Файл: Курсовая работа по дисциплине Теплотехника Студент гр. Гр2011 М. Н. Осокин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
q4, % от механической неполноты сгорания топлива скла-дываются из трех составляющих: потерь теплоты топлива со шлаком, потерь теплоты с провалом топлива под колосниковую решетку и потерь теплоты с частичками топлива, уносимыми уходящими газами, и также принимаются в зависимости от вида топлива и типа топки согласно таблиц А.7, А.8 приложений


1.7 Потери теплоты q5, %в окружающую среду
Потери теплоты q5, %в окружающую среду зависят от размеров поверхности котлоагрегата, качества обмуровки и тепловой изоляции.
В данном случае












По полученным данным можно начертить схему рассчитанного теплового баланса (рисунок 1.1).




Q1 = кДж/кг




q1 = 73,72 %




Q2 = кДж/кг



q2 = 8,12 %




Q3 = кДж/кг





Q4 = 0 кДж/кг

q3 = 0,5 %



q4 = 0 %




Q5 = кДж/кг



q5 = 17,66 %





Рисунок 1.1 – Схема теплового баланса парогенераторной установки
Вывод

Самая большая в %-м соотношении в нашем задании стала теплота, полезно использованная в котолоагрегате, т. е. расходуемая на получение пара
q1 = 73,72 % (соответствует диапазону 60-90 %). За 100 % мы принимаем располагаемое количество тепла, вносимое в топку. Далее рассчитали по формулам потерю теплоты q2 = 8,12 % с уходящими газами и определили потерю теплоты q5 = 17,66 % в окружающую среду, которая зависит от размеров поверхности котлоагрегата, качества обмуровки и тепловой изоляции, т. е. путем вычитания из полезно использованной теплоты всех остальных. Получили и изобразили графически схему теплового баланса парогенераторной установки.

3. Назовите основные виды топлив и опишите основные характеристики твердого, жидкого и газообразного топлива.

Топливо - горючие вещества, используемые для получения тепла. В широком смысле, под топливом понимают, один из видов потенциальной энергии (энергоноситель).

Различают: естественное топливо (непосредственно существующее в природе) – древесина, уголь, торф, природный газ, и искусственное (являющееся продуктом переработки естественного топлива) – древесный уголь, мазут, искусственные газы. В зависимости от величины теплоты сгорания различают: высокосортное топливо (с высокой теплотой сгорания) и низкосортное топливо.

Основные виды топлива: твердое, жидкое и газообразное топливо. В зависимости от вида используемого топлива различают: газовые котлы, жидкотопливные котлы, твердотопливные котлы, электрические котлы и комбинированные котлы.

1)Основные характеристики твердого топлива.

Ископаемые твердые топлива (за исключением сланцев) являются продук­тами разложения органической массы растений. Твердые топлива можно разделить:

Торф - самое молодое. Представляет собой плотную массу, об­разовавшуюся из перегнивших остатков болотных растений. Выход летучих до 70 %. Высокая влажность 40 – 50 %. Низкая теплота сгорания 8,38 – 10,48 МДж/кг.

Бурые угли. Плотность 500 – 1300 кг/м3. Низшая теплота сгорания на рабочую массу 10,0 – 17,0 МДж/кг. Выход летучих 40 – 50 %. Влажность 30 – 58 %.

Каменные угли. Плотность 1150 – 1500 кг/м3. Обладают повышенной прочностью и меньшей пористостью, чем бурые. Высшая теплота сгорания во влажном беззольном состоянии более 24,0 МДж/кг. Выход летучих более 9 %.

Антра­цит. Плотность 1400 – 1700 кг/м

3. Наиболее старый из всех. Выход летучих на менее 9 %. Низшая теплота сгорания на рабочую массу 23,0 – 27,0 МДж/кг.

Древесина. Является возобновляемым твердым топливом. Доля ее в энергоба­лансе мира сейчас чрезвычайно невели­ка.

Твердые и жидкие топлива состоят из горючих (углерода - С, водорода - Н, серы - S) и негорючих (азота - N и кислорода - О) элементов и балласта (золы - А, влаги - W).

Свойства топлива как горючего мате­риала определяются составом его в су­хом беззольном состоянии (обозначается индексом «daf»). В него включаются элементы, составляю­щие органическую массу топлива, и кол­чеданная сера, сгорающая вместе с орга­нической массой.

Cdaf + Hdaf + Odaf + Ndaf + Sс daf =100%,

где Sc - суммарное содер­жание горючей серы, %.

Горючими в органиче­ском топливе являются: углерод, водород и сера.

С увеличением возраста топлива:

- содержание углерода увеличивается (от 40 у древесины до 93 % у антраци­та);

- содержание водорода - слегка уменьшается (от 6 до 2 %);

- содержание кислорода уменьшается (от 42 до 2 %).

При полном сгорании углерода обра­зуется относительно безвредный диоксид углерода СО2.

При сгорании серы образуется ток­сичный сернистый ангидрид SO2 и (в небольших количествах) еще более токсич­ный серный ангидрид SO3. Выброс их с продуктами сгорания вызывает загряз­нение воздушного бассейна.

При сгорании азотсодержащих соединений в высокотемпературных топ­ках образуются сильнотоксичные оксид NO и диоксид NO2 (при температуре свыше 1200 °С они образуются также и из атмосферного азота).

Топливо в том виде, в котором оно сжигается в технических устройствах, характеризуется его рабочим состоянием (индекс r). В его состав входят зола А и влага W, составляющие балласт топлива:

Cr + Hr+ Or + Nr+ S r+Ar+Wr=100%.

Влажность топлива определяет­ся по ГОСТ высушиванием навески при 105—110 °С. Максимальная влажность в рабочем состоянии доходит до 50 % и более и определяет экономическую це­лесообразность использования данного горючего материала и возможность его сжигания.

Состав топлива в сухом состоя­нии:

C+ Hd + Od + Nd + Sd+A=100%.

Зола включает в себя минеральные примеси, занесенные водой и ветром в период образования пластов топлива, и просто частицы породы, захватывае­мые вместе с ним при добыче. В соответствии с существующими са­нитарными нормами образующуюся при сгорании топлива золу необходимо улав­ливать.


Процентное содержание: Sс daf до 9 %; Cdaf до 93 %; Ndaf - 1 – 2 %; Wr до 50 %; Ad – 50 % и более.

При нагревании твердого топлива без доступа воздуха его органическая масса разлагается, в результате чего об­разуются газы, водяные и смоляные пары и углеродсодержащий остаток. Сум­марное количество выделяющихся летучих веществ увеличивается с ростом температуры и времени выдер­жки. Этот процесс в основном заканчи­вается при 700—800 °С. По ГОСТ выход летучих Vdaf в процентах на сухое беззольное состояние определяется пу­тем прокаливания 1 г топлива в закры­том тигле при 850±10 °С в течение 7 мин. Выход летучих является важней­шей характеристикой топлива и умень­шается по мере увеличения его возраста. Чем больше выход летучих, т. е. чем больше сухой беззольной массы превра­щается при нагревании в горючий газ, тем проще зажечь это топливо и легче поддерживать устойчивое горение. Орга­ническая часть древесины и горючих сланцев при нагревании без доступа воз­духа почти целиком переходит в летучие вещества (Vdaf = 85 - 90 %), в то время как у антрацитов Vdaf =3 - 4 %. Именно большой выход летучих определяет хоро­шую горючесть древесины.

К характеристикам твердого топлива также относят свойства кокса и теплоту сгорания.

2) Основные характеристики жидкого топлива

Практически все жидкие топлива по­ка получают путем переработки нефти. Сырую нефть нагревают до 300—370 °С, после чего полученные пары разгоняют на фракции, конденсирующиеся при раз­личной температуре:

  1. сжиженный газ (выход около 1 %);

  2. бензиновую (около 15%, 30 -180 °С);

  3. керосиновую (около 17%, 120 -135 °С);

  4. дизель­ную (около 18%, 180 - 350 °С);

  5. жидкий остаток с температурой начала кипения 330 – 350°С называется мазу­том.

Мазут. Мазутная фракция может подвер­гаться дальнейшей переработке на свет­лые нефтепродукты путем крекинга, т.е. расщепления тяжелых молекул на более легкие. Мазут, как и мотор­ные топлива, представляет собой слож­ную смесь углеводородов (Сr = 84 – 86 %) и водород (Нr =10 – 12 %).

Мазуты, получаемые из нефти ряда месторождений, могут содержать много серы (до 4,3 %), что резко усложняет защиту оборудования и окружающей среды при их сжигании.

Зольность мазута не должна превы­шать 0,14 %, а содержание воды должно быть не более 1,5 %.

Нефтяные мазуты в зависимости от области применения подразделяют на флотский мазут (Ф5, Ф12), котельное и печное топливо (топочный М40, М100). Последние подразделяются, согласно ГОСТ, на малосернистые (
),сернистые ( ) ивысокосернистые ( ).

К характеристикам мазута также относят теплоту сгорания.

Основными моторными топливами являются бензины и дизельные топлива, получаемые путем переработки нефти и представляющие собой смеси различных углеводородов. Используются также сжатые и сжиженные газы; синтетические топлива, получаемые пере работкой угля, сланцев, битуминозных песков; спирты; эфиры (являющиеся изомерами спиртов).

Бензины. Автомобильные бензины представляют собой смеси углеводородов, выкипающих в диапазоне температур 35...205°С. В России вырабатываются бензины марок А-76, АИ-93 (АИ-92), АИ-95, по ГОСТ 2084-77 а также бензины с улучшенными экологическими свойст­вами (НОРСИ АИ-80, |НОРСИ АИ-92, НОРСИ АИ-95).С 1.01.1999 г. в РФ введен новый ГОСТР 51105 на автомобильные бензины неэтилированных марок: нормаль-80; регуляр-91; премиум-95; супер-98. В 1998г. доля неэтилированных бетаинов составила 81% общего выпуска. В последние годы в ряде стран на­чато производство экологически чистых модифицированных бензинов с обязательным добавлением кислородсодержащих компонентов. Цифры в марке бензина показывают октановое число (ОЧ), которое характеризует детонационную стойкость бензинов. Наименьшей детонационной стойкостью обладают парафины, наибольшей - ароматические углеводороды. С увеличением количе­ства атомов углеводорода в молекуле ОЧ уменьшается.

Испаряемость бензинов определяется в основном кривой фрак­ционной разгонки (фракционным составом) и давлением насыщен­ных паров.

Важными эксплуатационными свойствами бензинов являются также прокачиваемоетъ, склонность к образованию отложений, коррозионная активность и др.

Дизельные топлива. Топлива для дизелей выраба­тывают в основном из гидроочищенных фракций прямой перегонки нефти. Дизельные топлива включают следующие группы уг­леводородов (%): нормальные парафиновые - 5...30, изопарафиновые -18.. .46, нафтеновые - 23.. .60, ароматические - 14...35.

В России вырабатывают три сорта дизельного топлива: "л" (летнее) - для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше, "з" (зимнее) - для эксплуатации при температуре - 20°С и выше, "а" (арктическое) - для температуры окружающего воздуха -50°С и выше.