Файл: Характеристика источников Древнегреческого права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 Правопорядок обеспечивался религией и поддерживался верой. Однако развитие новых социальных и имущественных отношений меняло действительность. Обычай не знал частной собственности, социальной дифференциации и порожденных ими явлений. Он уже не соответствовал изменившимся формам жизни и его стало не хватать. Нужны были новые регулирующие нормы, требовавшие человеческого вмешательства. К тому же и традиционная вера со временем ослабевала, раз уже Гомеру были известны люди, не боящиеся гнева богов и нарушающие их уставы. Простая олимпийская религия уже не справлялась с социальной нагрузкой и стала терять влияние на общество, уступая место попыткам рационального обустройства человеческого общежития. Отмена царской власти была первым шагом на этом пути. Вторым шагом стали законы Драконта.

С точки зрения социально-политической, значение этих законов выражается в  трех основных аспектах. Во-первых, ограничение  личного произвола кровной мести расширяло сферу влияния политических институций. Преступления перестали быть частным делом и стали общественным, т. е. государственным делом. Это уже новый уровень социальной организации. Во-вторых, законы Драконта были даны одинаково для всех, без различия сословия и происхождения. Это уже начало правового равноправия, иначе говоря, равенства всех перед законом. В-третьих, законы были даны для всей Аттики, для всех ее регионов, что способствовало унификации и более тесному объединению страны.  

Делая вывод, можно сказать, что законы Драконта стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью, но, тем не менее, эти законы ограничили власть архонтов. Вводится понятие умысла и неосторожности. Законодательство Драконта ознаменовало начало новой фазы политического развития - переход к фиксированным правовым отношениям в обществе.

  1. Законодательство Ликута ( Древняя Спарта)

К IX - первой половине VII в. до н. э. относится серия реформ, как аграрных, так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины спартиатов над массой порабощенного населения. Эти мероприятия в сочетании с реформой в военной области, составившие суть нового устройства Спарты, были, как бы посланы свыше волею Дельфийского оракула.

Именно законами Ликурга  предписывалось уничтожать нежизнеспособных младенцев
, ибо из них не вырастет воин-защитник. С 7-летнего возраста мальчиков подвергали муштре. Целью воспитания в агелах было вырастить хорошего солдата, составить крепкое войско, противостоящее угрозе плотского мятежа.

Проводилось установление систематического контроля за жизнью граждан - они не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Примерные расчеты показывают, что армия состояла из 600 мор (каждая по 400 - 900 человек). Из них формировали фалангу; входившие в нее гоплиты были оснащены копьями, короткими мечами. Гоплиту полагался щит.

Введение единственной тяжелой монеты - оболы затормозило торговые сделки. Иностранца теперь могли изгнать из Спарты («ксенеласия»), самим спартанцам выезд за границу запрещался. С запрещением ввоза серебра и золота развернулась борьба с роскошью, что имело угасание художественных ремесел, огрубление общественного вкуса.

То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано  безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов. А это  значило наличие грубых жилищ (можно было использовать лишь топор и пилу), простой еды, однообразные бороды воинов-мужчин, отмеченная современниками неграмотность спартиатов (лаконизм речи сродни воинской команде).9

Реформами Ликурга были созданы братства организованных воинов. В список военнообязанных включались граждане с 20 до 60 лет. Обычно призывались в 20 - 40 лет. Контроль за этой стороной организации спартанского государства лежал на эфорах.

Спартиаты становились  как бы особой формой собственности  всего государства. Как следствие - торможение товарно-денежных отношений, вытравливание торгово-ремесленной прослойки. Полунатуральное сельское хозяйство повлекло упадок государства, державшегося лишь на системе милитаризма и жестокой дисциплины.

Постоянная угроза восстания порабощенного населения, которое численностью во много раз превосходило членов общины спартиатов (32 тысячи спартиатов и 340 тысяч зависимого населения по условным подсчетам), требовала консолидации общества, что и было сущностью «Ликургова строя» в результате проведенных реформ. Ниже приведены некоторые реформы Ликурга, относящиеся к конкретной сфере общества.

Реформы Ликурга:

В политической сфере:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или  геронтом для голосования их  решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;



-создание Совета Старейшин  (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В социальной сфере:

-разделение земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан  на филы и обы;

-замена золотой и  серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

-введение сисситий - совместных  трапез. Спартанцы были обязаны  участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В системе воспитания. Реформа была направлена на воспитание воинов:

-слабых новорожденных  кидали в пропасть, крепких же  отдавали кормилицам, которые воспитывали  в них силу и смелость;

-с 7 лет детей записывали  в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

-с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

-с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец  принадлежал государству, а его  воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает  о трех “ретрах” Ликурга:

1)запрет писанного законодательства;

2)строительство дома  только с помощью топора и  пилы;

3)неучастие долгое  время в войне с одним и  тем же противником (чтобы не  научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга  происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при  котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты.

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх  в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:


Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось  криком. Высказываться имели право  только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет  и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

     –ведение текущих дел;

     –внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней  Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры  осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

 

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели  право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Спарта как государство  оказалась в изоляции от внешнего мира, переживала культурный упадок.

Масштабы культурного  упадка помогает представить себе собранный  археологический материал. С конца VI в. до н. э. уже не встречается расписная  лаконская керамика в святилище  Артемиды Орфии, в это же время  исчезают остатки импортных сосудов, поставлявшихся до того времени из других мест Греции и с Востока. Нет расписной керамики и в комплексах Лаконии и Мессении.

Археологическое изучение предметов декоративно-прикладного  искусства этого времени выявляет отсутствие предметов из слоновой кости, исчезли также терракотовые маски, бронзовая и мраморная скульптура. Павсаний, имея в виду статуи божеств из храмов, говорит об архаических образах в виде деревянных или каменных идолов, что явно контрастирует с высоким уровнем художественных произведений предыдущей эпохи.

Среди мотивных изображений  встречаются свинцовые фигурки  воинов, которые, как и погребальные ритуальные скульптуры, характеризуются  примитивностью исполнения и схематичностью деталей.

Известно, что за Спартой утвердилась в античном мире репутация «города прекрасных хоров». Песенная культура здесь была тесно связана с архаическими традициями формирования репертуара, не менявшимися еще со времен расцвета (до VI в. до н. э.).


Литературные источники  приводят имена людей, составивших славу музыкальной культуры Спарты. Здесь упомянуты переселенцы - Терпандр с острова Лесбос, Полимнест из Колофона, Сакад из Аргоса, Филет из критской Гартины, Ксенокрит из Локр, Стесихор из Гимеры, Алкман, уроженец Сард. Традиции спартанской хоровой лирики возникли, как видно из вышеприведенного списка, в виде симбиоза местной дорийской песенной культуры и достаточно разнообразных чужеземных мотивов. Однако к концу VI в. до н. э. по мере упадка все эти плодотворные творческие связи постепенно затухают.

В отношении Ликургова  авторства законов Спарты имеется  несколько точек зрения, позволяющих  проследить, как появлению конкретной личности в общественном устройстве предшествовал трансформированный миф о древнем лаконском божестве Ликурге.

Отмечено существование  ранее особого культа Ликурга, возникшего до появления каких-либо законодательных  институтов, одновременно с этим признавалось, что спартанские обычаи глубоко  связаны с первобытной социальной организацией и развились из недр человеческого сообщества независимо от какого-либо законотворчества.

Сторонники другой теории утверждали, что древние дорийские  законы, постепенно забытые и переставшие  соблюдаться, были восстановлены приверженцами  древнего уклада из среды самих спартиатов. Так или иначе, но гипотетический Ликург как авторитетный легендарный герой или божество полностью отвечал по своим качествам возложенной на него миссии реформатора спартанского общества.

Хотя на вопрос, по какой  причине на роль законодателя из всех возможных богов и героев был выбран именно Ликург, однозначного ответа не имеется, но после второй Мессенской войны и возникшего вследствие войны кризиса гражданское общество Спарты консолидировалось наконец на основе когда-то существовавшей и уже почти забытой системы жесткого социального контроля. Это позволило спартанцам быстро справиться с деструктивными тенденциями внутри собственного общества и оказать сопротивление внешним противникам.

В истории государства  Спарты в своем максималистском  варианте были представлены полисная демократия и коллективизм с авторитарным институтом эфората. Постепенно коллегия эфоров переросла во властную замкнутую прослойку, стоящую над всеми гражданами Спарты.10

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что Ликургом были созданы основные политические институты спартанского государства.