Файл: А. Ю. Ларионов (подпись) И. О. Фамилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
Иркутский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

технический университет

Институт энергетики

Кафедра электроснабжения и электротехники
Отчёт по лабораторной работе

Основные классы неорганических соединений

по дисциплине:

«Химия»

Выполнил студент гр.: ЭПбз – 22– 1

/ А.Ю. Ларионов /

(подпись) / И.О. Фамилия

Принял _______________________

(должность)

/ /

(подпись ) / И.О. Фамилия

Иркутск 2023г.

Лабораторная работа

Основные классы неорганических соединений
Выполнение работы
Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой

(Проводится в вытяжном шкафу!)

Возьмите пинцетом кусочек магниевой стружки и внесите в пламя спиртовки. После воспламенения сожгите его над фарфоровой чашкой. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида металла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.

В атмосфере магний вспыхивает ослепительным белым пламенем. При горении магния выделяются ультрафиолетовые лучи. Продукт горения магния – белый порошкообразный оксид.

2Mg + O2 = 2MgO

Полученный оксид поместите в пробирку и добавьте 1-2 мл воды, хорошо перемешайте и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод о растворимости оксида магния в воде.

MgО + 2H₂O = Mg(OH)₂ + H₂

Оксид магния плохо растворим в воде. Малиновое окрашивание фенолфталеина подтверждает наличие щелочной среды.

Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой

(Проводится в вытяжном шкафу!)

Поместите в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте цвет пламени. Напишите уравнение реакции получения оксида неметалла, укажите цвет и агрегатное состояние оксида.


Когда сера загорится, поднесите к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку. Отметьте изменение окраски индикатора. Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида с водой, сделайте вывод об устойчивости образующейся кислоты.

Сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета. В воздухе сера горит с образованием сернистого газа:

S + O2 = SO2

SO2 - бесцветный газ с резким характерным запахом, хорошо растворим в воде.

При взаимодействии с водой SO2 образует сернистую кислоту (она не устойчива).

SO2 + H2O = H2SO3

Сернистая кислота окисляется кислородом до серной кислоты:

2H2SO3 + O2 = 2H2SO4

Цвет индикатора станет красным, что подтверждает наличие кислой среды
Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.

NaOH – гидроксид натрия относится к классу оснований щелочи. При добавлении следующих индикатор он окрасится: Фенолфталеин – малиновое окрашивание. Метиловый оранжевый - желтое окрашивание. Лакмус – синее окрашивание

Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина, отметьте изменение окраски индикатора, затем прибавьте столько же соляной кислоты. Объясните исчезновение окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и кислоты (реакция нейтрализации).

NaOH + HCl → NaCl + H2O

При добавлении соляной кислоты, малиновый цвет индикатора исчез. Это говорит о том, что произошла реакция нейтрализации.

Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте столько же раствора сульфата меди. Наблюдайте образование студенистого осадка, отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли. Осадок сохраните для опыта 2.4.

2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu(OH)2↓ - гидроксид меди (образовался коллоидный осадок голубого цвета).



Опыт 2.4. Разложение оснований

Пробирку с осадком гидроксида меди (из опыта 2.3) осторожно нагрейте (для избежание выброса содержимого нагревать верхнюю часть осадка). Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнение реакции разложения основания.

Cu(OH)2 → CuO + H2O

Цвет гидроксида меди (II) изменятся с голубого на черный потому, что гидроксид при нагревании разлагается на оксид меди (II) и воду.

Опыт 2.5. Амфотерные основания

Налейте в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома и прибавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Отметьте его цвет. Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и соли.

Осадок разделите на две пробирки и докажите его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия. Отметьте происходящие изменения. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Cr2(SO4)3 + 6NaOH + → 2Cr(OH)3 + 3Na2SO4

В результате реакции выпадает осадок Cr(OH)3 серо-зеленого цвета.

Cr(OH)3 + 3HCl → CrCl3 + 3H2O

В результате реакции происходит растворение осадка. Цвет раствора –

сине-зеленый

Cr(OH)3 + 3NaOH → Na3[Cr(OH)6]

В результате реакции происходит растворение осадка. Цвет раствора – зеленый.

Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот

В три пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавьте в первую пробирку фенолфталеин, во вторую – метилоранж, в третью – лакмус. Отметьте изменение цвета индикаторов.

HCI – соляная кислота. Фенолфталеин – бесцветный. Метиловый оранжевый - красно-розовый. Лакмус – красный.

Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами

Налейте в две пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты, добавьте в первую кусочек цинка, во вторую – кусочек меди. Отметьте, в каком случае наблюдается выделение газа и объясните, почему в одной пробирке реакция идет, а в другой – нет. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и кислоты.

2HCl + Zn =ZnCl2 + H2

В результате реакции выделяется газ, т.к. цинк стоит левее водород с соляной кислотой он реагирует.

HCl + Cu = /

Потому что медь стоит правее водорода, она не реагирует с соляной кислотой.


Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами

В пробирку поместите немного оксида меди, прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты, если оксид не растворяется, пробирку подогрейте. Отметьте цвет образующегося раствора. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и оксида.

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

Реакция идет медленно, оксид не растворяется, при нагревании оксид растворился с образованием голубого раствора.

Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей (способ получения кислот)

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и прибавьте столько же раствора соляной кислоты. Наблюдайте выделение газа. Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и соли. Сделайте вывод об устойчивости угольной кислоты.

Na2CO3 +2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑

Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа. Угольная кислота является слабой, неустойчивой кислотой.
Часть 4. СОЛИ
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с металлами

Поместите в пробирку кусочек цинка, отметьте цвет металла, добавьте 1-2 мл раствора сульфата меди. Отметьте появление темного налета меди на поверхности металла. Напишите уравнение реакции взаимодействия металла и соли.

CuSO4 + Zn = ZnSO4 + Cu

Образовался налет черного цвета.

Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата магния и прибавьте столько же раствора хлорида бария. Наблюдайте образование осадка. Отметьте цвет осадка. Напишите уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом.

MgSO4 + BaCl2 → MgCl2 + BaSO4↓

Образовался осадок белого цвета.

Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей

Налейте в пробирку 1–2 мл раствора хлорида кобальта (II) и добавьте концентрированный раствор щелочи до образования розового осадка гидроксида кобальта (II). К осадку прилейте по каплям раствор соляной кислоты. Наблюдайте образование синего осадка основной соли. Затем добавьте избыток кислоты до растворения осадка. Напишите уравнения соответствующих реакций: получение основания, образование основной соли, взаимодействие основной соли с кислотой.

CoCl2 + NaOH = CoOHCl↓ + NaCl


Образуется осадок синего цвета, добавляем гидроксид натрия до образования розового осадка гидроксида кобальта:

2NaOH + CoCl2 → 2NaCl + Co(OH)2↓

Затем добавляем раствор соляной кислоты:

Co(OH)2 + 2HCl → CoCl2 + 2H2O

Наблюдаем образование синего осадка основной соли. При добавлении избытка кислоты осадок растворяется

Опыт 4.4. Получение и свойства кислых солей

В пробирку поместите немного оксида кальция, прилейте 3-5 мл воды, хорошо взболтайте и отфильтруйте. Через пробирку с раствором образовавшегося гидроксида кальция пропустите оксид углерода (IV), наблюдайте помутнение раствора – образуется средняя соль, которая является нерастворимым соединением. При дальнейшем пропускании оксида углерода раствор становится прозрачным – образуется кислая соль, которая является растворимым соединением. Напишите уравнения соответствующих реакций: образование основания, образование средней соли, образование кислой соли.

CaO + H2O = Ca(OH)2

При добавлении воды к оксиду кальция образуется гидроксид кальция, который малорастворим в воде.

Фенолфталеин окрашивает в малиновый цвет образовавшийся раствор, т. к. гидроксид кальция проявляет щелочные свойства.

При продувании углекислого газа через раствор гидроксида кальция, наблюдается его помутнение:

Ca(OH)2 + CO2 ⟶ CaCO3↓ + H2O

В результате пропускания избыточного количества углекислого газа через раствор гидроксида кальция происходит образование кислой соли гидрокарбоната кальция.

Ca(OH)2 + CO2 (изб) = Ca(HCO3)2