Файл: Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу i (темы 18), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I
«Философия и ее исторические типы»
.
Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу I (темы 1-8), основную и дополнительную литературу. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 3.
-
Дайте развернутое определение понятию «наука», приведите аргументы, подтверждающих и отрицающих принадлежность философии к науке. -
Заполните таблицу, выделив основные этапы развития философии Нового времени указав их хронологические рамки, представителей и примеры рассматриваемых проблем и варианты их решения.
№ | Этапы философии Нового времени и хронологические рамки | Основные представители | Примеры, рассматриваемых проблем и варианты их решения. |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
-
Что такое посмодерн? Каковы его основные представители, идеи и особенности философии постмодерна в культуре 20-21 вв.?
Задание 1. 1. Дайте развернутое определение понятию «наука», приведите аргументы, подтверждающих и отрицающих принадлежность философии к науке.
«Что такое наука?» - этот вопрос интуитивно ясен, но сложен для формулирования понятия. Ни зря поиск ответа на этот вопрос иногда считают невозможным, ссылаясь на многогранность науки в разрезе её истории, где ни одна грань не поддаётся сравнению.
Действительно, наука в своём эмпирическом бытье очень противоречива и сложна. Например, в диахронном аспекте, рассмотренном в предыдущей главе, очень разнообразны и противоречивы исторические формы науки.
Помимо диахронного аспекта, существует также синхронный, в котором можно выделить четыре класса наук:
-
Логико-математические; -
Естественные; -
Инженерно-технические и технологические; -
Социально-гуманитарные
Используя философский метод и его ресурсы, мы может дать ответ на вопрос «Что такое наука?». Рассматривая науку как особый теоретический объект, имеющий основание во всеобщих характеристиках сознания, можно сделать вывод, что наука:
-
Результат деятельности рациональной сферы сознания; -
Это объектный тип сознания, опирающийся в значительной степени на внешний опыт; -
Одинаково относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания
В итоге можно сказать, что наука определена, как рационально-предметная деятельность сознания. Её цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
В случае же социального института наука — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.
И если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия каждый раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы сомнение. Знаменитое изречение «подвергай все сомнению», а также страстная неприязнь догматов — вот кредо философствующего разума.
Для науки традиционно кумулятивное движение вперед, т. е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов.
Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии — метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.
При соотношении науки и философии очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, философия создает собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность — примеры философских категорий.
Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства), то в философии в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания - науки, искусства, религии, политики, права, морали и пр.
В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно- без личностный характер. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. В философии важен и ярко выражен национальный элемент: есть русская, немецкая, английская, французская и, наконец, греческая философия.
Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов.
Существуют следующие версии взаимоотношений философии и науки:
-
Наука отпочковалась от философии; -
Философия, стремясь сохранить за собой функции «трибунала» чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную проблематику, проработав ее во всех направлениях; -
Современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.
И именно философия должна сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Наука не содержит критериев социальной значимости своих результатов, а это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Наука обеспечивает только прикладное и техническое познание, а для глубинного понимания Вселенной необходима философия. Она объясняет важность открытых наукой законов и принципов. Именно философские исследования формируют самосознание науки
, ее рефлексивность , развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.
Задание 2 2. Заполните таблицу, выделив основные этапы развития философии Нового времени указав их хронологические рамки, представителей и примеры рассматриваемых проблем и варианты их решения.
| Этапы философии Нового времени и хронологические рамки | Основные представители | Примеры, рассматриваемых проблем и варианты их решения. |
1 | I этап (конец XVI-XVII вв.) | Фрэнсис Бэкон Рене Декарт | В связи с появлением многих научных фактов, открытий разрабатываются (общественные) методы познания, в результате возникают два основных направления в теории познании: эмпиризм (с греч. эмпириа - опыт) - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт главным источником познания. Рационализм (с греч. рацио - разум) - направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения людей. |
2 | II этап (XVIII в.) в эпоху Просвещения | М.В. Ломоносов А.Н. Радищев Томас Гоббс Джон Локк | Философы существенно конкретизировали проблемы, поставленные философией XVII в. Родина Просвещения - Англия. Поднимавшаяся на революционную борьбу английская буржуазия встала на позицию материализма, т.е. была заинтересована в объективном познании законов природы силами науки. |
3 | III этап (конец XVIII-XIX вв.) - получившем название немецкой классической философии | Иммануил Кант, Иоганна Фихте Фридриха Шеллинга Георга Гегеля Людвига Фейербаха | Происходит систематизация всех философских знаний и формирование философских систем. Во-первых, с приходом века Просвещения произошла духовная революция, изменился сам способ мышления человека. Следствием этого явилась Великая французская революция (1789 — 1794), которая имела огромный мировой резонанс. Она затронула соседние государства не только идеологически, но и реально, в виде войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция против коалиций противостоящих ей государств. Последовавший за этим период относительного спокойствия, когда феодально-монархические режимы смогли восстановить свои силы, был лишь временным «затишьем перед бурей» — целой серией буржуазно-демократических революций, которые в 1848-1849 гг. прокатились по ряду европейских стран. Причем в некоторых странах имели место первые выступления революционного пролетариата. Французская революция создала иллюзию реализации на практике идей Просвещения. Однако это была именно иллюзия, поскольку прогрессивные идеи неожиданно обернулись жесточайшим террором. Естественно, философы не могли не заметить этого и не пересмотреть те основы, на которых они строили свои системы. Во-вторых, в XVIII в. усилилась борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы. Наконец, в-третьих, произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания. Механика, господствовавшая в физике с начала Нового времени, постепенно утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. На смену ей пришла химия как наука о качественных превращениях природных веществ, а также новые разделы физики (учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления). Наконец, быстро прогрессировали биологические дисциплины, которые все больше продвигались к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения. |
Задание 3 3. Что такое постмодерн? Каковы его основные представители, идеи и особенности философии постмодерна в культуре 20-21 вв.?
Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, выражающую (не)формальную антитезу модернистскому искусству, а также массовую культуру современной эпохи.
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной анти рациональностью .
Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.