Файл: Творческая работа 3адание Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 445

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание Зенгина Галина.

Задание 1.

Составьте подборку упражнений наиболее способствующих развитию лексического строя речи.

Творческая работа

3адание 2.

Составьте подборку упражнений способствующих развитию грамматического строя речи.

Творческая работа

Задание 3.

Составьте таблицу игр для формирования фонематического слуха.

Таблица

Задание 4

Разработать конспект обследования ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития.

Конспект

Задание 5.

Разработать конспект обследования ребенка с ФФН.

Конспект

Задание 1. Составьте подборку упражнений, наиболее способствующих развитию лексического строя речи (творческая работа).

Игры на актуализацию пассивного словарного запаса.

  1. Выбери правильный ответ.

Детям предлагается послушать высказывание и варианты ответов. А затем выбрать правильный ответ.

-В году месяцев (7, 12, 16, 24).

-У дерева всегда есть (корни, листья, плоды, цветы).

-Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

-Всегда горячий (утюг, кипяток, пар, грелка).


  1. Назови части (по картине, по представлению).

Детям предлагается представить названный предмет и назвать его части:

-Грузовик …

-Дом …

-Дерево…

-Часы …


  1. Отгадай предмет.

Детям называются части предмета, а они должны назвать этот предмет:

-Кузов, кабина, колеса, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

-Сучья, ветки, листва, ствол, кора, корни (дерево).

-Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

-Палуба, корма, каюты, якорь, нос (корабль).


-Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

-Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

-Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо).

-Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

-Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

-Пол, стены, потолок (комната).

-Подоконник, рама, стекло (окно).

  1. Отгадай загадку.

Детям предлагается прослушать описание предмета, а затем догадаться, о чем идет речь.


  1. «Из чего сделано?» Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

-Варенье из клубники это какое варенье? Клубничное варенье

-Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

-Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

-Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

-Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

-Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.


  1. Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:


Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры:педагог спрашивает«Каким бывает яблоко?»,дети называют признаки к названному предмету«круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»«Какой бывает котёнок?»— «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»


  1. «Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай,о каком предмете я говорю«Круглое, сладкое, румяное — что это?»(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

— Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает, кузнечик. (прыгает, уж. (ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает,тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит) .


  1. Назови картинку к словам.



Детям предлагается послушать признаки предмета и догадаться, какой предмет из изображенных на картинках ими обладает.

Например: лохматый, косолапый…

голодный, серый, злой …

Упражнения на актуализацию пассивного словарного запаса.

1. Выбери правильный ответ.

Детям предлагается послушать высказывание и варианты ответов. А затем выбрать правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

У дерева всегда есть (корни, листья, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, кипяток, пар, грелка).

Назови части (по картине, по представлению).

2. Детям предлагается представить названный предмет и назвать его части:

Детям называются части предмета, а они должны назвать этот предмет:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Сучья, ветки, листва, ствол, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, корма, каюты, якорь, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

3. Детям предлагается прослушать описание предмета, а затем догадаться, о чем идет речь.

4. Назови картинку к словам.

Детям предлагается послушать признаки предмета и догадаться, какой предмет из изображенных на картинках ими обладает.

Например: лохматый, косолапый…

голодный, серый, злой …

5. Детям предлагается подобрать слова – сравнения и закончить предложение.

Белый снег похож на …

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на …

6. Детям предлагается закончить предложение сравнительным оборотом.

Земля покрыта снегом, как …

Лед блестит у берега, как …

Туман стелется над озером, как …

Дождинки текут по лицу, как …

7. Детям называется действие и предлагается подумать и сказать что еще нужно сделать, чтобы выполнить данное действие.

Например: Шить – брать иголку и нитку, вдевать нитку в иголку, втыкать и протыкать ткань, вытаскивать, натягивать, смотреть.

8. Найди общее слово.

Детям предлагается добавить общее слово к парам слов.

Дерево, цветы (что делают?) — …

Сидит, стоит (что?) — …

Кошка, собака (что делают?) — …


Льется, журчит (что?) — …

Дождь, снег (что делают?) — …

Растет, зеленеет (что?) — …

Фрукты, овощи (что делают?) — …

Круглое, сочное (что?) — …

Сахар, мед (какие?) — …

Кто это может делать?

9. Детям предлагается подобрать как можно больше предметов, которые могут выполнять заданное действие.

Например: бежит (кто, что?) мальчик, собака, река, ручей…

Идет (кто, что?) девочка, кошка, дождь, снег …

Растет (кто, что?) ребенок, щенок, дерево, цветок …

Кто как передвигается?

10. Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно передвигается.

Примерный перечень картинок: лошадь, змея, птица, рыба, лягушка.

Кто как голос подает?

11. Детям предлагается назвать изображенное на картинке животное и сказать, как оно подает голос.

Примерный перечень картинок: голубь, ворона, кошка, собака, лошадь, воробей, сорока, свинья, волк, утка и т.д.

12. Когда человек ест?

Детям предлагается ответить на вопрос: Что делает человек, если он… (ест, пьет, смотрит телевизор, умывается и т.д.)

13. Кто как трудится?

Детям предлагается назвать трудовые действия людей различных профессий по картинкам.

Примерный перечень профессий: учитель, доктор, повар, дворник, маляр. Летчик, парикмахер, строитель и т.д.

14. Что издает эти звуки?

Детям предлагается подумать, какой звук может издавать тот или иной предмет.

15. Кто умеет это делать?

Детям называется действие и предлагается подумать, кто может его выполнять.

На доске выставляется набор картинок с изображениями людей и животных, выполняющих различные действия. Детям предлагается найти картинку с названным действием и составить по ней предложение.

Примерный перечень глаголов: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плывет, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается.

16. Детям предлагается отгадать название животного по его действию.

Мычит (кто?) – Крадется (кто?)

Лает (кто?) – Охотится (кто?)

Мяукает (кто?) – Переваливается (кто?)

Хрюкает (кто?) – Пугается (кто?)

Что делает это животное?

17. Детям предлагается к названию животного подобрать как можно больше действий.

Курица (что делает?) — …

Кошка (что делает?) — …

Собака (что делает?) — …

Что это за животное?

18. Детям предлагается отгадать животное по называемым действиям, которые оно может выполнять.

Сторожит, грызет, лает –

Мяукает, лакает, царапается –


Мычит, жует, ходит –

20. Детям предлагается сказать о предмете как можно больше слов-признаков.

21. Добавь слово в предложение.

Детям предлагается добавить в предложение нужное слово.

Взошло … солнце. Черепаха ползет … Деревья тихонько …

22. Детям предлагается придумать как можно больше слов – названий, слов – признаков, слов – действий по разным временам года.

Солнце, небо, облака, земля, трава, дождь, листья, ветер, день (какой?, какая?, какое?, какие?)

Солнце, облака, дождь, листья, ветер, трава, деревья, птицы (что делают?)

Приходит, дует, моросит, плывут, улетают, опадают, желтеет, мокнет, вянут (что?)

23. Что это за транспорт?

Детям предлагается назвать как можно больше транспортных средств.

24. Что это за предмет?

Детям предлагается назвать предмет к которому подходит названный признак (овощ, фрукт, животное, транспорт).

25. Расскажи про… (игра с мячом).

Детям дается задание придумать слова к предметной картинке, описывающие ее. Затем бросаем мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч бросает его обратно, называя слово, отвечающее на вопрос какой?

26. Детям предлагается составить загадку-описание о предмете по определенному плану с опорой на картинку.

27. О чем может идти речь.

Детям предлагается подумать, о чем может идти речь в рассказе, если там встречаются слова рак и мост, мак и стакан, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка.

Например: Лист и кот.

— о том, как кот играл с листом,

— о том, как лист упал на кота,

— о том, как кота засыпали листьями,

— о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота.

Упражнения на формирование обобщающих понятий.

1. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

2. Найди лишний предмет

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны назвать «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.

3. Выбери нужные слова.

Детям предлагается прослушать ряд слов и выбрать слова, относящиеся к заданной тематической группе.

Например: выбрать слова, обозначающие транспорт

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

4. Назови одним словом.