Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Физическая культура на тему Проведение занятий у студентов с расстройством аутистического спектра.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный технический университет»
Камышинский технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
Учреждения высшего образования
«Волгоградский государственный технический университет»
Кафедра: «Иностранные языки и гуманитарные науки»
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Физическая культура»
на тему: «Проведение занятий у студентов с расстройством аутистического спектра»
Выполнила: Баранова А.А.
Студент группы: КИС-193
Проверил: преподаватель Прытков И.Н.
Камышин 2023
Содержание
Введение 3
О важности физических упражнений для развития физической формы, самооценки и взаимоотношений 3
Адаптивная физкультура для детей с аутизмом 5
Введение
Примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – примерные рабочие программы, программы) являются ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физической культуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Они дают представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся средствами учебного предмета «Адаптивная физическая культура» (АФК) на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования; устанавливают примерное предметное содержание, предусматривают его структурирование по разделам и темам, определяют количественные и качественные характеристики содержания. Программы разработаны с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям. Распределение программного материала по годам и периодам обучения, последовательность тем в рамках модулей определяются педагогами образовательных организаций при составлении авторских рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся конкретной образовательной организации. Программы носят компилятивный характер, виды деятельности и планируемые результаты определяются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, материально – технического обеспечения и др.
Основные задачи адаптивной физической культуры для обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра:
- укрепление здоровья, закаливание организма, формирование осанки и коррекция ее нарушений;
- развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков, навыков основных движений (бег, ходьба, метание, прыжки, лазание и другие);
- совершенствование основных физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, координационных, включая способность к статическому и динамическому равновесию);
- профилактика и коррекция нарушений физического и психомоторного развития;
- воспитание базовых гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- развитие физической работоспособности;
- воспитание познавательных интересов, знакомство детей доступными теоретическими сведениями по физической культуре;
- воспитание интереса к занятиям физической культурой;
- формирование потребности в систематических занятиях физической культурой;
- воспитание нравственных, моральным и волевых качеств (включая смелость, упорство в достижении цели), формирование навыков этикета и культурного поведения.
Образовательный процесс на уроках АФК имеет коррекционный характер. Его содержание обусловлено особенностями психофизического развития обучающихся с РАС.
Особые образовательные потребности обучающихся расстройствами аутистического спектра
Максимально раннее начало коррекционно-развивающей работы и комплексной абилитации/реабилитации, с использованием средств, методов и форм физической культуры и спорта.
- Пролонгирование процесса обучения двигательным действиям.
- Щадящий, здоровьесберегающий режим обучения и физических нагрузок, предусматривающий строгую регламентацию деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями, индивидуализацию темпа обучения для разных групп детей с РАС.
- Специальная работа по развитию жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и основных движений, характеризующих физическую подготовленность обучающихся.
- Специальная работа по развитию координационных способностей (статического и динамического равновесия, дифференциации мышечных напряжений).
- Специальная (коррекционная) работа по преодолению отклонений обучающихся в развитии психомоторной сферы.
- Интеграционный подход к сенсорно-перцептивному и моторному развитию обучающихся.
- Формирование у обучающихся способности регулировать психоэмоциональное состояние, развитие эмоциональной и волевой сферы средствами физической культуры и спорта.
- Формирование способности к пространственно-временной ориентировке построения двигательного действия, глазодвигательной координации, мелкой и крупной моторики.
- Преодоление трудностей в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).
- Формирование социальных и коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы.
- Использование специального оборудования, технологий для коммуникации (при необходимости).
Специфические особые образовательные потребности в начале обучения.
-
необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в спортивном зале, особенно на начальных этапах обучения; -
готовность педагога к возможной бытовой беспомощности и медлительности ученика, проблемам с посещением туалета, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью, которые вызваны задержкой формирования навыков самообслуживания и жизнеобеспечения; -
специальная поддержка (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями; -
дозированное тьюторское сопровождение и поддержка обучающегося в учебной деятельности на уроках АФК; -
четкая и упорядоченная временно-пространственная структура урока АФК, как основа самоорганизации деятельности обучающегося, понимания им происходящего на занятии; -
специальная работа по включению обучающегося с РАС в урочную деятельность в группе с другими детьми: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной, активное использование похвалы, формирование адекватного и продуктивного восприятия замечания в свой адрес и в адрес других обучающихся; -
организация обучения ребенка и оценка его достижений с учетом специфики усвоения им «простой» и «сложной» информации; -
специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического формального накопления и использования для аутостимуляции; -
создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя), упорядоченности и предсказуемости происходящего; -
установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; -
трансляция установки на эмоциональный контакт одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлечение обучающихся в доступное взаимодействие; -
специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений; -
учет избирательности в социальном развитии обучающегося с РАС.
У обучающихся подросткового возраста с РАС отмечается своеобразное развитие моторных функций, которое выражается в неумении выполнять плавные движения, обучающиеся неловки, неуклюжи, недостаточно координированы в походке, имеют недостаточно развитую тонкую моторику. Встречаются значительные отклонения в самоконтроле программы движения. Исследователи, занимающиеся данной проблемой, установили прямую связь между характером первичных двигательных расстройств и регуляцией мышечного тонуса. (В.В. Лебединский, 2002).
Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень образования. Распределение указанных результатов по годам обучения определяется Адаптированной основной общеобразовательной программой среднего общего образования обучающихся с РАС, разработанной образовательной организацией.
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание российской гражданской идентичности в русле сопричастности к спортивной жизни российского народа на основе знаний о некоторых национальных видах спорта и народных играх, о спортивных достижениях российский спортсменов на международных соревнованиях и олимпиадах, уважения государственных символов (герба, флага, гимна);
принятие и веление здорового и безопасного образа жизни, понимание потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к учебному предмету «Адаптивная физическая культура»;
сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом как условию успешной жизнедеятельности;
готовность и способность к самостоятельной спортивной деятельности;
готовность и способность к взаимодействию со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, спортивной и других видах деятельности, удерживая границы взаимодействия;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, творчества, спорта;
умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в процессе занятий АФК и адаптивным спортом, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в физкультурно-оздоровительной деятельности, в спорте.
Список литературы
-
Е.В. Лоскутова - Развитие физических качеств у детей, страдающих аутизмом, 2020 -
Дэвид Геслак - АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА для детей с аутизмом, Екатеринбург Рама Паблишинг 2019