Файл: Развивающее обучение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С пособность думать, анализировать, взвешивать обстоятельства и принимать решения, является одним из самых важных из тех, что можно развивать у учащихся. Человек умеющий мыслить критически, способен гармонично всесторонне развиваться, так как в большинстве случаев он любознателен, прекрасно умеет анализировать, вырабатывать свою точку зрения и способность отстаивать её логическими методами, способен взвешенно, рационально и комплексно воспринимать любые события или ситуации и чётко понимать причинно-следственные связи.

Знания, полученные простым путем, когда ученик получает готовые знания, очень часто забываются. Знания же добытые путем умственной работы школьника, путем его самостоятельного поиска остаются на всю жизнь. И  тут на помощь учителю приходят различные приёмы и технологии по развитию функциональной грамотности, формированию критического  мышления.

Я бы хотела остановиться на некоторых технологиях, приёмах и методах для достижения метапредметных результатов, которые я использую в своей работе на уроках окружающего мира.

  1. Развивающее обучение.

Ц елью данного вида обучения является  подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти.

Н а уроках в системе развивающего обучения основное внимание уделяется развитию мышления и речи ученика. Учащимся предлагаются творческие задания, вопросы, ситуации для выполнения которых необходимо прежде всего составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, поэтому на уроках в системе развивающего обучения преобладают групповые и парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Например, при изучении темы «Органы растений», я предлагаю учащимся рассмотреть различные виды растений и определить, что у них общего. Исходя из своих наблюдений, личного жизненного опыта дети приходят к выводу, о том из каких частей состоит растение. Далее разговор будет о том, почему очень важна для растения каждая его часть.


Н е меньший интерес у ребят вызвал вопрос о том, как молодая берёзка оказалась на крыше дома? Кто её там посадил?

Путём споров и нелепых ответов второклассники резюмируют, что семя дерева попало на крышу, где скопилась пыль и частицы земли. Всё это принес ветер. Значит, никто дерево не высаживал на крышу.

В разговоре о животных леса, дети рассуждают о животных, которые страдают от совы, волка и лисы. Приходим к выводу: чтобы спастись нужно, быть здоровым, иметь незаметный окрас шерсти, быстро бегать и уметь прятаться.

О бсуждая алгоритм, процесс выполнения заданий и получаемые ответы, учащиеся предельно эффективно развиваются. В процессе обсуждения у учащихся формируется не только учебная, но и социальная самостоятельность.

  1. Эвристическое обучение

Эвристика в общепринятом смысле - наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов.

Работая в парах, ребята фантазируют и представляют себя в образе белки и зайца. Вспоминают о том, как живут эти звери, чем питаются, где зимуют. Учащиеся обмениваются своим опытом, тем самым, открывая для себя новые знания о жизни животных, развивают свою речь и мышление.

И спользуя метод символического видения мы наблюдаем за предметами, явлениями, которым в повседневной жизни не придаём особого значения. Перед изучением темы «Твоё первое знакомство со звёздами» мы наблюдаем за восходом Солнца через окна класса. На уроке изучения этой темы мы к словосочетанию «восход Солнца» проводим речевые и графические аналогии, тем самым открываем значение светила для всего живого и вообще для планеты Земля.
Сравнивая Солнце с хорошо знакомыми нам предметами, дети сделали очень интересные и неожиданные умозаключения: «По форме Солнце похоже на мяч, но оно намного больше, потому что расположено очень далеко от Земли. Обруч – это окружность, а Солнце шар. Калач мягкий, но плотный на ощупь, а Солнце снаружи жидкое и очень горячее. Так что делаем вывод: из всех предложенных предметов Солнце похоже по форме на мяч.



Э вристическое обучение имеет цель – раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения – учеников, учителей через деятельность по созданию ими образовательной продукции. Для ученика – это изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности.

3.Информационно-коммуникативные технологии.

К ак и любой современный педагог, я постоянно использую в своей работе информационные технологии. Начиная от презентационного материала на уроке, до использования видеоуроков, образовательных платформ, выполнения домашних заданий на платформах РЭШ, Учи.ру, а так же участие в образовательных олимпиадах и конкурсах онлайн.

  1. П роблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроках окружающего мира эффективно применяется в этом случае прием «Четыре квадрата», способствующий систематизации результатов исследования и облегчающий построение речевого высказывания.

При применении этого приема записывается тема (или проблема) в виде полного законченного предложения, затем лист делится на 4 части. Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах пишутся слова (или предложения) для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов. Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.

При изучении темы, «Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы» работа в квадратах представлена в другом ракурсе. Понятие «река» рассматриваем с момента зарождения (прошлое системы), до момента будущего, когда река впадает в море. То есть четко прослеживаем, как и где зарождается река и где, фактически она перестает существовать, как система. Подсистема «Берега, дно, вода» включает в себя информацию о строении речной долины, об экологических факторах здоровья реки.

Еще один из приёмов проблемно-диалогического обучения является метод развития критического мышления, иными словами «рыба». В начале изучения царств живых организмов мы отвечаем на вопрос: «Какие бывают животные?». Называя подцарства животных, мы выделяем их особые черты. Например, приходим к чёткому пониманию, что паук не является насекомым, так как имеет 8 ног, а не 6. Звери покрыты шерстью, а рыбы чешуёй. Таким образом, четко понимаем, ч
тобы определить к какой группе отнести животное, нужно знать, сколько ног имеет и чем покрыто его тело, а так же можно добавить – в какой среде живёт и чем питается. То есть выстроить пищевую цепь.

Эффективность данной технологии обусловлена тем, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск решения самостоятельно сформулированной проблемы, а это позволяет приобрести более прочные знания – ведь ребенок до всего «дошёл» сам.

  1. Многомерная дидактическая технология

На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

Р ебята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Что такое погода” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Погода” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, на минутку стать учениками и заполнить карту –памяти.

Давайте проверим, совпало ли наше творение с работой детей. Ребята использовали учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Благодаря этой технологии обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

Приём «Удивляй», или  «Яркое  пятно» .

Данный метод очень хорошо работаем на этапе формирования темы урока. Ситуация противоречия между известным и неизвестным способствует поиску самостоятельного решения и коллективного обсуждения, учащиеся приходят к постановке целей урока. В данной ситуации отрывок из сказки «Снежная Королева» выполняет три функции: выход на тему урока, постановка цели урока, а так же является опорой при построении логической опорной схемы по теме.


П редлагаю детям послушать отрывок из сказки Г. Х. Андерсена:

" Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"

 Задаю вопрос по услышанному:

- Где могла бы жить Снежная королева? (На Севере, в Арктике)

- Назовите тему нашего урока.

             - Что вы представляете, когда слышите слово ПУСТЫНЯ?

-Эту зону часто называют арктической пустыней. А как вы думаете, почему?

Приходим к выводу, оказывается, пустыня - это не только место с жарким и засушливым климатом, но и районы, где очень холодно.

 Переходим к целеполаганию,

- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы.

 Давайте вместе вернемся к тексту и попытаемся вычленить опорные слова для темы «Арктика».

Ярким пятном в данном случае выступил отрывок из сказки. Это может быть необычный предмет для данного урока, мультфильм, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске, которая помогает выстроить подводящий к теме диалог и смотивировать учащихся к изучению материала.

  Прием «Творческая мастерская»  применяется на обобщающих уроках окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечеÐ