Файл: Общая характеристика работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Тема настоящего исследования – репрезентация концепта Родина на примере творчества Есенина и Маяковского. Концепт как ментальная единица является объектом изучения многих сфер научного знания. В лингвистике существуют различные направления изучения концепта: когнитивно-дискурсивное и лингвокультурологическое. Культурный аспект данного понятия рассматривается всеми учеными, так как история, традиции и само мировоззрение народа – основа национальной картины мира. Помимо включения в концепт национальной составляющей, не следует упускать индивидуальный компонент. Так, это многомерное ментальное образование, благодаря которому раскрываются особенности мышления группы людей и восприятия ими окружающего мира. Эти соображения определяют актуальность темы нашей работы.

На материале русского языка тему изучали такие исследователи, как Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, Н.Ф. Алефиренко, З.Д. Попова, И.А. Стернин, B.И. Карасик и др. В то же время как между российскими, так и между иностранными исследователями нет единства по вопросу определения концепта, а также предлагается большое разнообразие методик концептуального анализа.

Наиболее ярко национальная картина мира проявляется в творчестве классиков национальной литературы, таких как поэты. Это определяет актуальность темы нашего исследования, которое посвящено концептуальному анализу двух классиков серебряного века.

Концепт «Родина» является одним из ключевых лингвокультурных концептов, входящих в культуру любого этноса. Степанов Ю.С. рассматривает концепт «Родина» как одну из констант русской культуры, Воркачев С.Г. описывает как идеологическую ценность, в которой отражается общая иерархия ценностей и представления общества о самом себе.

Будучи творчески переосмысленным, любой концепт «получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально-авторское осмысление сущности предметов или явлений». Репрезентация концепта «Родина» в художественных текстах Сергея Есенина и Владимира Маяковского носит уникальный характер.

Родина является неотъемлемой частью жизни и творчества С.А.Есенина и В.В. Маяковского, авторов многочисленных стихотворений, многие из которых положены на музыку. Всем своим творчеством Есенин, так же как и Маяковский представляет свою страну, своих сограждан, свою родину. Но делают поэты это абсолютно разными способами.


В художественном мире и Есенина, и Маяковского концепт «Родина» занимает особое место. С родиной связаны детские воспоминания Есенина о доме, матери, родной деревне. На фоне природы Рязани происходят ключевые события, описанные в его творчестве. Сама жизнь наводит поэта на философские размышления о жизни и смерти, дружбе и предательстве.

Итак, объектом исследования является языковая картина мира русского языка, а предметом исследования – концепт «Родина» в творчестве В.В.Маяковского и С.А.Есенина.

Целью исследования является анализ репрезентации концепта «Родина» на примере творчества С.А. Есенина и В.В.Маяковского

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать особенности поэтики серебряного века в целом.

  2. Выявить специфику поэтики С.А. Есенина.

  3. Описать особенности поэтики В.В.Маяковского.

  4. Дать понятие языковой картины мира

  5. Охарактеризовать понятие и виды концептов.

  6. Изложить методику концептуального анализа.

  7. Провести словарный анализ концепта «Родина».

  8. Охарактеризовать особенности концепта «Родина» у С.А. Есенина

  9. Провести концептуальный анализ репрезентации концепта «Родина» у В.В. Маяковского.


Методологической основой исследования выступают работы по общей лингвистике таких исследователей, как Ю.Д. Апресян [Апресян:1995], Н.Д. Арутюнова [Арутюнова: 1999], а также работы в области методик концептуального анализа И.А. Стернина [Стернин: 2001], Л.О. Чернейко [Чернейко: 1997], З.Д. Поповой [Попова, Стернин: 2001], А.П. Бабушкина [Бабушкин: 1996] и других исследователей. Нами используются как общенаучные методы (анализа, синтеза, классификации, системного анализа), так и специфические (концептуальный анализ, анализ словарных определений).

Научная новизна состоит в лингвокультурологическом и лингвокогнитивном анализе национальных картин мира на материале творчества поэтов серебряного века С.А. Есенина и В.В.Маяковского.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по лексикологии русского языка, лингвистическому анализу художественного текста.

Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



Во введении обосновывается научная новизна и актуальность исследования, содержатся сведения о предмете, объекте, источниках и историографии исследования, а также его практическом применении.

В первой главе – «Особенности поэтики русских классиков начала 20 века» - характеризуется поэтика серебряного века вообще, а также С.А.Есенина и В.В.Маяковского в частности.

В параграфе 1.1 говорится о том, что поэтика серебряного века характеризуется как поэтика периода господства парадигмы модернизма. Модернизм как период и эпоха доминирования определённой парадигмы художественности не однороден.Духовная атмосфера того времени характеризовалась возрастанием пессимизма, настроениями отчаяния и безысходности, неудовлетворённость действительностью, её неприятие, мир воспринимается как многомерный, многоаспектный, непостижимый. Развитие новых физических теорий приводят к изменению пространственно-временных представлений, что усиливает ощущение внутренней дисгармонии. Утрачены привычные формы взаимодействия с миром, поиски утраченной целостности и гармоничности мира стимулировали возвращение к традиции неоплатонизма. Явления бытия выходят за рамки повседневного, обыденного, разрастаясь до космических масштабов. Предчувствие катастрофы при творческом подъёме.

Символизм – самое мощное течение в русской культуре 20 века. Марксистская критика считает, что символисты распались после 1905г., когда распался их организационный центр. В то же время символизм шире организационных структур, к нему можно отнести весь начальный этап модернизма в русской культуре. Это коренное течение русской культуры, с ним сравнимо только новокрестьянское течение. В тоже время символизм первичен, т.к. он породил крестьянскую литературу. Влияние символизма заметно у всех русских литературных направлений.

Главное авангардное направление первой трети 20 века - футуризм, исходит из идей революции, прогресса. Футуристы позитивно относятся к завоеваниям науки и техники. Мессианские религиозные идеи символистов футуристы превращают в религию поклонения техники. Футуристы формируют своего рода орден монахов, каждый член которого принимает на себя определённые обязательства.

Два итога развития футуризма:

1.«Леф» - акцент на рациональный компонент, творчество понимается как производство текста – Р.О. Якобсон, В.В. Маяковский.


2.Обэриуты и Хармс - акцентируется иррациональная компонента.

Футуризм считал себя передовым отрядом искусства, важно единство группы, борьба с врагами. Характерна агрессия, культ мужественности, силы и борьбы. В связи с этим есть самолюбование, индивидуализм (поэзия Игоря Северянина – родоначальника эгофутуризма), пишут много автобиографий. Завышенные самооценки, вступающие, как отмечают многие исследователи, в несоответствие с творчеством. Однако самовосхваления и самовоспевания носят характер эпатажа (наиболее одиозная фигура – К. Олимпов).

Основные положения футуризма:

1.Революция формы, независимой от содержания (свобода искусства от содержания);

2.Субъективная воля художника;

3.Абсолютная свобода поэтического слова;

4.Отказ от всех традиций (анархическое бунтарство против всех поэтических норм и традиций в искусстве).

Данное направление важно для нашего исследования, так как к нему принадлежит В.В.Маяковский.

В параграфе 1.2 рассматривается поэтика С.А Есенина. Стихи С.А.Есенина происходят от народной лирической песни и городского романса. Главное качество его поэзии – песенность. Он хорошо воспринял русскую классическую традицию – Пушкина, Тютчева.

Поэтика раннего Есенина связана прежде всего с традициями устного народного творчества. Свой творческий путь он начал с подражания фольклору. Стихи этого периода переполнены описаниями пейзажей, Родина здесь полностью идентифицируется с понятием малой родины, в случае Есенина – его деревней Константиново. Картины природы уже в ранних стихах поэта сливались в единый образ России, воплотившей его национальное патриотическое чувство. Широко обобщённый смысл в стихах поэта обретает образ деревни.

В советский период тема родины в творчестве Есенина получает противоречивое, неоднозначное толкование: с одной стороны воспевается, а с другой – чувствуется некоторое недоверие, настороженность к ней, что объяснимо: большевики губили деревню - урбанизация, индустриализация – это пагубно влияло на деревню. Поэтому однозначно сказать об отношении С. Есенина к Советской власти сказать невозможно.

В параграфе 1.3 рассматривается творчество В.В. Маяковского. До революции 1917 года В.В.Маяковский принадлежал ко группе «Гилея». После революции был создан «Леф». Лефовцы первыми примкнули к большевикам, остальные писатели начали работу на большевиков только в во время и после гражданской войны.


В научном плане лефовцы исследовали поэтические возможности языка. Они ограниченно используют заумь, причём Крученых писал стихотворение о солидарности трудящихся на зауми. Заумь они считали тоже формой языка, которая организуется и имеет своё социальное и эстетическое значение, заумь – это язык большевиков. «Курс на организованное речетворство должен стать боевым лозунгом сегодняшнего дня». Поэзия должна быть подчинена социальному заказу, её цель организация и пропаганда коммунистических ценностей. Красота – это творение мира, она подчинена поэту.

Отличительные черты поэтики В.В. Маяковского:

Любовь к себе. Автор часто восторгается собственной значимостью, посвящает этому настоящие оды;

Гиперболы. Литературный инструмент используется в стихах очень часто. Один из ярких примеров – произведение «Нате»;

Стремление к динамичности. В стихах происходят быстрые, резкие изменения, автор постоянно описывает движение, борьбу, действия. Пример – «Левый марш»;

Применение звукописи. С помощью фонетического приема читатель полностью погружается в атмосферу, описываемую поэтом. Он представляет образы героев, общую картину, воссоздает звуки, сопровождающие события. Пример – «Хорошее отношение к лошадям»;

Эстрадный стиль. Обращение к врагу, читателю, народу, пороку присутствует в большинстве стихов;

Авторские неологизмы. Поэт проявлял колоссальную изобретательность, подбирая неологизмы. Он мог максимально точно, оригинально передать описание предмета, человека в двух словах. 

Во второй главе - Концепты и их репрезентация–дается понятие языковой картины мира, концепта, рассматриваются методики концептуального анализа.

В параграфе 2.1 говорится о том, что сумма знаний о мире, зафиксированных в языке, может быть определена как языковая картина мира. Она имеет существенные отличия от научной, в силу своей субъективности, именно поэтому говорят о ее неточности и «ненаучности» и называют «наивная картина мира». Это можно объяснить тем, что в каждом языке свои выразительные средства, поэтому мир представляется разными носителями культуры по-разному. К основным характеристикам языковой картины мира исследователи относят следующие [Ахиджакова 2005: 22]:

  1. В языковую картину мира входят все возможные культурные и духовные ценности национального менталитета носителей языка.

  2. Языковая картина мира является как следствием, так и причиной развития языка и культуры соответствующего народа.

  3. Языковая картина мира (ЯКМ) носит системный характер и имеет много уровней. Она определяет особенности фонетики языка вплоть до артикуляции, влияет на словарный состав, словообразование, состав фразеологизмов и поговорок.

  4. ЯКМ имеет диахронический аспект, то есть развивается во времени, поэтому разные этапы развития ЯКМ зачастую не тождественны друг другу.

  5. ЯКМ передается от поколения к поколению через механизм воспитания, через образ жизни и мировоззрение народа.

  6. ЯКМ формирует у носителей языка представление об окружающем мире и является достоянием культуры данного народа.