окружающих в верности своей точки зрения.
В своей работе я попыталась выявить и изложить основы этических речевых норм, которые используются как в повседневной речи, так и в деловых переговорах, встречах, письмах.
Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Возникновение этикета как такового и речевого этикета, в частности, прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться. Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой –этикой.
В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п. Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде - все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях.
Термин «норма» по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. В современной лингвистике термин «норма» понимается в двух значениях: во-первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.
“Здравствуйте” радует нас. Как бы то ни было, но это является нормой этикета, и, знак приветствия нужен нам хотя бы для того, чтобы сказать: я тебя замечаю. Отсюда можно сделать вывод относительно того, что такое этикет. Это самые разнообразные словесные и несловесные знаки, оповещающие окружающих о принадлежности человека к той или иной, более широкой или более узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил выпадает из этой среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой - этикой.
Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит - отношения доброжелательного. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и обстановке общения. В одном случае получается текст: Тань, а Тань, сбегаем в кино!, а в другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна, разрешите пригласить вас на новый фильм. Мы каждый день и по много раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов - и т.д. и т.п. Мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим - и все это так, что учитываем и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что «так надо».
В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании. В целом речевой этикет - это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и всякий выбор, дело творческое.
1. Первичный смысл понятия этика.
В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.
Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...
Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.
2. Культура и этика
Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл.
Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции.
Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.
Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).
3. Понятие речевой этики
Речевой этикет представляет собой правила речевого поведения, систему "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения, имеющих свою специфику в разных национальных культурах.
В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все, более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, нужно владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно.
Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный и т.д.
Речевой этикет- есть ли точное его определение? Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения".Н.И.Формановская дает такое определение: “Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности” [4]
5. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение
Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингво-интенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.
Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти факторы:
Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.
4. Этика речевого общения
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.
Таким образом, речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.