ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С пособность думать, анализировать, взвешивать обстоятельства и принимать решения, является одним из самых важных из тех, что можно развивать у учащихся. Человек умеющий мыслить критически, способен гармонично всесторонне развиваться, так как в большинстве случаев он любознателен, прекрасно умеет анализировать, вырабатывать свою точку зрения и способность отстаивать её логическими методами, способен взвешенно, рационально и комплексно воспринимать любые события или ситуации и чётко понимать причинно-следственные связи.
Знания, полученные простым путем, когда ученик получает готовые знания, очень часто забываются. Знания же добытые путем умственной работы школьника, путем его самостоятельного поиска остаются на всю жизнь. И тут на помощь учителю приходят различные приёмы и технологии по развитию функциональной грамотности, формированию критического мышления.
Я бы хотела остановиться на некоторых технологиях, приёмах и методах для достижения метапредметных результатов, которые я использую в своей работе на уроках окружающего мира.
-
Развивающее обучение.
Ц елью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти.
Н а уроках в системе развивающего обучения основное внимание уделяется развитию мышления и речи ученика. Учащимся предлагаются творческие задания, вопросы, ситуации для выполнения которых необходимо прежде всего составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, поэтому на уроках в системе развивающего обучения преобладают групповые и парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.
Например, при изучении темы «Органы растений», я предлагаю учащимся рассмотреть различные виды растений и определить, что у них общего. Исходя из своих наблюдений, личного жизненного опыта дети приходят к выводу, о том из каких частей состоит растение. Далее разговор будет о том, почему очень важна для растения каждая его часть.
Н е меньший интерес у ребят вызвал вопрос о том, как молодая берёзка оказалась на крыше дома? Кто её там посадил?
Путём споров и нелепых ответов второклассники резюмируют, что семя дерева попало на крышу, где скопилась пыль и частицы земли. Всё это принес ветер. Значит, никто дерево не высаживал на крышу.
В разговоре о животных леса, дети рассуждают о животных, которые страдают от совы, волка и лисы. Приходим к выводу: чтобы спастись нужно, быть здоровым, иметь незаметный окрас шерсти, быстро бегать и уметь прятаться.
О бсуждая алгоритм, процесс выполнения заданий и получаемые ответы, учащиеся предельно эффективно развиваются. В процессе обсуждения у учащихся формируется не только учебная, но и социальная самостоятельность.
-
Эвристическое обучение
Эвристика в общепринятом смысле - наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов.
Работая в парах, ребята фантазируют и представляют себя в образе белки и зайца. Вспоминают о том, как живут эти звери, чем питаются, где зимуют. Учащиеся обмениваются своим опытом, тем самым, открывая для себя новые знания о жизни животных, развивают свою речь и мышление.
И спользуя метод символического видения мы наблюдаем за предметами, явлениями, которым в повседневной жизни не придаём особого значения. Перед изучением темы «Твоё первое знакомство со звёздами» мы наблюдаем за восходом Солнца через окна класса. На уроке изучения этой темы мы к словосочетанию «восход Солнца» проводим речевые и графические аналогии, тем самым открываем значение светила для всего живого и вообще для планеты Земля.
Сравнивая Солнце с хорошо знакомыми нам предметами, дети сделали очень интересные и неожиданные умозаключения: «По форме Солнце похоже на мяч, но оно намного больше, потому что расположено очень далеко от Земли. Обруч – это окружность, а Солнце шар. Калач мягкий, но плотный на ощупь, а Солнце снаружи жидкое и очень горячее. Так что делаем вывод: из всех предложенных предметов Солнце похоже по форме на мяч.
Э вристическое обучение имеет цель – раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения – учеников, учителей через деятельность по созданию ими образовательной продукции. Для ученика – это изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности.
3.Информационно-коммуникативные технологии.
К ак и любой современный педагог, я постоянно использую в своей работе информационные технологии. Начиная от презентационного материала на уроке, до использования видеоуроков, образовательных платформ, выполнения домашних заданий на платформах РЭШ, Учи.ру, а так же участие в образовательных олимпиадах и конкурсах онлайн.
-
П роблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроках окружающего мира эффективно применяется в этом случае прием «Четыре квадрата», способствующий систематизации результатов исследования и облегчающий построение речевого высказывания.
При применении этого приема записывается тема (или проблема) в виде полного законченного предложения, затем лист делится на 4 части. Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах пишутся слова (или предложения) для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов. Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.
При изучении темы, «Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы» работа в квадратах представлена в другом ракурсе. Понятие «река» рассматриваем с момента зарождения (прошлое системы), до момента будущего, когда река впадает в море. То есть четко прослеживаем, как и где зарождается река и где, фактически она перестает существовать, как система. Подсистема «Берега, дно, вода» включает в себя информацию о строении речной долины, об экологических факторах здоровья реки.
Еще один из приёмов проблемно-диалогического обучения является метод развития критического мышления, иными словами «рыба». В начале изучения царств живых организмов мы отвечаем на вопрос: «Какие бывают животные?». Называя подцарства животных, мы выделяем их особые черты. Например, приходим к чёткому пониманию, что паук не является насекомым, так как имеет 8 ног, а не 6. Звери покрыты шерстью, а рыбы чешуёй. Таким образом, четко понимаем, ч
тобы определить к какой группе отнести животное, нужно знать, сколько ног имеет и чем покрыто его тело, а так же можно добавить – в какой среде живёт и чем питается. То есть выстроить пищевую цепь.
Эффективность данной технологии обусловлена тем, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск решения самостоятельно сформулированной проблемы, а это позволяет приобрести более прочные знания – ведь ребенок до всего «дошёл» сам.
-
Многомерная дидактическая технология
На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.
Р ебята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.
Изучая новую тему “Что такое погода” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Погода” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, на минутку стать учениками и заполнить карту –памяти.
Давайте проверим, совпало ли наше творение с работой детей. Ребята использовали учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.
Благодаря этой технологии обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.
Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.
Приём «Удивляй», или «Яркое пятно» .
Данный метод очень хорошо работаем на этапе формирования темы урока. Ситуация противоречия между известным и неизвестным способствует поиску самостоятельного решения и коллективного обсуждения, учащиеся приходят к постановке целей урока. В данной ситуации отрывок из сказки «Снежная Королева» выполняет три функции: выход на тему урока, постановка цели урока, а так же является опорой при построении логической опорной схемы по теме.
П редлагаю детям послушать отрывок из сказки Г. Х. Андерсена:
" Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"
Задаю вопрос по услышанному:
- Где могла бы жить Снежная королева? (На Севере, в Арктике)
- Назовите тему нашего урока.
- Что вы представляете, когда слышите слово ПУСТЫНЯ?
-Эту зону часто называют арктической пустыней. А как вы думаете, почему?
Приходим к выводу, оказывается, пустыня - это не только место с жарким и засушливым климатом, но и районы, где очень холодно.
Переходим к целеполаганию,
- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы.
Давайте вместе вернемся к тексту и попытаемся вычленить опорные слова для темы «Арктика».
Ярким пятном в данном случае выступил отрывок из сказки. Это может быть необычный предмет для данного урока, мультфильм, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске, которая помогает выстроить подводящий к теме диалог и смотивировать учащихся к изучению материала.
Прием «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечеÐ