ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности, который выражается в самостоятельном изучении чего- либо и применения этих знаний на практике, осуществляется все это без всякого внешнего контроля. У саморазвития есть три формы: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.

Существуют барьеры, которые стоят непреодолимой преградой на пути саморазвития личности:

  • откладывание дел на потом;

  • нерешительность;

  • формирование собственной зоны комфорта.

  • помеха от других людей

  • лень

Итак, самое главное то, что каждый человек изначально осознает необходимость проведения процесса саморазвития. Тем не менее, практически каждый человек понимает, что процесс его ждет непростой, порой, требует существенных затрат времени и сил. Поэтому, мы даем себе обещания, которые никогда не выполняем. Нам приятно думать о том, что идея саморазвития уже пришла в наше сознание, и когда-то, мы все-таки начнем действовать. Но, практика показывает, что такое положение по отношению к намеченной цели, чаще всего не меняется. Всегда все откладывается назавтра, и так каждый новый день.

В современной науке но поводу соотношения понятий «трудность» и «барьер» существуют противоположные точки зрения. В одних случаях понятия «трудность» и «барьер» отождествляются и определяются друг через друга; в других случаях барьеры и трудности рассматриваются независимо друг от друга; в-третьих — барьеры и трудности рассматриваются как психологические механизмы друг друга.

Мы исходим из понимания трудности как субъективного атрибута деятельности, как отражения ее сложности (далеко не всегда адекватного). Трудность представляет по своей сути негативное переживание невозможности в срок и качественно достичь удовлетворительного результата, сигнализирующее человеку о наличии объективных или субъективных препятствий, воспринимаемых им психологически, как барьеры.

Наиболее удачное определение психологического барьера, на мой взгляд, дано Р. X. Шакуровым. Автор под психологическим барьером понимает психологический феномен, в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей. Барьер — это субъективно-объективная категория. Подчеркнем тот факт, что барьер в данном случае рассматривается как субъективно-объективная категория. Другими словами, барьеры могут создаваться как самой деятельностью в результате ее объективной сложности, так и индивидом из-за неумения или невозможности найти ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. В любом случае, невозможность преодолеть возникающее препятствие отражается человеком в переживании трудности.


Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с прокрастинацией, ленью, отсутствием навыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные рамки саморазвития и самоизменения, тем не менее не выдерживает их, продолжает вести себя, действовать по-старому. Явление откладывания дел «на потом» получило в психологии название прокрастинации. Прокрастинатор — это человек, склонный к отсрочиванию принятия решений, откладыванию выполнения различных работ. Хорошо известна фраза: «С понедельника возьмусь...». Но наступает понедельник, и все остается по-прежнему. Невыполнение самообязательств, откладывание дел «на потом», лень вызывают у человека отрицательные переживания, неудовлетворенность, раскаяние, глубокие сомнения в том, что он способен сделать задуманное.

Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие люди. В то же время такая постановка проблемы и способ ее разрешения с точки зрения самовоспитания и саморазвития являются далеко не всегда корректной. Только люди с действительно очень сильной волей способны враз что-то изменить в себе, начать новую жизнь. Для подавляющего большинства людей — это только путь к огорчению и непринятию себя. Для того чтобы от чего-то отказаться, необходимо найти этому замену, причем замену не просто равноценную, а лучшую. Желаешь бросить курить — ответь на вопрос, что ты хочешь получить взамен (более позитивное) и как ты этим воспользуешься. Желаешь избавиться от эгоцентризма — не отвергай его, а найди равноценную или лучшую замену, например, попытайся ощутить все радости от нахождения в позиции оппонента, которая противоположна твоей и т.д. Только в этих ситуациях проблема воли, волевого усилия над собой снимается сама собой. В любой сфере жизнедеятельности можно найти альтернативы прошлым формам поведения и отношения, которые будут восприниматься личностью не только более безболезненно, но и с более глубоким удовлетворением.


Итак, как всё-таки заниматься саморазвитием личности?



Естественно, самое главное произвести процедуру анализа собственных недостатков. Каждый человек непременно должен понимать, что он не идеальный. И если возникает идея о саморазвитии, то это говорит о том, что человек осознал преимущества такого развития, понял, насколько данное развитие важно для реализации. В общем, самое главное – осознание необходимости. Но, это только начало, ведь в дальнейшем, вам непременно потребуется время, чтобы заняться собственным образованием. Соответственно, нужно познать секреты тайм менеджмента, чтобы тратить как можно меньше времени и получать лучшие результаты.

Также, очень важно правильно выбрать направление своей деятельности. Фактически, не нужно делать все по максимуму, не загружайте себя тем, чего сделать реально не сможете. Все должно быть степенным, продуманным, плановым. Только так, вы в действительности сможете добиться поставленных целей и получить феноменальные результаты.