Файл: Политическая система общества понятие, особенности, структура.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1401
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности2.
Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления1.
Ядро политической системы – государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и наконец, институты местного самоуправления.
Политическая система, являясь организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
Политическая система как целостная система функционирует благодаря взаимодействию её составляющих структурных элементов, к которым следует отнести политические отношения, политические принципы и правовые нормы, политическое сознание, политические институты, политическая культура.
На сегодняшний день можно выделить огромное множество видов политических систем, классификация которых осуществляется по различным основаниям и критериям. Практическая значимость классификации политических систем обуславливается тем, что она позволяет определять достаточность условий, необходимых политическим институтам для эффективного функционирования и выполнения своей политической роли1.
Вопрос классификации политических систем изучается различными авторами, в связи с чем, в научной среде мы можем обнаружить огромное множество подходов к типологии политических систем.
Широкое распространение получила классификация политических систем в зависимости от типа политического режима, под которым понимают совокупность способов и приемов осуществления власти, которые отражают ситуацию в обществе с соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от этого критерия различают три основных типа политической системы:
1) демократическая;
2) тоталитарная;
3) авторитарная.
Демократическим политическим системам присущи следующие признаки:
- управление в обществе осуществляет большинство населения;
- в обществе провозглашаются и соблюдаются основные права и свободы (свобода слова, передвижения, право частной собственности и т.д.);
- наблюдается политика защиты оставшегося меньшинства населения;
- в обществе реализуется право народа на участие в решении государственных дел, а провозглашенные права и свободы охраняются государством.
Основными характерными чертами тоталитарной политической системы являются:
- в обществе либо полностью отрицаются, либо значительно ограничиваются права и свободы человека и гражданина;
- устанавливается жесткий контроль со стороны государства над всеми сторонами жизни общества;
- наблюдается политика нивелирования понятий личное и общественное, индивидуальное и публичное, происходит смешение свободы с властью;
- развитие всех общественных отношений и процессов в обществе находится под властью доминирующего политического механизма;
- в обществе происходит подавление инициативности и самостоятельности человека.
Авторитарным политическим системам, в свою очередь, свойственны следующие особенности:
- полнота власти и управления в обществе сосредоточена в руках одного лица либо узкого круга лиц;
- политическая верхушка стремится к централизации власти, а политика региональных и местных властей полностью зависит от решений и указания центра;
- управлению в социальной, экономической или политической сфере присущи жесткие приемы и решения;
- в обществе ограничиваются политические свободы, происходит всякое подавление оппозиционных сил1.
Исходя из характера взаимодействия с внешней средой, политические системы делятся на закрытые и открытые системы.
Закрытые политические системы характеризуются слабыми связями с внешней средой, они невосприимчивы к ценностям других систем и развиваются за счет внутренних ресурсов.
Отрытые системы, наоборот, активным образом обмениваются ресурсами с другими системами, перенимают опыт и ценности этих систем, а затем внедряют их в практике своих систем. Открытым политическим системам свойственны принципы подвижности и динамичности2.
В зависимости от критерия по господствующему способу управления и разрешению политических противоречий политические системы классифицируют на:
1) командные, которые ориентированы на использование принудительных методов управления;
2) соревновательные, в которых политические решения принимаются в результате противостояния различных политических сил;
3) социопримирительные, данные политические системы во главе политического управления ставят политику поддержания социального согласия и равновесия в обществе и преодоление конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга. Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
В структуре политической системы государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же время, как все остальные её составные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут проявляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать. В различных сферах жизни общества и экономики государства неизменно выступают как собственно-политическая организация, сугубо политический институт. Государство в любой стране и на любом этапе развития политической системы общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя различные слой населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремиться закрепить себя и представляться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание, и использование власти и связанных с ней ценностей. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Её характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями. В политическую систему в целом оно входит как политическое, структурное, территориальное образование общества.
На основании проведенного нами исследования, мы изучили и проанализировали понятие политическая система общества, ее функции, особенности, структуру и типологию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Литература
1 Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие, -Тамбов, 2016. С. 22.
К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности2.
Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления1.
Ядро политической системы – государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и наконец, институты местного самоуправления.
Политическая система, являясь организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
Политическая система как целостная система функционирует благодаря взаимодействию её составляющих структурных элементов, к которым следует отнести политические отношения, политические принципы и правовые нормы, политическое сознание, политические институты, политическая культура.
На сегодняшний день можно выделить огромное множество видов политических систем, классификация которых осуществляется по различным основаниям и критериям. Практическая значимость классификации политических систем обуславливается тем, что она позволяет определять достаточность условий, необходимых политическим институтам для эффективного функционирования и выполнения своей политической роли1.
Вопрос классификации политических систем изучается различными авторами, в связи с чем, в научной среде мы можем обнаружить огромное множество подходов к типологии политических систем.
Широкое распространение получила классификация политических систем в зависимости от типа политического режима, под которым понимают совокупность способов и приемов осуществления власти, которые отражают ситуацию в обществе с соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от этого критерия различают три основных типа политической системы:
1) демократическая;
2) тоталитарная;
3) авторитарная.
Демократическим политическим системам присущи следующие признаки:
- управление в обществе осуществляет большинство населения;
- в обществе провозглашаются и соблюдаются основные права и свободы (свобода слова, передвижения, право частной собственности и т.д.);
- наблюдается политика защиты оставшегося меньшинства населения;
- в обществе реализуется право народа на участие в решении государственных дел, а провозглашенные права и свободы охраняются государством.
Основными характерными чертами тоталитарной политической системы являются:
- в обществе либо полностью отрицаются, либо значительно ограничиваются права и свободы человека и гражданина;
- устанавливается жесткий контроль со стороны государства над всеми сторонами жизни общества;
- наблюдается политика нивелирования понятий личное и общественное, индивидуальное и публичное, происходит смешение свободы с властью;
- развитие всех общественных отношений и процессов в обществе находится под властью доминирующего политического механизма;
- в обществе происходит подавление инициативности и самостоятельности человека.
Авторитарным политическим системам, в свою очередь, свойственны следующие особенности:
- полнота власти и управления в обществе сосредоточена в руках одного лица либо узкого круга лиц;
- политическая верхушка стремится к централизации власти, а политика региональных и местных властей полностью зависит от решений и указания центра;
- управлению в социальной, экономической или политической сфере присущи жесткие приемы и решения;
- в обществе ограничиваются политические свободы, происходит всякое подавление оппозиционных сил1.
Исходя из характера взаимодействия с внешней средой, политические системы делятся на закрытые и открытые системы.
Закрытые политические системы характеризуются слабыми связями с внешней средой, они невосприимчивы к ценностям других систем и развиваются за счет внутренних ресурсов.
Отрытые системы, наоборот, активным образом обмениваются ресурсами с другими системами, перенимают опыт и ценности этих систем, а затем внедряют их в практике своих систем. Открытым политическим системам свойственны принципы подвижности и динамичности2.
В зависимости от критерия по господствующему способу управления и разрешению политических противоречий политические системы классифицируют на:
1) командные, которые ориентированы на использование принудительных методов управления;
2) соревновательные, в которых политические решения принимаются в результате противостояния различных политических сил;
3) социопримирительные, данные политические системы во главе политического управления ставят политику поддержания социального согласия и равновесия в обществе и преодоление конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга. Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
В структуре политической системы государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же время, как все остальные её составные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут проявляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать. В различных сферах жизни общества и экономики государства неизменно выступают как собственно-политическая организация, сугубо политический институт. Государство в любой стране и на любом этапе развития политической системы общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя различные слой населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремиться закрепить себя и представляться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание, и использование власти и связанных с ней ценностей. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Её характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями. В политическую систему в целом оно входит как политическое, структурное, территориальное образование общества.
На основании проведенного нами исследования, мы изучили и проанализировали понятие политическая система общества, ее функции, особенности, структуру и типологию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - №23. - 25 декабря 1993 года. Ст. 2. -
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - №23. - 25 декабря 1993 года. Ст. 13.
Литература
-
Аверьянов Ю. И. Политология энциклопедический словарь. - М.: Приор, 2020. 760 с. -
Буренко В.И. Консерватизм и традиционализм в политическом процессе современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2019. №5. С. 81-83. -
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2019. С. 30-38. -
Гаджиев К.С. Политология. - М.: ВШ, 2019. 456 с. -
Гришин О.Е. Взаимосвязь государства и политической системы: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2015. № 5(81). С.8556. -
Гришин О.Е. Устойчивость политической системы: понятие, подходы, регуляторы // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 79-82. -
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., 2017 г. С. 12-13. -
Косарев А.И. Теория государства и права. М.: — 2018. С. 34. -
Красин Ю.А. Инновационная модернизация и политическая система //Полис. 2020.№ 2. С. 44-46. -
Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие, -Тамбов, 2016. С. 22. -
Лазарев В.В. (под ред.), Общая теория права и государства: Учебник М., 2017. С. 66. -
Мелехин А.В., Теория государства и права: Учеб. пособие, М., - 2016. С. 43-44. -
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов // М., Аспект Пресс, 2018. 559с. -
Соколов Н.И. Общественные организации в России (традиция и современность). //Отечественные записки. – 2013. № 2 (62). С. 77.
1 Курьянов М.А., Наумова М.Д., Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие, -Тамбов, 2016. С. 22.