Файл: Тема 3 Золотая Орда xiiixv.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №3

Золотая Орда (XIII-XV вв.)

1. Монголы и их империя.

2. Общественно-политический строй.

3. Государственный строй.

4. Право.
1. Монголы и их империя

В XI – XII вв. в Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами строилось на традиционной кровнородственной основе: аил – род – племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества. Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Причем они не составляли единой народности и говорили на разных языках.

Основную массу населения Золотой Орды составляли не монголы, а татары (на Средней и Нижней Волге), которые вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и рыболовством. Монголы вели натуральное хозяйство, денежное обращение отсутствовало1.

Но разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утвари и т.д.) привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего на скот. На классовое расслоение общества повлияло также возрастающее воздействие соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая, т.о. к началу XIII в. произошел плавный переход к раннефеодальному строю. Это сопровождалось разорительными междоусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее богатыми пастбищами, удобными зимними стойбищами, за подчинение слабых племенных и родовых подразделений наиболее сильным, богатым и воинственным. На рубеже XII – XIII вв. этот процесс завершился выделением самых сильных и влиятельных племен и родов и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным, непреклонным и жестоким был Темучин.

Темучин – вождь одного из племен, в 1206г. на собрании представителей всей монгольской знати – съезде-курултае был избран общемонгольским великим ханом нации, получив титул Чингисхана. Все монгольские племена были объединены, а вожди-нойоны признали одного владыку – Чингисхана.

Кочевая аристократия не ставила для себя целью развитие производительных сил - главным источником обогащения для них становятся захватнические войны. Помимо этого правящая верхушка хотела при помощи грабежа
других народов сгладить внутренние противоречия, происходящие в обществе. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1) установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;

2) использование характерного для всех поработителей принципа: «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий монгольской знати, вождям кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т.п.;

3) создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;

4) постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;

5) правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;

6) относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

Чингисхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Чингисхан разделил созданную им империю на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья.

Старшему – Джучи – был выделен самый дальний улус от реки Иртыш – Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских – Золотой Орды.

Второму сыну – Чагатаю – достались Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.


Младшему сыну Чингисхана, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус – Монголия. Владелец коренного улуса считался великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум.

Таким образом, на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

Его старший сын Джучи в 1223г. нанесли первый удар по Руси. Их глобальной целью было создание мировой империи. В результате завоевания обширной территории от Иртыша до степей Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30-40-х годах XIII в. образовал большое государство – Золотую Орду.
2. Общественный строй

Золотая орда была феодальным государством. Номинально вся земля принадлежала золотоордынскому хану, но каждый землевладелец в пределах принадлежащих ему земель распоряжался зависящими от него людьми. Четкой сословной организации общества не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, нойоны, нукеры, тарханы.

«Золотая кость» – верхушка золотоордынского общества, которую возглавляли хан и царевичи (дети, внуки, правнуки) из дома Джучи. Каждый крупный золотоордынский землевладелец получал от своих владений существенные доходы – от 100 до 200 тыс. динаров в год. Последнюю группу господствующего класса представляли нукеры, входившие в окружение своего господина и находившиеся на его иждивении. Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь.

«Черная кость» – феодально-зависимое население, состоявшее из кочевников-скотоводов, землевладельцев и жителей городов. Повинности кочевники платили кобыльим молоком.

Нойоны (в восточных источниках – беки). Они не являлись членами рода джучидов, но вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели много слуг и зависимых людей, огромные стада. Они назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.


Нукеры – дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности – сотников, десятников и др. Эти должности позволяли получать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Тарханы получали от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

Духовенство относилось к многочисленному, господствующему классу. Прежде всего, мусульманские купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины, и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся – крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги – находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу – кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена, вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них – сабанчи – жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие – уртакчи (издольщики) – кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли иные повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги тоже зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Но большинство рабов, как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно – два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.


Чингисханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу – по племенам, родам, аилам – все способное к военному делу население (все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско») было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благоприятные возможности для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей. Кроме того, она позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя – хана, превращению власти в деспотическую, обожествлению его личности.
3. Государственный строй

Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, возводимому на престол курултаем и обладавший деспотической властью. Деятельность хана контролировалась кочевой аристократией.

Хан, прежде всего, являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Курултай – съезд монголо-татарской знати, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы из восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились