Файл: Внеурочное занятие для обучающихся 57 классов по теме Обычаи и традиции моего народа как прошлое соединяется с настоящим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к разделу 2.4 «Семья: традиции»


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»


Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Вступительное слово учителя.

« Семья – это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Учитель: В период золотой осени есть особый день в календаре. Это 1 октября - Международный день пожилых людей. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о наших любимых близких и родных людях - бабушках и дедушках, выразим им свою любовь, заботу и внимание.


Беседа по предварительным вопросам

Учитель организует разговор в классе по двум-трём выбранным им вопросам:

Как вы думаете, для чего устраивают праздник для пожилых людей?

Что приносит радость вашим бабушкам и дедушкам?

Часто ли вы помогаете вашим бабушкам и дедушкам?

Много ли времени вы проводите со своими бабушками и дедушками?

Что вы делаете? Как мы можем выразить свою любовь к пожилым людям?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей».


Просмотр видеоролика

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории и традициях. Демонстрация видео (дикторский текст) 1 октября мы отмечаем удивительно теплый и добрый праздник – День пожилых людей. В этот день мы чествуем тех, чья жизнь вступила в период золотой осени, тех, кто посвятил себя своей стране и своему народу, кто жил и трудился ради светлого будущего подрастающего поколения. Решение об этом празднике было принято в нашей стране - в 1992 году. Главная цель этого светлого дня -
обратить внимание на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Этот замечательный праздник имеет свой логотип. В России он представляет собой раскрытую ладонь с сердцем — символ доброты и помощи. Пожилые люди являются душой каждой семьи, хранителями семейных традиций и нравственных ценностей.

Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в жизни каждого пожилого человека большое значение имеют наше доброе и чуткое отношение к ним, наше внимание и наша забота. И народная мудрость хранит множество высказываний о добре, добрых делах и теплых словах. Давайте узнаем, что говорят нам пословицы об этих непреложных во все времена ценностях. Предлагаю вам подумать минутку и найти соответствие начала и конца пословиц о добре к людям. После завершения интерактивного задания учитель может организовать беседу о важности доброго отношения к близким людям, к бабушкам и дедушкам и том, в каких действиях, поступках и словах проявляется доброе отношение к людям преклонного возраста.

Интерактивное задание №1 «Что говорит народная мудрость о добре к близким?»

Описание задания: учитель включает на экране интерактивное задание №1. Части пословиц находятся в хаотичном порядке, их нужно правильно соединить. Нужные плашки выстраиваются на экране в следующем порядке:

1. Учись доброму плохое на ум не пойдёт.

2. Про доброе дело говори смело.

3. Худо жить без ласкового слова.

4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

5. Кто доброе творит, тому зло не вредит.

6. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

7. Жизнь дана на добрые дела.

8. Тёплое слово и в мороз согревает.

9. Добрый человек придет, словно свету принесет.


Учитель: Молодцы! А как вы думаете: что такое семья?

Учитель: Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.




Учитель: согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?

(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)

Учитель:А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

Беседа

Что такое традиции?

Почему люди соблюдают традиции?

Какие семейные традиции вы знаете?

Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?

Важно ли сохранять семейные традиции?

(Ответы учащихся)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

IV. Семейные традиции

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.
Вайнахи, чтят свои обычаи и традиции, законы гостеприимства, знают историю своего народа, культуру, родной язык, соблюдают религиозные обряды, уважительно относится к старшим, другим народностям.

Вайнахи помнят, через что им пришлось пройти, чтобы достичь все то, что сейчас имеют. И грядущие поколения должны соблюдать незыблемые законы гор!


Учитель: И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Учитель:

А какие семейные династии нашего города вам знакомы?

Ответы детей… 

Учитель:

В знаменитую книгу Рекордов Гиннесса люди попадают с разными рекордами. У кого самый длинный прыжок, кто дольше всех протанцует...
Чеченская же семья семья Дудаевых в книгу Рекордов Гиннесса попала как самая большая семья по количеству врачей. Ведь у Дудаевых 26 человек в семье - медики! И все - стоматологи!


В этом достижении чеченцы оставили далеко позади даже семью Джекобсонов из США, у которых в одном поколении имеется сразу восемь зубных врачей.
У основателя семьи Магомеда и Зои Дудаевых было 19 детей: 12 сыновей и 7 дочерей. Все стали врачами-стоматологами. Всего же род Дудаевых насчитывает 57 человек

Один из их далеких предков Такли Дудаев был известным врачом-хирургом еще в ХIХ веке в Санкт-Петербурге, работал рядом с великим Николаем Пироговым в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Их дед Джебраил Дудаев в 1918 году поплатился жизнью за то, что лечил и красных, и белых, ни капли не обращая внимание на политические взгляды своих пациентов...
Так случилось, что будучи корнями из Урус-Мартана, Дудаевы сейчас живут Дудаевы в Казахстане, в Алма-Ате. Потому попали еще отдельно и в казахстанскую книгу рекордов «КИНЭС»

так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…


В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Учитель: Традиция - Отношение к старшим:

Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «Большой отец", а бабушку чаще всего - «Нани" или «Баба". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.

Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.

Учащиеся рассказывают о своих отношениях к старшим.

Гостеприимство.

"Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость". Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. В каждом доме чеченца имеется "комната гостя", она всегда чистая, готовая к приему гостей. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты.
Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни.

Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Папаха-символ чести

У чеченцев издревле существовал культ головного убора - как женского, так и мужского. Шапка у чеченца - символ чести и достоинства - является частью костюма. Сбить с кого-либо папаху считалось невиданным оскорблением. Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином. Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю - это означало, что он готов идти на все, до конца.
Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот, не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.

Учитель: Вы знали об этом?

Рассказ учащихся.

Учитель: Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят. (ответы и предположения учащихся)

Учитель: Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?

Учитель: Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.

В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.

Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».