Файл: Философия Просвещения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательное частное учреждение высшего образования

Московский университет международного права и экономики имени

А.С ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Грибоедова

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Кафедра гуманитарных дисциплин

ДОКЛАД

Тема: «Философия Просвещения»

Выполнила: Проверил:

Студентка учебной группы ЮБо/22 Доцент Смирнов А.В.

Попов С.П.

Москва 2023

План

  1. Понятие

  2. Основные особенности философии Просвещения

  3. Представитель философии эмпиризма – Фрэнсис Бэкон

  4. Основные идеи философии эмпиризма

  5. Вывод


Понятие

Философия Нового времени – 5 период в развитии истории мировой философии с конца XVII – начало XX вв.

Философия Просвещения – первый этап 5 периода в истории мировой философии с историческими рамками конец 17 в.н.э. – середина 19 в.н.э.

Просвещение – «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине» (И.Кант)

Несовершеннолетние - неспособность человека пользоваться своим рассудком без руководства кого-нибудь другого.

Просвещение (в современном понимании) – система культурно-просветительных учреждений, действующих в обществе с целью широкого распространения знаний об окружающем человека мире и самом человеке.

Философия эмпиризма – направление в гносеологии (теории познания), которое все познание выводит из чувственного опыта.

Основные особенности философии Просвещения

  1. Основой развития философии становиться наукоцентризм.

Под наукоцентризмом понимается ориентация на науку как нормативный образец познания. Философия Нового времени ставит науку выше всего остального. И прежде всего на экспериментально-математическое естествознание, в частности математику и механику. Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Наукоцентризм в философии привел к преобладанию гносеологии над онтологией, а также вызвал интерес к методологии научного познания. Наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, служить для развития техники и промышленности и облегчать человеческую жизнь. Наука ориентирована на поиск своих открытий в поле, мастерской и т.д. Появление новых средств (часов, микроскопов, телескопов) даёт возможность более детально изучить макро и микро миры.


  1. Философия становится гносеологической.

  2. Научное знание, благодаря философии и искусству, распространяется вширь и становится достоянием большинства людей. Философия и искусство могут дополнительно объяснять и расширять научное знание, делая его доступным и понятным для большинства людей.

  3. Укрепляется вера человека в силу науки, её безграничные возможности, а также укрепляется вера в мощь человеческого разума.

Представитель философии эмпиризма – Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) – один из выдающихся философов Нового времени, который провозгласил тезис о том, что наука должна приносить практическую пользу и строиться на основании опыта (эксперимента).

Его основные труды: «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон»

Основные идеи философии эмпиризма

  1. «Знание – сила».

Знание – дополнительное средство успешной деятельности человека. Фрэнсис Бэкон утверждал, что вместо умозрительной учености древних философов и схоластов нужна опытная наука, дающая практически-полезные знания. Бэкон утверждал, что знание – это не просто информация, но власть, которая может привести к духовному и материальному успеху.

Он призывал к использованию опыта и наблюдения в науке и философии, а также к систематизации знания и развитию научного метода. Философ считал, что знание может помочь человечеству не только предсказывать и контролировать природу, но и управлять и улучшать социальные институты. Цель науки состоит в том, чтобы увеличить власть человека над природой.

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Знание и образование являются ключевыми факторами в достижении успеха и могут дать человеку мощный инструмент для решения проблем и улучшения жизни.

  1. В основании гносеологии лежит человеческий опыт. Знание может быть получено только через опыт и наблюдение, а не через априорные знания или религиозные догмы.

  2. Определяется 3 ступени познания человека мира:


  • Память человека («память формирует историческая наука).

  • Воображение человека («должно формировать искусство»).

  • Разум человека («формирует философия»).

  1. Целью познания является не само знание как таковое, а объяснение окружающего мира; систематизация истинного знания о нём, для увеличения власти человека над природой.

  2. Обоснование пути познавательной деятельности человека:

  • Путь паука. Получение знаний из «чистого разума» (рациональным путём), выведение истины.

  • Путь муравья. Познание путём простого накопления фактов без систематизации и умозаключений.

  • Путь пчелы. Сбор фактов, их накопление, обобщение с помощью разума.

Вывод

Таким образом, рассмотрев по существу заявленную мною тему доклада, я пришла к следующим выводам:

  1. Философия эмпиризма – направление в гносеологии (теории познания), которое все познание выводит из чувственного опыта.

  2. Основной особенностью философии эмпиризма является наукоцентризм.

  3. Основным представителем философии эмпиризма является Фрэнсис Бэкон - один из выдающихся философов Нового времени, основными трудами которого были «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон»

  4. Основной идеей философии эмпиризма было то, что «Знание – сила».