Файл: Нравственное воспитание обучающихся с овз в подростковом возрасте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МКОУ « Поныровская средняя общеобразовательная школа Поныровского района Курской области»
Доклад на тему
«Нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в подростковом возрасте»
Подготовила: Дубинина О.А.
2022 - 2023 учебный год
Отчет по самообразованию на тему: «Нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ в подростковом возрасте».
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
У школьников, таким образом, возникает противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний подростка.
Цель нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ – воспитание человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные нормы поведения.
Главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, подготовить школьников к самостоятельной жизни и труду в социуме.
Я работаю над этой темой первый год. Сроки работы – 2022 - 2023 уч.год. Основу накопленной теоретической базы составляют работы ведущих специалистов в этой области. При изучении данного вопроса мною была использована методическая литература по теории нравственного воспитания школьников (Лихачев Д.Б., Рукавицын М.М.). Изучала опыт учителей и воспитателей, размещённый на сайте «Открытый урок», вела наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе выполнения ими практических работ. Перед началом работы я тщательно изучила материалы, касающиеся нравственного воспитания, изучила современные образовательные технологии, методы и приемы педагогической деятельности.
Методы:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Использование ИКТ
Экскурсии, целевые прогулки
Детская благотворительность. Акции.
Тематические вечера нравственной направленности.
Организация выставок.
В течение года ведётся разнообразная работа по формированию и совершенствованию нравственных качеств обучающихся во внеурочное время. Коррекционные занятия по нравственному воспитанию направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации на повышение уровня общего развития школьников. Одним из важнейших показателей мастерства педагога является умение активизировать обучающихся, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого я провожу экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читаю познавательную литературу, стараюсь чередовать методы работы, возбуждать активность обучающихся.
Я посещаю методические объединения на школьном уровне, открытые занятия, на которых для себя черпаю много нового и интересного. И пришла к выводу, что формирование у детей нравственных качеств несет не только образовательные и воспитательные функции, но и является хорошей платформой в коррекции психо-эмоциональной сферы.
Началом работы по теме самообразования стало изучение авторских диагностик (авторы Т.В Купоросова, Н.П. Капустиной, М.И.Шиловой) по определению исходного уровня сформированности нравственной воспитанности обучающихся. Проводила с детьми анкетирование: «Оцени поступок», «Я и моя страна». Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить обучающихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Формирование нравственности происходит в школе на всех этапах обучения. И в этом отношении нет главных и неглавных тем.
Я считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на занятиях и во внеурочное время, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам обучающийся, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Именно поэтому я уделяю особое внимание внеклассной работе, особенно проведению игр и различных мероприятий. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Мы вместе с детьми проводим такие мероприятия: «Марафон добрых дел», «Поможем птицам зимой», «Весѐлые эстафеты!» и т.д. Дети с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат: «Рисуем ПДД», «Добрые герои сказок», «ЗОЖ» и др. Особое внимание уделяю поведению, спокойно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми. Все это входит в культуру поведения обучающегося, которая основана на правилах вежливости. Провела занятия «Что такое дружба», «Поговорим о доброте», «Можно, нельзя, нужно» на которых мы обсуждаем вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, об особенностях отношений между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми. Анализируем жизненные ситуации, обсуждаем поступки участников: "Как он поступил?", "Как бы ты повёл себя в такой ситуации?", дети предлагают, свои пути и выходы из определённой ситуации. Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из задач моей работы.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ, добиваясь нужных результатов.
Впоследнее десятилетие в России наблюдаются положительная динамика преступности среди несовершеннолетних и тенденция роста асоциального и антисоциального поведения учащейся молодёжи. Школьники нарушают моральные и правовые нормы поведения, проявляют грубость и жестокость.
В современных условиях, актуальной для страны становится проблема нравственного воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство их личностного самосовершенствования. Нравственное воспитание является универсальным способом духовного оздоровления человека и как следствие – общества в целом. Оно служит средством самовыражения и развития личности, предупреждения асоциальности. Направление процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идёт о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание «необычных»
детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
-
Недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении. -
Дети с ОВЗ отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребёнка в силу перенесённых заболеваний нарушается нормальное развитие всех процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах. Для многих учащихся характерно наличие серьёзных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребёнку усвоить сложную систему знаний о мире. -
Семьи детей с умственной недостаточностью, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается. Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условиях жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы; -
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьёзное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы здоровья, превращая их в «социально- опасную» группу населения.
Чтобы определить проблемы нравственного компонента подростков с отклонениями в развитии, необходимо использовать в педагогической деятельности индивидуальные и групповые формы работы.
Особенно эффективны игры, содержание которых связано с литературными произведениями. Например, игра «Цветик - семицветик».
Цель: определить направленность, потребность, устремление подростка, его желаний.
Ребятам напоминают сказку В.Катаева «Цветик - семицветик». Можно просмотреть инсценировку. Каждому участнику игры вручают сделанный из бумаги цветик – семицветик и предлагают «встать на место Жени», проговорить или записать желания на лепестках цветка. Можно задание конкретизировать: написать желание для себя, для друзей, для всех людей.
Вывод сделать следующим образом:
-
Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; -
Сгруппировать: а) материальные (вещи, предметы…); б) нравственные (иметь друзей, животных…); -
Познавательные (научиться чему – либо, стать кем – то); -
Разрушительные (сломать, выбросить…).
Школьники с пониженным интеллектом в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Они узнают правила морали от педагогов, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Развитие личности школьников с пониженным интеллектом происходит под влиянием общественных отношений, при участии и под воздействием окружения тех людей, которые передают им знания и опыт. С накоплением социального опыта, его усвоения у подростков формируется система нравственных представлений, ценностных ориентаций, на основе которых вырабатываются нормы и привычки поведения.
Оценивая нравственные качества и свойства личности школьников с пониженным интеллектом, необходимо ориентироваться на такие объекты и ситуации, которые обеспечивают выявление особенности их поведения. Такими объектами являются взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями, с людьми старшими по возрасту, со сверстниками.
Основные принципы нравственных ценностей – это вежливость и тактичность. Прежде всего, здесь можно говорить о почтительном отношении к старшим, скромности, учтивости, предупредительности по отношению к слабому или младшему. Соответствие правил этикета и моральных ценностей и есть основа подлинной культуры человеческих отношений.
Как эти принципы понимают и используют школьники с пониженным интеллектом? Значимой характеристикой личности подростка, важным регулятором поведения и взаимоотношения с окружающими людьми является самооценка. Она же отражает своеобразие развития личности школьника с пониженным интеллектом. Известно, что у данной категории детей наблюдается неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки. С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя, результаты своей деятельности. Сравнивая школьников с пониженным интеллектом с их сверстниками, не имеющими умственные и физические недостатки в развитии, мы наблюдаем, что подростки с интеллектуальной недостаточностью менее адекватно осознают свои способности, недостаточно критично оценивают свои возможности и действия.