ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение высшего образования
Московский университет международного права и экономики имени
А.С Грибоедова
Кафедра гуманитарных дисциплин
ДОКЛАД
Тема: «Философия Просвещения»
Выполнила: Проверил:
Студентка учебной группы ЮБо/22 Доцент Смирнов А.В.
Попов С.П.
Москва 2023
План
-
Понятие -
Основные особенности философии Просвещения -
Представитель философии эмпиризма – Фрэнсис Бэкон -
Основные идеи философии эмпиризма -
Вывод
Понятие
Философия Нового времени – 5 период в развитии истории мировой философии с конца XVII – начало XX вв.
Философия Просвещения – первый этап 5 периода в истории мировой философии с историческими рамками конец 17 в.н.э. – середина 19 в.н.э.
Просвещение – «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине» (И.Кант)
Несовершеннолетние - неспособность человека пользоваться своим рассудком без руководства кого-нибудь другого.
Просвещение (в современном понимании) – система культурно-просветительных учреждений, действующих в обществе с целью широкого распространения знаний об окружающем человека мире и самом человеке.
Философия эмпиризма – направление в гносеологии (теории познания), которое все познание выводит из чувственного опыта.
Основные особенности философии Просвещения
-
Основой развития философии становиться наукоцентризм.
Под наукоцентризмом понимается ориентация на науку как нормативный образец познания. Философия Нового времени ставит науку выше всего остального. И прежде всего на экспериментально-математическое естествознание, в частности математику и механику. Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Наукоцентризм в философии привел к преобладанию гносеологии над онтологией, а также вызвал интерес к методологии научного познания. Наука и полученные знания должны приносить плоды на практике, служить для развития техники и промышленности и облегчать человеческую жизнь. Наука ориентирована на поиск своих открытий в поле, мастерской и т.д. Появление новых средств (часов, микроскопов, телескопов) даёт возможность более детально изучить макро и микро миры.
-
Философия становится гносеологической. -
Научное знание, благодаря философии и искусству, распространяется вширь и становится достоянием большинства людей. Философия и искусство могут дополнительно объяснять и расширять научное знание, делая его доступным и понятным для большинства людей. -
Укрепляется вера человека в силу науки, её безграничные возможности, а также укрепляется вера в мощь человеческого разума.
Представитель философии эмпиризма – Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) – один из выдающихся философов Нового времени, который провозгласил тезис о том, что наука должна приносить практическую пользу и строиться на основании опыта (эксперимента).
Его основные труды: «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон»
Основные идеи философии эмпиризма
-
«Знание – сила».
Знание – дополнительное средство успешной деятельности человека. Фрэнсис Бэкон утверждал, что вместо умозрительной учености древних философов и схоластов нужна опытная наука, дающая практически-полезные знания. Бэкон утверждал, что знание – это не просто информация, но власть, которая может привести к духовному и материальному успеху.
Он призывал к использованию опыта и наблюдения в науке и философии, а также к систематизации знания и развитию научного метода. Философ считал, что знание может помочь человечеству не только предсказывать и контролировать природу, но и управлять и улучшать социальные институты. Цель науки состоит в том, чтобы увеличить власть человека над природой.
Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Знание и образование являются ключевыми факторами в достижении успеха и могут дать человеку мощный инструмент для решения проблем и улучшения жизни.
-
В основании гносеологии лежит человеческий опыт. Знание может быть получено только через опыт и наблюдение, а не через априорные знания или религиозные догмы. -
Определяется 3 ступени познания человека мира:
-
Память человека («память формирует историческая наука). -
Воображение человека («должно формировать искусство»). -
Разум человека («формирует философия»).
-
Целью познания является не само знание как таковое, а объяснение окружающего мира; систематизация истинного знания о нём, для увеличения власти человека над природой. -
Обоснование пути познавательной деятельности человека:
-
Путь паука. Получение знаний из «чистого разума» (рациональным путём), выведение истины. -
Путь муравья. Познание путём простого накопления фактов без систематизации и умозаключений. -
Путь пчелы. Сбор фактов, их накопление, обобщение с помощью разума.
Вывод
Таким образом, рассмотрев по существу заявленную мною тему доклада, я пришла к следующим выводам:
-
Философия эмпиризма – направление в гносеологии (теории познания), которое все познание выводит из чувственного опыта. -
Основной особенностью философии эмпиризма является наукоцентризм. -
Основным представителем философии эмпиризма является Фрэнсис Бэкон - один из выдающихся философов Нового времени, основными трудами которого были «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон» -
Основной идеей философии эмпиризма было то, что «Знание – сила».