Файл: Департамент образования города москвы самарский филиал.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»


ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(Инвариантный блок, 72 часа)





Слушатель ________________ Т.Ю. Колодина

(подпись, дата)


Руководитель ______________ Н.А. Разагатова

(подпись, дата)



Самара 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Типология учебно-познавательных и учебно-практических задач

3

  1. Примеры задач

6

Список использованных источников

25






































  1. Типология
    учебно-познавательных и учебно-практических задач


Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся.

  1. Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • Первичное ознакомление, разработка и освоение теоретических моделей и понятий (общеучебных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • Выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • Выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между субъектами и процессами.


  1. Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и логических операций, установления аналогий и причинно-следственных связей. Требуют от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представление её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

  2. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка решения проблем/ проблемных ситуаций. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Требуют принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранение неполадок» и т.п. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

  3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества. Требуют совместной работы в парах или группах с разделением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

  4. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка развёрнутой коммуникации. Требуют создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, аргументированного мнения и т.п.

  5. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции. Наделяют учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения и выполнения задания, соблюдение графика подготовки предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.

  6. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии. Требуют от учащихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по другому, дополнительно узнать и т.п.).

  7. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок. Требуют от учащихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и /или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

  8. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности школьников. Требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыка использования ИКТ.




  1. Примеры задач


Примеры учебно – познавательных задач

на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
Математика. 2 класс. УМК «Школа России».


Характеристика задания

Предметные планируемые результаты. (выпускник научится):

- заполнять несложные готовые таблицы.

Метапредметные планируемые результаты.

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (познавательные);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (регулятивные),
- использовать речь для регуляции своего действия; (коммуникативные);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы. (чтение. работа с текстом).

Мотивационная часть

Помогите узнать, кто же выиграл соревнования по лыжам.

Содержание задания:

- условия (информационная часть),

- вопрос (командная часть),

- инструкция по выполнению

(ответная часть)

Прочти текст.

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые 4 места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял?» Коля ответил : «Я ни первое, ни четвертое». Боря сказал : «Я –второе». Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Кто занял 1 место?

Опираясь на текст, заполни таблицу, используя +, - .


Имена

1 место

2 место

3 место

4 место

Боря













Вова













Коля













Юра














Проверь. Сравни с образцом. Исправь ошибки.


Образец/описание ответа


Имена

1 место

2 место

3 место

4 место

Боря

-

+

-

-

Вова

+

-

-

-

Коля

-

-

+

-

Юра

-

-

-

+



Критерии оценки

Для учащихся:

Задание выполнено правильно – 5 ( отлично), если допущены ошибки:

1 ошибка – 4 (хорошо), 2 ошибки – 3 (удовлетворительно), 3 ошибки – 2 (неудовлетворительно).

Методические рекомендации

Аналогичные задания могут быть предложены для работы в паре.



Примеры учебно – познавательных задач

на формирование и оценку навыка сотрудничества
Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России».


Характеристика задания

Предметные планируемые результаты. (выпускник научится): определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста.

(получит возможность научиться): анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений.

Метапредметные планируемые результаты.

- осуществлять синтез как составление целого из частей (познавательные);

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы (регулятивные),
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; (коммуникативные);

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию (чтение. работа с текстом).

Мотивационная часть

Придумайте себе задание, выполните его в паре, докажите, что выполнили верно.

Содержание задания:

- условия (информационная часть),

- вопрос (командная часть),

- инструкция по выполнению

(ответная часть)

Я вам дала листочки. ( Каждое предложение на отдельной полоске).

-Что на них написано? (Предложения).


  1. Они несут крошки хлеба и семена.

  2. Пушистый снег покрыл землю.

  3. Ольга и Яша идут в сад.

  4. Вот и настала зима.

  5. Дети будут кормить птиц.

Прочтите их.

Придумайте себе задание. ( Составить из этих предложений текст.)

Прочтите исправленный текст. Докажите, что вы правы.

Придумайте заголовок к тексту.

Сравните с образцом на доске. Исправьте ошибки, если они есть.

Запишите текст в тетрадь.

Оцените выполнение задания по предложенным критериям.

Образец/описание ответа

Зима.

Вот и настала зима.

Пушистый снег покрыл землю.

Ольга и Яша идут в сад.

Они несут крошки хлеба и семена.

Дети будут кормить птиц.

Критерии оценки

Для учащихся:

Задание выполнено правильно – 5 ( отлично), если допущены ошибки:

1 ошибка – 4 (хорошо), 2 ошибки – 3 (удовлетворительно), 3 ошибки – 2 (неудовлетворительно).

Методические рекомендации

Целесообразно задавать вопросы в ходе работы:

Прочитайте то, что получилось. Это текст? Докажите.

С чего начнете запись? (С заголовка.)

Как начнете писать текст? (С красной строки.)



Пример учебно – познавательных задачи

на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
Окружающий мир. 2 класс. УМК «Школа России».


Характеристика задания

Предметные планируемые результаты. (выпускник научится):

- проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.

Метапредметные планируемые результаты.

- проводить сериацию и классификацию по заданным критериям (познавательные);

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы (регулятивные),
- контролировать действия партнера; (коммуникативные);

- понимать информацию, представленную в виде схемы (чтение. работа с текстом).

Мотивационная часть

Проверь умение одноклассника группировать (классифицировать) растения и оцени данное умение.

Содержание задания:

- условия (информационная часть),

- вопрос (командная часть),

- инструкция по выполнению

(ответная часть)

Травы, сосна, подорожник, шиповник, кустарники.

Из предложенного списка названий животных и названий групп животных

выбери и запиши названия в ячейки так, чтобы получилась классификация (деление множества на группы с примерами)




1) Выбери из списка названия групп растений и впиши в средние ячейки схемы.

2) Выбери названия растений и впиши в соответствующие ячейки в нижний ряд схемы.

3) Поменяйся тетрадью с заполненной схемой с соседом по парте.

4) Проверь правильность заполнения схемы твоим одноклассником по заполненному образцу.

5) Исправь ошибки, если они есть. Зачеркни карандашом неправильный ответ и впиши правильный .

6)Объясни соседу, где ошибка. Выясни, в чем сомневается или что не знает сосед.

7) Оцени выполнение задания по предложенным критериям.

Образец/описание ответа



Критерии оценки

Для учащихся:

Задание выполнено правильно – 5 ( отлично), если допущены ошибки:

1 ошибка – 4 (хорошо), 2 ошибки – 3 (удовлетворительно), 3 ошибки – 2 (неудовлетворительно).

Методические рекомендации

Аналогичное задание может быть предложено в виде таблицы, с другими названиями, в другой ситуации (проверить себя, кто больше приведет примеров, другие группы животных, информацию взять из текста и т д.)