Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 7
Таким образом, и чтение, являясь речевым процессом, обеспечивается функционированием ЦНС: согласованной деятельностью всех областей головного мозга человека, включенностью всех отделов мозга в процесс: начиная с автоматизмов нейрофизиологического характера (движения глаза) при зрительной обработке − декодировании текста и до высшего анализа и синтеза − при смысловой обработке информации. Изменения строения и иннервации голосового аппарата, развитие ассоциативных областей коры, в том числе в результате трудовой деятельности, усложнение жестовой коммуникации, а следовательно, совершенствование языка, развитие системы связей коры, обусловленное вышеперечисленными (и не только) процессами, – вот далеко неполный список событий, повлиявших на становление речи в недавнем, с точки зрения эволюции, прошлом. В результате постепенно накапливающиеся в ходе эволюции изменения речевых и других структур мозга, а главное – связей между ними, делают возможным формирование сложной системы коммуникации на основе речи.
Резюмируя выше сказанное, мы понимаем, что существует несколько взаимно связанных видов речи: внешняя речь (устная и письменная речь), и внутренняя речь. Устная, письменная и внутренняя виды речи различны не только условиями их генеза, но и физиологическими особенностями зарождения у ребенка. При этом важно отметить, что исследования показывают, что наряду с выполнением познавательной и коммуникативной функцией речь выступает как средство регуляции деятельности, поведения человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенной работы, нам представляются важными следующие выводы:
- в первой главе мы рассмотрели механизмы формирования речи на основе изучения научных источников в области физиологии. Прежде всего, следует подчеркнуть, что речевая деятельность связана не только с левым полушарием, и правое полушарие играет в организации речевых процессов ничем незаменимую роль. Эта роль сводится, во-первых, к созданию состояний психической активности субъекта, на основе, присущей человеку потребности общения, которая понимается нами в более широком смысле, чем коммуникация, как передача информации с помощью речи и других знаковых средств. Потребность общения, как бескорыстное стремление к участию в деятельности других людей, является основой собственно человеческого поведения, вводит человека в социальные отношения. Без этого состояния речевой процесс, либо вообще не возникает, либо происходит в самых элементарных формах, отражающих негативное отношение к собеседнику. Разумеется, все другие психические процессы – мышление, произвольное действие, и т.д. – находятся в инактивном состоянии. Системы мозга, ответственные за создание этих состояний психической активности, относятся к лобно-височным (глубинным) структурам правого полушария. Другой областью являются префронтальные отделы правой лобной доли, ответственной за создание познавательной активности, в случае новизны образных условий проблемной ситуации. Реализация образной познавательной активности приводит к образной мысли, которая затем может перейти в речь, наполняя ее смыслом;
- существует несколько взаимно связанных видов речи: внешняя речь (устная и письменная речь), и внутренняя речь. Устная, письменная и внутренняя виды речи различны не только условиями их генеза, но и физиологическими особенностями зарождения у ребенка. При этом важно отметить, что исследования показывают, что наряду с выполнением познавательной и коммуникативной функцией речь выступает как средство регуляции деятельности, поведения человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Айзман Р.И. Физиология человека. – учеб.пособие. / Р.И. Айзман, И.П. Абаскалова, Н.С. Шуленина // 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, - 2015. – 432 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990. – 496 с.
Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.
Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 1964.
Илюхина В.А. Научные предвидения в познании принципов жизнедеятельности мозга человека, их развитие и реализация. - СПб.: Информ – Навигатор. - 2018. - 336 с.
Корецкая В.П. Заикание. Причины, виды, лечение патологии [Электронный ресурс] – URL: https://www.polismed.com/articles-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie-patologii.html - дата обращения: 16.12.2020.
Купцова А.М. Физиология речи / А.М. Купцова, И.И. Хабибрахманов, Н.И. Зиятдинова, Т.Л. Зефиров. - Казань, Изд-во «Вестфалика», - 2019.– 43 с.
Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Академия, - 2002. – 248 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1979. – 415 с.
Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов / А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996. – 397 с.
Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Под ред. О.А. Величенковой. - М.: «Логомаг». - 2018. - 372 с.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: Логос, - 2003. – 541 с.
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, - 2010. – 137 с.
Пинчук Д.Ю. Транскраниальные микрополяризации головного мозга: клиника, физиология. - СПб.: «Человек». - 2007. - 496 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: «Генезис». - 2017. - 474 с.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 2007. – 248 с.
Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., - 1981. – 120с.
Соботович Е.Ф. Психофизиологическая структура речевой деятельности ее формирование в процессе нормального онтогенеза / Е.Ф. Соботович // Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.