Файл: Доклад Характеристика экологической этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад «Характеристика экологической этики»

Понятие и предмет экологической этики

  Нравственные аспекты отношений человека с природой, являясь важной стороной экологической науки, раскрываются в рамках специальной научной дисциплины – экологической этики. Термин "экологическая этика" – фактически целая область, феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. В рамках этой дисциплины ставятся вопросы об уважении ко всему живому и о переосмыслении статусного положения человека в великом и подвижном равновесии природы, о личной и коллективной ответственности, об ответственности всего человеческого общества перед природным окружением.

На первый взгляд кажется, что категории нравственности имеет смысл применять лишь к отношениям между людьми. Однако сегодня мы готовы признать, что причинение вреда природе есть, столь же безнравственное дело, как и причинение вреда человеку.

Причинение вреда природе чаще всего происходит непреднамеренно. Человек, удовлетворяя свои потребности, вынужден вторгаться в природную среду, которая обеспечивает производство исходным сырьем и необходимой для производственного процесса энергией. Но если при этом разрушается среда обитания для многих живых существ, включая человека, то такие действия не могут не заслуживать осуждения.

Более того, если оказывается, что действующие в обществе экономические институты в силу своих объективных оснований безразличны к судьбе биосферы и составляющих её живых систем, то общество, допускающее существование таких институтов нравственно ущербно.

Можно ли обеспечить экоразвитие, нарушая законы нравственные? Можно ли наладить гармоничные отношения с природой, отказавшись от таковых между странами, между людьми, живущими в этих странах? Вопросы эти, скорей всего, риторические. Экологическая этика не существует отдельно от межличностных отношений. Первая является всего лишь продолжением, развитием второй. Если мы по каким-либо причинам рискнем отменить обычные нормы нравственности, то автоматически исчезнут и нормы экологической этики.


Таким образом, экологическая этика - это набор независимых этических обобщений, связанных с отношениями между человеком и природой. Это понятие происходит от двух слов: экология – наука о сохранении окружающей среды, животного и растительного миров, и этика- наука о правилах культурного поведения. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что экологическая этика - это наука о правилах “общения” с окружающей средой.

Предмет и статус экологической этики является объектом дискуссий: она определяется либо как системное понимание окружающей среды, либо как наука о социальных механизмах взаимосвязи человеческого общества, либо как наука, делающая акцент на человеке как на биологическом виде. Тем не менее, экологическая этика существенно изменила научное мышление не только естественников, но и гуманитариев, выработав новые теоретические подходы и методологические рекомендации у представителей различных наук, способствовав формированию нового экологического мышления.

Антология экологической этики

Экологическая этика сегодня охватывает разнообразные, но не обязательно связанные между собой области, антология ее включает:

1. Права животных.

2. Этика Земли.

3. Экофеминизм.

4. Глубокая экология.

5. Поверхностная экология.

6. Права геообъектов (скал, долин) и  так далее.

8. Биоэтика.

Попытаемся сформулировать принципы экологической идеологии. Прежде всего это учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нее изменения, деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофические уровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой, учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Этот принцип деятельности получает свое юридическое продолжение в концепции прав природы, которая интенсивно обсуждается в настоящее время. В основе ее лежит представление о равноценности всех форм жизни, не взирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы», которым он почитался с эпохи Возрождения, превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими. На смену антропоцентризму идет эксцентризм.



Юридический принцип равноправия находит нравственное обоснование и завершение в экологической этике, позволяющей сформулировать то, что можно назвать «золотым правилом» экологии.

Три принципа — практический, юридический и нравственный — не исчерпывая существа экологической идеологии, дают о ней ясное представление.

Экологическая идеология рассматривает развитие общества как прошедшее две стадии: единства и гармонии человека с природой и разрыва между ними. Ныне перед человечеством стоит настоятельная необходимость возвращения на новом уровне к гармонии человека с природой — созданию экологического общества. Идеал, к которому зовет экологическая идеология, — сформировавшееся на ее принципах экологическое общество — не может быть реализован автоматически. Но в любом случае будущее не может не включать экологическое измерение, поскольку научно-техническое могущество человека сделало человека настолько «большим», что он напоминает слона в посудной лавке и вынужден сообразовывать свое движение с «домом», в котором живет.

Глобальность современной экологической этики

  Альтернативы современного мирового развития впервые стали практикой международного соглашения в рамках ООН и были обозначены на конференции ООН по окружающей среде и развитию (КООНСР), проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. Она стала знаменательным событием, собравшим вместе глав государств и представителей правительств из разных стран мира, а также представителей учреждений ООН, международных организаций и многочисленных неправительственных организаций.

Конференция ясно показала, что мы не можем больше рассматривать окружающую среду и социально-экономическую сферу жизни общества как изолированные области. Декларация Рио содержит «Повестку дня на XXI век», то есть основополагающие принципы, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды.

Принятый документ – огромная программа работы на следующее столетие – был принят на основе общего согласия, достигнутого представителями 179 государств. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей – высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.


С учетом содержания перелома в развитии человечества, обнаружившегося в XX веке, конференция ООН, констатировав возможность достижения предела нагрузки на природу, назвала альтернативы развития:

либо заморозить процесс наращивания промышленного потенциала в мире, увековечив разделение мира на богатые и бедные страны и сопряженные с этим диспропорции в уровне и качестве жизни;

либо найти подход к сбалансированности развития человечества и равновесию состояния окружающей среды с одновременной ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты с целью «удовлетворения основных потребностей человека».

Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, пришла к заключению, что человечество делает выбор в пользу второго варианта.

В таком случае встает вопрос о концепции устойчивого, направленного развития, исходя из которой конференция дала свои рекомендации. Понятие устойчивого развития в данном контексте подразумевает следующее:

все люди должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

охрана окружающей среды должна рассматриваться как естественный компонент процесса развития человечества;

право на развитие должно реализовываться так, чтобы в равной мере удовлетворить потребности как нынешнего, так и будущего поколений;

должно быть предусмотрено уменьшение развития в уровне жизни народов мира, преодоление бедности и нищеты. Сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.

Была принята преамбула к «Повестке дня на ХХI век: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами углубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние. Неравенство между богатыми и бедными сохраняется.

Единственный способ обеспечить себе более безопасное, более процветающее будущее – это решение проблемы окружающей среды и социально-экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни всех, и в тоже время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем добиться его совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития»


Принятый конференцией ООН документ предусматривает следующие программы:

●защиты атмосферы;

●рационального использования земельных ресурсов;

●борьбы с обезлесением;

●рационального использования уязвимых экосистем, к которым относятся, прежде всего, пустыни;

●борьбы с опустыниванием и засухами;

●сохранения биологического разнообразия; защиты океанов и морей и прибрежных районов;

●экологически безопасного использования биотехнологий;

●сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею;

●экологически безопасного использования токсичных химических веществ и удаления опасных отходов.