Файл: Вестник краснодарского государственного института культуры 2(23), 2020.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ № 2(23), 2020
Филологические науки
УДК 82
Т. Э. Головачева
Головачева Таэлла Эдуардовна, преподаватель кафедры русского и иностранных языков и литературы Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), e-mail: taella- elena@mail.ru
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В данной статье рассматривается проблема работы признанных писателей и начинающих авторов над текстом, подчеркивается их ответственность за своё произведение. В работе наряду с мнением известных писателей об отношении к слову представлена точка зрения студентов, которые недавно начали пробовать свои силы в писательском искусстве, но уже имеют некоторый опыт творческой работы над текстом.
Ключевые слова: работа над текстом, писательское мастерство, стиль литературного произведения.
T.E. Golovacheva
Golovacheva Taella Eduardovna, teacher of the Department of Russian and
Foreign Languages and Literature of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), e-mail: taella-elena@mail.ru
THE WORK ON THE LITERARY TEXT
This article discusses the problem of working on the text of famous writers and aspiring authors, emphasizes their responsibility for their work. In the work we show opinions of well-known writers about their attitude towards the word and the opinions of students who have recently begun to try their hand at writing and have some experience in creative work on texts of their work.
Key words: work on the text, writing skills, style of literary work.
Со времени возникновения литературных произведений неподдельный интерес вызывает тайна появления книги: авторская идея, судьбы героев, повороты сюжета и неповторимый стиль автора. Цель данной статьи – рассмотреть мнение авторов о работе над текстом. Представлены различные подходы к слову как именитых, так и начинающих мастеров пера, обобщен их опыт совершенствования писательского мастерства. Интерес вызывают многочисленные издания (печатные и электронные) о том, как писать книги, некая пошаговая инструкция, как стать знаменитым писателем. В работе дан краткий обзор отдельных подобных пособий, которые появились в последние десятилетия. Особенность и актуальность данной статьи в том, что описан опыт работы начинающих авторов над текстами первых, еще не опубликованных произведений, а также их мнение о творчестве. В заключение сделан вывод об ответственном отношении писателя к слову.
Именно в этом и заключается значимость проблемы, поднятой в статье.
Результаты исследования могут быть применены на практических занятиях по литературе. В процессе подготовки данной статьи использовались творческие работы студенток Колкневой Анны, Хрупиной Екатерины и
Хабибулиной Полины (КГИК).
Студентка-дизайнер Колкнева Анна так рассуждает о тайнах творчества: «Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как рождается книга?
Конечно, с точки зрения читателя могут существовать несколько вариантов развития событий. К разочарованию людей, жаждущих ворваться в мир творчества ради мгновенной и легкой славы, на самом деле книга всегда проходит более долгий и трудный путь. Большинство произведений пишутся долго, перерабатываются, уходят в стол и только потом, пройдя множество этапов писательского труда, выходят в свет».
Так в художественной форме студентка излагает мнение о творческом процессе писателя.
Обратимся к истории русской литературы.
Небезызвестный факт связан с тем, что Лев Николаевич Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир» в течение шести лет, а его жена, Софья
Андреевна, восемь раз переписывала его рукописи, разбирая крайне неразборчивый почерк своего супруга. Великий писатель точно знал важность проведения предварительного исследования при создании произведения, длительное время проводил в архивах, изучая записи современников и документы об Отечественной войне 1812 года. Он уделил достаточно много внимания характерам героев своего произведения и различным деталям, рассказывая историю, которую и по сей день перечитывают люди во многих странах цивилизованного мира.
Общее количество сохранившихся черновых материалов романа
«Война и мир» – более десяти тысяч страниц рукописного текста. 16 сентября 1864 года в конце своей работы над первой частью Л.Н. Толстой записал в дневнике: «Я… написал листов 10 печатных, но теперь нахожусь в периоде поправления и переделывания. – Мучительно» [7, с. 269].
Проза и поэзия А.С. Пушкина читается и изучается уже более двух столетий. Детям и учащимся кажется, что писать легко: муза посетила, строки готовы. А сам Александр Сергеевич так сказал о творчестве:
«Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние». Поэт много и плодотворно писал, оставив потомкам богатое наследие.
Н.В. Гоголь работал над поэмой «Мертвые души» в течение 17 лет. За это время менялись замысел, структура, идея, главы, подход к героям,
лирические отступления. Примечательно, что Гоголь читал вслух поэму и другие произведения известным критикам, писателям, выслушивал замечания, вносил правки, доводя текст до совершенства.
А.П. Чехов видел постановку своих пьес, присутствовал на репетициях, многократно менял реплики героев, отправляя в редакцию переделанный вариант. Именно в этом – основной смысл работы писателя: подобрать такое слово, которое заденет душу, повлияет на мысли и чувства читателя.
В классической литературе множество примеров вдумчивой работы с текстом, мы сравниваем и изучаем варианты первой и последней редакции, обсуждаем причины замены слова, узнаем авторский стиль. Творчество знаменитых писателей, прошедшее проверку временем, – это образец мастерства, вершина стиля для нас.
Ю.М. Лотман подчеркивал важность работы над текстом, необходимость «дорабатывать, доделывать», поскольку значение имеет каждая деталь
[4, с. 68].
Но когда-то и знаменитые авторы писали первые строки, первую книгу.
И в XXI веке существуют молодые люди, которые только начинают творить.
В писательском мире в наши дни идет довольно удивительная тенденция.
Примечательно, что теперь есть обучающая литература на эту тему – учебники для начинающих авторов.
В произведении «Пишется! 43 секрета вдохновения» Александра
Молчанова можно не только найти практические советы по написанию текста, но и список полезных программ и сайтов для работы писателя и сценариста. Александр Молчанов – драматург, сценарист, сценарный консультант и преподаватель. Автор отмечает влияние времени на личность писателя и его творчество, меняется отношение к книгам и их значимость в жизни людей. Но в различные времена писатель остается один на один со своим творением, а после – со своим читателем [5, с. 57]. В этом плане подчеркивается ответственность автора за написанное слово.
А.П. Чехов видел постановку своих пьес, присутствовал на репетициях, многократно менял реплики героев, отправляя в редакцию переделанный вариант. Именно в этом – основной смысл работы писателя: подобрать такое слово, которое заденет душу, повлияет на мысли и чувства читателя.
В классической литературе множество примеров вдумчивой работы с текстом, мы сравниваем и изучаем варианты первой и последней редакции, обсуждаем причины замены слова, узнаем авторский стиль. Творчество знаменитых писателей, прошедшее проверку временем, – это образец мастерства, вершина стиля для нас.
Ю.М. Лотман подчеркивал важность работы над текстом, необходимость «дорабатывать, доделывать», поскольку значение имеет каждая деталь
[4, с. 68].
Но когда-то и знаменитые авторы писали первые строки, первую книгу.
И в XXI веке существуют молодые люди, которые только начинают творить.
В писательском мире в наши дни идет довольно удивительная тенденция.
Примечательно, что теперь есть обучающая литература на эту тему – учебники для начинающих авторов.
В произведении «Пишется! 43 секрета вдохновения» Александра
Молчанова можно не только найти практические советы по написанию текста, но и список полезных программ и сайтов для работы писателя и сценариста. Александр Молчанов – драматург, сценарист, сценарный консультант и преподаватель. Автор отмечает влияние времени на личность писателя и его творчество, меняется отношение к книгам и их значимость в жизни людей. Но в различные времена писатель остается один на один со своим творением, а после – со своим читателем [5, с. 57]. В этом плане подчеркивается ответственность автора за написанное слово.
Николай Кононов в книге «Автор, Ножницы, Бумага.
Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков» уделяет большое внимание различным видам писательской деятельности, дает советы для написания многотомных романов, статей и даже кратких постов в социальных сетях.
Николай Кононов также посвятил целую главу собственному стилю писателя. Автор писал о глубоко субъективном взгляде на мир, об интересе именно к личности писателя, чья судьба, по его мнению, может повлиять на читателя больше, чем герой и коллизии произведения [3, с. 35].
«Справочник писателя» Эльвиры Барякиной очень точно соответствует своему названию, которое является таким же кратким и лаконичным, как и его текст. В этом произведении рассказывается не только о правилах работы над текстом, но и обо всех этапах пути книги. Так, начиная с рождения идеи и до возможной экранизации изданного произведения, автор сопровождает начинающего писателя и делится с ним всеми секретами ремесла.
Книга Артема Сенаторова «Продай свой текст. Почему одного лишь
#таланта_недостаточно» – это сборник статей самых влиятельных людей писательского мира: главных редакторов крупнейших издательств России, авторов бестселлеров и других. В этом произведении так же, как и в
«Справочнике писателя», охватывается весь путь произведения. Артем
Сенаторов в заключении своей книги призывал читателей творить, несмотря на нарастающую конкуренцию, идти к своей мечте, писать, работать, думать прежде всего о содержании своего произведения, а уже потом – о мнении других людей [8, с. 28].
Яркий отрицательный пример работы «современного писателя» приводит Иван Охлобыстин в книге «Записки упрямого человека. Быль».
«Плод совместного труда Всемирной сети, второкурсницы журфака и выпускающего редактора».
Эмоционально написано, как можно в сети найти материал, скопировать, чуть изменить, добавить детали и нести редактору, который, не
особо вникая, отдает произведение в печать. А после этого надеяться, что слава обязательно придет [6, с. 3].
Еще интересна в ряду учебников по писательскому мастерству работа
Стивена Кинга «
Как писать книги. Мемуары о ремесле
». Автор рассказывает, как начал творить, как рождался замысел книг, как он работал над текстом, даже приводит отрывок в первой и окончательной редакции, чтобы читатели своими глазами увидели, насколько отличаются варианты произведения после редактирования, что именно меняет автор, как важно убрать лишнее [2, с. 112].
В данных книгах немало различных советов, которые могут пригодиться начинающим авторам. Студентка Анна Колкнева данные книги изучала, некоторые советы использовала. Она работает над своим романом в стиле фэнтези почти пять лет и рассказывает: «Я уже не понаслышке знаю большинство трудностей, которые приходится преодолевать писателям. В поисках своего собственного стиля я множество раз переписывала роман. У меня не хватало часто самого важного писательского ресурса – времени, поэтому иногда приходилось консервировать идею и возвращаться к работе позже, с новыми силами и вдохновением. Этот же совет молодым авторам давал известный автор Стивен Кинг в своем труде «Как писать книги».
Так размышляла о писательском труде Анна Колкнева:
«Писательство – это не просто сухой процесс написания произведения и даже не погоня за капризной музой в поисках вдохновения. Писательство – труд, способный не только изменить духовный мир человека, но и его жизнь в целом. Но за это придется заплатить свою цену: время, силы и готовность к обучению и к переменам.
Писатель должен не только обладать талантом, но и усердием, обширным набором навыков и трудолюбием. В мире писательства неоткуда ждать помощи, поэтому особенно остро чувствуются необходимость читать других авторов, изучать пособия и без устали творить.
Еще интересна в ряду учебников по писательскому мастерству работа
Стивена Кинга «
Как писать книги. Мемуары о ремесле
». Автор рассказывает, как начал творить, как рождался замысел книг, как он работал над текстом, даже приводит отрывок в первой и окончательной редакции, чтобы читатели своими глазами увидели, насколько отличаются варианты произведения после редактирования, что именно меняет автор, как важно убрать лишнее [2, с. 112].
В данных книгах немало различных советов, которые могут пригодиться начинающим авторам. Студентка Анна Колкнева данные книги изучала, некоторые советы использовала. Она работает над своим романом в стиле фэнтези почти пять лет и рассказывает: «Я уже не понаслышке знаю большинство трудностей, которые приходится преодолевать писателям. В поисках своего собственного стиля я множество раз переписывала роман. У меня не хватало часто самого важного писательского ресурса – времени, поэтому иногда приходилось консервировать идею и возвращаться к работе позже, с новыми силами и вдохновением. Этот же совет молодым авторам давал известный автор Стивен Кинг в своем труде «Как писать книги».
Так размышляла о писательском труде Анна Колкнева:
«Писательство – это не просто сухой процесс написания произведения и даже не погоня за капризной музой в поисках вдохновения. Писательство – труд, способный не только изменить духовный мир человека, но и его жизнь в целом. Но за это придется заплатить свою цену: время, силы и готовность к обучению и к переменам.
Писатель должен не только обладать талантом, но и усердием, обширным набором навыков и трудолюбием. В мире писательства неоткуда ждать помощи, поэтому особенно остро чувствуются необходимость читать других авторов, изучать пособия и без устали творить.
Разницу между ложным писателем и настоящим автором найти не так уж и сложно, ведь пламя вдохновения и веры в свой важный труд невозможно не заметить при встрече с истинным творцом. Первый никогда не осознает ответственности, ведь в его понимании книги нужны лишь для того, чтобы скоротать время в очень скучный час. Его произведение является для него способом отразить на бумаге все свое недовольство собственной жизнью или предметом для самовосхваления. Подлинный автор творит не для себя. Он чувствует важность той истории, которой он хочет поделиться с миром, как самым сокровенным секретом».
Данная цитата удачно иллюстрирует позицию начинающего автора, говорит о серьезном подходе к слову и творчеству.
Приведем рассказ Екатерины Хрупиной, студентки Краснодарского государственного института культуры, уже не столь начинающего писателя, работающего в жанре фэнтези, о процессе редакторской работы над текстом.
«1. Изначально любой текст я начинаю писать на бумажном материальном носителе, будь то блокнот или тетрадь. Так лучше чувствуешь мысль, будто она у тебя в руках. Здесь можно зачеркивать, так удобно писать любые слова, которые только придут в голову. Я принципиально не пользуюсь диктофоном и другими способами фиксации быстрой мысли, так как это мешает ее закончить, влияет на качество именно рукописного (что важно) текста. Такие блокноты я называю "мудрыми", где веду любые записи мыслей и идей. Вариант именно такого оформления письменной работы мне подсказал И.А. Ефремов.
2. После того, как текст завершен полностью (желательно отрывок завершить по смыслу «за один присест», чтобы чувствовалась целостность мысли), я из блокнота или тетради переношу его в электронный вариант, набирая вручную на компьютере. Я принципиально не пользуюсь ни голосовым набором, ни «быстрым электронным письмом» с помощью стилуса и планшета, из-за того, что в этом случае идет прерывание «связи» рука-голова.
3. Когда текст набран, по давнему писательскому совету Н.В. Гоголя, я даю тексту «отлежаться» несколько недель или месяцев – количество времени зависит от величины текста.
4. Когда текст прошел обработку временем, я вновь возвращаюсь к нему и читаю вслух с монитора компьютера написанное мной. Обязательно читать нужно вслух, чтобы уловить места, где необходим, а где является лишним знак препинания, и также исключить повторения, увидеть сложность построения предложения.
5. После такой читабельно-устной проверки я копирую текст в несколько интернет-редакторов (такие, как online.orfo.ru, яндекс спеллер), чтобы полностью исключить пропущенные недочеты и опечатки.
6. Не всегда удается использовать данный пункт, но в некоторых случаях я его применяю – это опять перенос текста на бумажный носитель, только теперь уже с помощью краски и принтера. Распечатав текст, я вновь прочитываю его. Зачастую другим людям – это помогает опять найти свои ошибки (потому что читаешь вслух) и узнать мнение других читателей.
Также такой вариант обработки позволяет глазу не «замыливаться», потому что визуально на бумаге текст уже смотрится иначе.
7. После внесения карандашом правок на печатный бумажный носитель я переношу их в электронный документ.
Итог: текст готов».
Студентка КГИК Хабибулина Полина (группа МВ/бак-18) рассказывает о своем творчестве:
«Обычно я пишу стихотворения, прозаические произведения в стиле дневниковых записей, эссе, а также пробую писать сказки и сценарии для мероприятий. Предпочитаю писать от руки, так как считаю, что, когда человек работает таким образом, мысль у него буквально "отпечатывается" в голове. Улучшается процесс запоминания, срабатывает зрительная память.
На мой взгляд, это очень важно.
Как я пишу? Меня этот процесс не утомляет, а скорее, наоборот – воодушевляет, одухотворяет, можно даже сказать – освежает! Когда мне приходит в голову какая-то важная мысль, которую я хочу донести до читателей, я сначала думаю, как бы мне эту фразу выразить в художественной форме, добавить краску в предложение или сформулировать более четко. Затем я ее фиксирую. Таким образом я работаю с прозой. Поэзия
– дело совсем другое, тонкое! Тут все зависит от вдохновения. А вот вдохновение – вещь капризная. Поэтому стихи я пишу в основном по настроению! Как я уже говорила, для меня процесс сочинения – одно удовольствие».
Проанализировав мнения писателей, как известных, так и начинающих, о работе над текстом, мы пришли к следующим выводам:
1. Различные авторы подтверждают необходимость упорно работать, редактировать написанное, совершенствовать свой стиль и быть ответственным за своё произведение.
2. Важно изучать методики писателей, а также авторов книг по писательскому мастерству, выявляя общие положения, отбирая именно то, что подходит Вам, со временем вырабатывая свои правила и накапливая опыт.
3. Работа над собственным произведением – одна из возможностей реализовать свой потенциал, осуществить мечту, оставить миру настоящий шедевр.
Мнения Анны Колкневой, Екатерины Хрупиной и Полины
Хабибулиной о творчестве, о влиянии литературного произведения на самого автора и читателей перекликаются с точкой зрения С. Кинга: «Писательство
– это не зарабатывание денег, не добыча славы, женщин или друзей. Это в конечном счете обогащение жизни тех, кто читает твою работу, и обогащение собственной жизни тоже» [2, с. 120].
Список используемой литературы:
1. Барякина Э.В. Справочник писателя. – АСТ, 2018.
2. Кинг С. Как писать книги. Мемуары о ремесле. – АСТ, 2011.
3. Кононов Н.В. Автор, Ножницы, Бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков – «Манн, Иванов и Фербер», 2019.
4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М., Языки русской культуры, 1996.
5. Молчанов А. Пишется! 43 секрета вдохновения. – Эксмо, 2017.
6. Охлобыстин И.И. Записки упрямого человека. Быль. – АСТ, 2018.
7. Толстая
А.Л.
Отец.
Жизнь
Льва
Толстого.
–
Москва–Берлин,
2016.
Т.
2.
8. Сенаторов А.А. Продай свой текст. Почему одного лишь
#таланта_недостаточно. – Эксмо, 2018.