Файл: Определение электронной коммерции. Формы электронной коммерции.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы функционирования электронной коммерции
Понятие электронной коммерции и платежная инфраструктура
Мотивы и стимулы для перехода к технологии электронных платежей
Аналитический обзор состояния отрасли электронной коммерции
Тенденции развития рынка товаров повседневного спроса (FMCG) в 2020 году
Введение
Актуальность работы обусловлена возрастающим влиянием электронных информационных технологий на мировую экономическую систему, что ведет к развитию электронного бизнеса. Век информационных технологий диктует новые правила развития международной торговли, задает новый вектор развития взаимоотношений между фирмами и потребителями, и устанавливает новые стандарты регулирования отрасли международной торговли.
Электронная коммерция зародилась благодаря широкому распространению интернета среди населения и желанию фирм оптимизировать свои стратегии благодаря применению автоматизированных схем продаж управления ресурсами и бизнесом.
В России доля электронной торговли за последние несколько лет стремительно увеличилась, но, тем не менее, составляет около 2% ВВП, в странах лидерах по объему электронной торговли (США, Великобритания, Китай)данный показатель достигает значения 10%.
Так как электронные платежи являются неотъемлемой частью электронной торговли и одним из ее наиболее важных аспектов, то для национальной платежной системы важно адаптироваться к меняющимся тенденциям мировой торговли.
Объектом исследования является международный рынок электронной коммерции. Предметом исследования являются платежные технологии безналичных расчетов для обслуживания сделок в электронной коммерции.
В связи с этим в своей работе выдвинула следующую гипотезу: развитие надежной и эффективной платежной инфраструктуры в России позволит увеличить объемы рынка электронной коммерции.
Цель работы состоит в изучении степени влияния национальной платежной системы на отрасль электронной коммерции и разработке на этой основе предложений по развитию эффективности отрасли электронной коммерции.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- провести анализ теоретический концепции электронных платежей и влияния указанной технологии на электронную коммерцию
- рассмотреть платежные системы в Интернете и основные стандарты проведения платежных транзакций
- изучить тенденции мирового рынка электронной коммерции и международный опыт организации безопасных безналичных расчетов
- провести анализ современного состояния рынка электронной коммерции в России, выявить особенности, проблемы
- на основе международного опыта предложить направления развития НПС для активизации отрасли электронной коммерции в России
Глава 1. Теоретические и методологические основы функционирования электронной коммерции
Понятие электронной коммерции и платежная инфраструктура
Начало развитию электронной торговли было положено в 1960 году американской компанией American Airlines, которая привлекла IBM, одну из ведущих корпораций в области IT, для внедрения автоматизированной системы резервирования мест на самолеты. Созданная IBM система SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment) позволила клиентам авиакомпании оптимизировать свое время при выборе тарифов на рейсы, а самой авиакомпании увеличить пассажиропоток и снизить затраты за счет автоматизации производства, что впоследствии позволило снизить стоимость услуг.
Следующим этапом становления электронной коммерции (ЭК) стала созданная в 1968 году система электронных переводов клиринга BACS (Bankers Automated Clearing Services) в Великобритании. Позже эту технологию переняли в США, где в 1970 году Нью-Йоркской ассоциацией клиринговых палат была внедрена система CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), которая заменила бумажные чеки электронными переводами.
После того как 12 августа 1981 г.корпорация IBM представила первый персональный компьютер, ЭК стала стремительно развиваться и в частном секторе. Знаменательной датой в развитии ЭК считается 4 сентября 1995 года - дата открытия аукциона еВау, который и в настоящий момент является крупнейшей мировой торговой интернет площадкой. Дальнейшее развитие электронной коммерции напрямую отражает мировую тенденцию к распространению персональных компьютеров и сети Интернет. Возникновение электронных платежей привело к ускорению развития ЭК.
Сегодня в среднем 1,1 млрд. человек совершили хотя бы одну покупку в интернете, что составляет более 40% всех интернет пользователей планеты. Наибольшее количество онлайн покупателей находится в регионе Азии и Океании (460 млн., или 43% всех онлайн покупателей), далее следуют страны Западной Европы (182,3 млн. или 17%), Северная Америка - 172 млн. или 16%, и примерно одинаковую долю (по 8%) занимают Африка, Латинская Америка и Центральная и Восточная Европа[1]. Данные показатели проиллюстрированы диаграммами в Главе 2.
Во всех регионах особой популярностью пользуются такие категории товаров как авиабилеты, а также покупка билетов на развлекательные мероприятия. Одежда, аксессуары и обувь наиболее популярны среди жителей Азии, Северной Америки и Европы. В Африке распространена продажа мобильных телефонов через интернет. Для США и Европы покупка электронных книг является также особо популярной[2].
Согласно Типовому закону Комиссии ООН по международному торговому праву ЮНСИТРАЛ (UNCITRAL – United Nations Commission on International Trade Law) «Об электронной̆ торговле», разработанном в 1996 г. электронная торговля – это «сделка, заключаемая с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, предусматривающих использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации»[3].
Электронная коммерция, по сравнению с электронной торговлей, является более широким понятием и охватывает больший спектр сделок и операций, торговля лишь часть коммерции.
Рассмотрим более подробно структуру отрасли ЭК:
Рисунок 1. Структура отрасли ЭК
Понятие электронная коммерция охватывает широкий спектр экономических отношений между агентами: сделки купли-продажи, проектирование, профессиональный консалтинг, лизинг, страхование, банковские услуги. Данная работа ориентирована на анализ сферы электронной коммерции, в которой задействована технология использования безналичных платежных операций.
Так как электронные платежи являются неотъемлемой частью электронной торговли и одним из ее наиболее важных аспектов, рассмотрим более подробно финансовую инфраструктуру, обеспечивающую перевод денежных средств между участниками рынка электронной коммерции.
Национальная платежная система (НПС) - один из основных компонентов финансовой инфраструктуры. НПС формирует общественное доверие к национальной валюте как средству платежа и обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики, формируя совокупный денежный спрос.
Платежная система - совокупность организаций, осуществляющих механизм перевода денежных средств. Основными игроками платежной системы являются: операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы.
Оператор платежной системы определяет принципы и правила платежной системы, несет ответственность за организацию и функционирования платежной системы.
Оператор услуг платежной инфраструктуры состоит из операционного центра (услуги по переводу денежных средств), платежного клирингового центра (исполнение распоряжений участников платежной системы, обработка) и расчетного центра (исполнение распоряжений, т.е. списание/зачисление средств на банковские счета, процедура подтверждения).
Участники платежной системы - организации, оказывающие услуги по переводу денежных средств, включая банки, платежные агентов, федеральную почтовую связь, при оказании ею платежных услуг.
Рассмотрим инфраструктуру платёжной системы на схеме, отображенной ниже:
Рисунок 2. Инфраструктура платежной системы
Важным элементом современной платежной системы является электронное средство платежа. Это механизм, позволяющий клиенту передавать распоряжения о безналичном переводе денежных средств с использованием информационных технологий, платежных карт и иных устройств.
Совершенствование НПС - это комплексный проект развития инфраструктуры, включая платежные инструменты и операционные, клиринговые расчетные центры, и институты, правовую базу, стандарты, механизмы консультаций.
Транзакционные издержки — это издержки, возникающие в процессе обмена правами собственности, издержки в условиях неполной информации на рынке (издержки на охрану интеллектуальных прав, полиция, банк, страховое агентство). Так как возникновение электронной торговли кардинально изменяет взаимоотношения между агентами рынка, снижая транзакционные затраты фирм, связанные с поиском информации о потенциальном партнере/продавце и качестве товара/услуги, в случае, если вопрос защиты и охраны прав собственности закреплен. То есть существует оптимальное соотношение между рыночной силой и директивными методами управления «подобно равновесию льда и воды при нуле градусов», при котором транзакционные издержки стремятся к нулю и, соответственно, эффективность в отрасли возрастает.
Рисунок 3. Транзакционные издержки по Коузу
Проведем сравнительный анализ уровня издержек для обычных и электронных транзакций, разделив их на 5 основных групп:
- поиск информации
Данные издержки обусловлены асимметрией информации на рынке, необходимостью затрачивать время на поиск потенциальных покупателей/продавцов, покупку товаров субститутов по завышенной цене.
Интернет среда позволяет значительно снизить время на поиск необходимого товара и позволяет оптимально использовать свободное время не тратя его на дорогу, и не оплачивать проезд к магазину. При помощи специально созданных приложений покупатель может автоматически выбрать наиболее низкую из предложенных на рынке цен. Соответственно, сравнивая электронную торговлю с традиционной, можно утверждать, что издержки на поиск информации в интернет-среде значительно ниже, чем на реальном рынке.
- переговоры и заключение контрактов
Обсуждение условий сделки, оформление заказа, юридические формальности.
При отлаженном механизме совершения транзакции в сфере электронной коммерции, онлайн покупки требуют меньших затрат, так как процесс отчасти автоматизирован и в некоторых случаях работа консультантов сводится к минимуму, с другой стороны, в ЭК возможны некоторые юридические сложности, обусловленные спецификой налогообложения, возврата, гарантийного обслуживания, перехода прав собственности т.д. Следовательно, уровень издержек в сфере традиционной торговли на национальном уровне пока остаётся ниже, учитывая, что не все интернет-ритейлеры полностью адаптировались к новой среде и разработали необходимые механизмы упрощения процедуры заключения контрактов. С другой стороны, с точки зрения ведения бизнеса на международном уровне, издержки значительно ниже в интернет пространстве, так как необходимость переездов, перелетов, непосредственных встреч практически исчезает.
- издержки измерения
Невозможность достоверной оценки качества и стоимости товара (в особенности ярко выражена на рынке услуг). Решение-стандартизация, гарантии, право обмена брака. Традиционная торговля имеет преимущество с точки зрения данного вида издержек, однако развитие системы честных оценок других пользователей позволяет узнать о товаре больше, чем мог бы рассказать продавец, и, соответственно, оценка качества будет основываться на опыте и рекомендациях реального покупателя, что упрощает процесс оценки. Невозможно однозначно ответить на вопрос, в каком случае издержки измерения ниже.
- издержки спецификации и защиты прав собственности
Надежная правовая защита требует финансовых вложений, так как риски очень высоки, необходимы патенты, лицензирование, защита авторского права. Эта сфера электронной коммерции жестко регулируется и контролируется во многих развитых странах, однако, так как Интернет пространство - специфический рынок, бороться с пиратством и незаконной торговлей значительно сложнее, чем в сфере традиционной торговли.
- издержки оппортунистического поведения
Обусловлены вероятностью возникновения нечестного поведения индивида после заключения сделки с целью получения большей прибыли, существует моральный риск (moral hazard) всегда. В случае электронной коммерции вероятность возникновения оппортунистического поведения крайне велика, если в стране не существует развитой нормативно правовой базы и процедуры защиты вследствие выявления нечестного поведения одного из авторов сделки. К примеру, после оплаты онлайн, впоследствии доставленный товар может не соответствовать заявленным требованиям. В случае традиционной торговли издержки оппортунистического поведения индивида меньше.