Файл: Патриотическое звучание и нравственная проблематика Слова о полку Игореве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если бы Анна Сергеевна приняла предложение Базарова, то ей пришлось бы менять порядок жизни, к которому она уже привыкла. Кроме этого, нельзя не отметить, что такое сильное чувство, которое зародилось в душе Базарова, требует в ответ не менее сильного чувства. К этому Анна Сергеевна не готова. За последние несколько лет она привыкла все делать только для себя и любит она только себя. Она размышляет: "Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете".
Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность.
Билет 4
Вопрос 1
Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.
"И жизнь, и слезы, и любовь..." Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.
В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотворяющее страдание. В стихотворении "Желание" он пишет:
Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя?
Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.
В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихией жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия "Погасло дневное светило...". В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, "кипит" и "замирает", бросается от движения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А. С. Пушкин говорит о том, что "глубоких ран любви ничто не излечило" - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.
Замечательное послание "К морю" написано в 1824 году. На первый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что свобода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...
Чары этой любви лишают героя возможности ответить на "зов" моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворений о любви - "Сожженное письмо" и "К***" ("Я помню чудное мгновенье"). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
Стихотворение "К***" - послание. Многие видят в нем выражение отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.
Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: "голос нежный", "милые" и "небесные черты" - вот она, героиня стихотворения, совершенный образ женской красоты.
Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.
Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это "гений чистой красоты", то в конце, композиционно завершая произведение, звучит:
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В памяти остаются слова, из которых соткано "чудное мгновение", образ любимой.
Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. "Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты..." (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), "в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суета. .."(годы жизни в Петербурге), "шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты..." (Южная ссылка), "в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои..." (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.
Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и "вдохновенье".
В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой А. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляется стихотворение "На холмах Грузии лежит ночная мгла". В нем печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: возвышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворении - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя "горит" и "любит", потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.
Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, которое называется по первой строчке "Я вас любил". Это стихотворение обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причинять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чувства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей возлюбленной:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последних строчках этого стихотворения звучит столько душевной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.
Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвинений, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та любовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.
Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвященные его жене Наталье Гончаровой. В сонете "Мадонна" Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее "чистейшей прелести чистейший образец". Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божественном смысле семейного счастья.
На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна способна сделать человека, поистине счастливым.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что "чувства добрые"
возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".
Вопрос 2
Образ дна и проблема нравственного выбора человека в пьесе М.Горького «На дне».
Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горького начала 1900-х годов XX столетия - пьеса "На дне". Герои пьесы, люди самого различного характера и социального положения, оказались в подвале, похожем на пещеру или даже тюрьму. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своем былом успехе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против существующей действительности. Горький не дает подробного описания жизненного пути героев пьесы, но и те черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают его замысел.
В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны, которая' никогда досыта не ела, "всю жизнь мою дрожала..., мучилась...как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила...всю мою несчастную жизнь..."
И у рабочего Клеща доля тяжела: "Работы нет...силы нет! Вот -правда! Издыхать надо...".
Предметом изображения в драме Горького становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью.
Среди героев ночлежки есть такие, кто ищет в человеке противостоящие уродливой действительности душевные силы. Эти силы, рожденные больным воображением фантазии, оказываются несостоятельными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действительность. Автор не скрывает своей чуткости к смятенным мечтам Насти (жажда подлинной любви), Наташи (разрушить, изменить нудную реальность), Актера (возвращение утраченного дара, таланта), Татарина (надо честно жить). О тайных идеалах все эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивают слова. Между тем принципы их поведения обусловлены представлениями о добре и красоте.