Файл: Гамзатова Алжана Мурадовна студентка 2 курса 2 группы специальности Правовое обеспечение национальной безопасности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гамзатова Алжана Мурадовна
студентка 2 курса 2 группы специальности
«Правовое обеспечение национальной безопасности»
Северо-Кавказского института (филиал)
ВГУЮ (РПА Минюста России)
Научный руководитель:
к.ю.н., Курбанова Зулейха Салаховна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА.
Давно известно, что такие понятие как «Право» и «Нравственность» являются неотъемлемой частью как человека, так и его культурного наследия.
Под правом понимается, совокупность юридически закрепленных правил поведения так и рядов привилегий присущих для людей в той или иной области.
Под нравственностью можно отнести то, что является и моральной составляющей человека, так как эти понятия почти схожи в своем понимании, и подразумевают некие правила, которыми руководствуется человек в стоящем перед ним выборе.
Отсюда можно выделить, в чем обусловлено взаимодействие этих двух понятий. Такое взаимодействие обусловлено, тем, что реальное бытие права и нравственности определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Стоит отметить и важность права и нравственности, ведь именно благодаря им происходит становления и формирование как духовного мира, так и личности в целом. Ведь они являются социальными регуляторами, которые взаимосвязаны с обществом и их взаимоотношениями.
С давних времен в обществе и индивидуальном сознании людей утвердилось представление о приоритете в обществе морали над правом. Нередко право с такой точки зрения рассматривается в качестве всего лишь известного "минимума морали". Взаимосвязь права с моралью является значимым и открытым вопросом для новых исследований на протяжении многих веков.
Немало важным является еще то, что исходя из исторического опыта мы можем выделить значимость того, как необходимы социальные регуляторы человеческого поведения-морали и права, а также необходимость исследования их взаимосвязи, места в обществе и ценности.
Право и нравственность - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом
; являются самостоятельными, суверенными нормативно-регулятивными институтами, каждый из которых имеет свою особую ценность1.
Взаимосвязь морали и права является одним из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и значимыми уже на протяжении многих веков.
В то же время, невозможно точно и стопроцентно указать на связь между правом и нравственностью, и вопрос их точного взаимоотношения находится в подвешенном состоянии, так как, именно их явные отличия достаточно резко отражаются в их взаимоотношениях друг с другом.
Исходя из понятия «нравственности» можно понять, что мораль как и нравственность объединяют ту же сферу регулирования, но понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определений данного термина. Ниже представлены объяснения наиболее выдающихся ученых в данной области.
Мораль она же и нравственность обозначается как некая форма социального понимания действительности и сущности в целом, которое создается путем комплексного накапливания опыта и понимания суждений о добре и зле как таковом.
Другое определение морали дает С.А. Комаров: «Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.»2.
Так из понятий о «морали» приведенных выше, можно заключить, что нормы нравственности и такие же нормы морали, это все нормотворчество, которое складывается в отличии от права естественным путем на протяжении всего существования человечества.
Все это являются неписанными правилами людей которые как факт передаются из поколения в поколение. Но основным гарантом соблюдения всех этих норм морали и нравственности, является совесть.
Под совестью же понимается, внутреннее понимание действующего состояния вещей вызванное самоанализом и оценке своих действий путем умозаключений основанных на морали и нраственности.
Все это находит отражение в профессиональной этике, которая складывается благодаря, его объекту, а именно человек. Но отсюда и вытекает ее не совершенство, так как человек, существо не постоянное и образует те ситуации, которые невозможно было бы предугадать. Именно здесь и выступаю нравственно правовые требования к людям, которые являются как специальным субъектом или же имеет свою составную часть от общей морали.
Взаимосвязь между ними выражается в связи между общими и особенными компонентами. Ключевым отличием между профессиональной этикой связанной с такой же профессиональной моралью от общечеловеческой нравственности является в том, что второе закрепляет выражения связанные личность и общество в отличии от взаимосвязи первой, где здесь в отличии от общества фигурирует другой предмет взаимодействия личности, а именно, определенная профессия обладающая рядом особенностей3.
Так, в профессиональной деятельности юриста включены не более чем 3 элемента составляющие нравственное данное профессии :
1) Нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;
2) Нравственные отношения в сфере права и правоприменения;
3) Особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.
Можно выделить ряд элементов профессиональной этики как сотрудников ПО так и юристов, и часть из них составляют объективизм данной отрасли а другая субъективная часть. Такое разграничение позволяет выделить как цели так и задачи юристов и сотрудников ПО, и в итоге их деятельность можно разделить на 3 элемента, а именно:
1) Цель юридической деятельности;
2) Средства, которые используются для достижения цели;
3) Результат юридической деятельности.
Важно помнить, что непосредственно профессиональная этика регулирует цели и задачи как юристов, так и сотрудников ПО, и в ряде случаев данные задачи являются крайне важными, к таким относятся:
1)Обеспечение личной безопасности граждан;
2)Предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие;
3)Охрана общественного порядка;
4)Оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Так, из этих целей и задач профессиональной этики ПО строится их правовая система которая носит нормативный характер регулирующее их профессиональную деятельность.
Но нельзя с уверенностью сказать, что данная деятельность хоть и регулируется законодателем, но результат не всегда может быть позитивным.
Но в чем, же выражена такая разграниченность между негативным и позитивным явлением в профессиональной этике сотрудников ПО, предусмотренная правом нравственностью:
1) Противоречивость взаимодействия субъективных и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников;
2) Недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач;
3) Недобросовестность профессиональных юристов при достижении результатов при наличии условий и средств (субъективный фактор), где может превалировать либерализм и благодушие или излишняя подозрительность, придирчивость.
Стоит отметить что и присутствуют существенные отличия нравственного сознания от правового заключаются профессиональной этики, к таким отличиям относятся :
1) Правовое требование носит ограниченный характер, а нравственное -- неограниченный (в этом отношении право является низшим пределом или определенным минимумом нравственности);
2) Правовая оценка требует объективной реализации замыслов, моральная распространяется и на субъективную основу поведения;
3) Право опирается на принуждение (репрессивный аппарат государства), мораль -- на силу общественного мнения.
С таким стержневым принципом нравственного сознания сотрудников является принцип законности, придерживаться которого не только служебная обязанность, но и моральный долг4.
Но даже при таком достаточно важном взаимодействии права и нравственности, нужно отметить и их противоборствующие стороны, так как в де-факто мы можем столкнуться с неких противоречием, разным подходом, и конечно данному явлению свойственны следующие причины:
-
К первой из причин относят, достаточно резкую и в то же время не ставильную подвижность принципов нравственности. Стоит подметить, что она в отличии от права не настолько консервативна. -
Другая причина – противоречия права и нравственности вытекает из излишней политичности права как составляющего, ибо данный феномен явно проявляется в непосредственной правотворческой работе.
Давно подмеченное явление, что эффективность правотворчества и всей законодательной сферы будет возрастать только тогда , когда эти предписания будут опираться на не на власть как таковую , а на общепризнанные как нравственные так и моральные принципы. Данное примечание было введено русским философом В.С. Соловьевым и с ним можно согласиться, ведь только в таком случае право как таковое будет не только соблюдать, но и защищать саму демократию, гуманность и справедливость.
Так в чем же проявляется разногласие данных сущностей и принципов понятий права и нравственности, их противоречие в основном связывают с такие явлениями как:
-
Проступок как гражданского так и административного характера; -
Проступок или же полноценные преступление уголовного характера.
И естественно данное разногласие с каждым годом стараются уменьшить с помощью создания и приданию силы нормам и принципам, которые должны развивать общество, благодаря вносимым коррективам в настоящее законодательство.
Наиболее важным выступает то, что бы право как таковое выработало для себя ряд противоречий относящимися к нравственности, тем самым выделяя свою обособленность.
К более эффективным из методов данного обособления является определение явных границ отдельных личностей между собой5.
Не редко можно столкнуться с косвенными угрозами, которые, тем или иным образом, находят отражения в законе, где в итоге из-за их не исполнения, аппарат в лице внешних средств выражает его обязательное значение.
Наиболее полезно для общества и в целом профессиональной этики право которое имеет в себе достаточно положительные черты.
Данная надобность появляется в той жизненной ситуации, когда само нравственное составляющее личности строит себе противоречивую установку и против того, что бы следовать авторитету общественного мнения.
В случае столкновения данный понятий, то обществом и населением начинается анализ своего рода требований данных норм, где выявляются сторонники и противники данных правовых норм, которые выражают свое согласие и не согласие в процессе реализации6.
Некоторые системы нравственности при отсутствии согласия лица с теми или иными высказываниями, и при сталкивании лица с потенциальным не согласием ему приходится прибегать в лицемерию.
Ключевым в данном действии имеет и общественное мнение, воздействие которого оказывает непосредственно видимое влияние на внутреннее, а в следствии и внешнее настроение многих лиц являются неизменными, и влияние на них осуществляется крайне сложно.
Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом.
Здесь непосредственно в итоге мы сталкиваемся с дилеммой, сущность которой говорит нам, о том, что те нормы и порядок поведения гарантированное на правом, в итоге запрещается нам же нашей нравственностью и моралью, которая предписывается чем-то более важным и высшим.
Проводя аналогию нравственности и правом, нужно провести разделение сущности данных сфер, тем самым можно выделить их жизненную обособленность, при их взаимодействии.