Файл: В последние годы активно разрабатывается вопрос использования компьютерных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, главным образом, легкой степени 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В последние годы активно разрабатывается вопрос использования компьютерных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, главным образом, легкой степени [3]. Лишь в единичных научных работах доказывается возможность и эффективность их применения в отношении учеников с умеренной степенью [4], что связано, в первую очередь, с трудностью овладения ими умениями работы с компьютером, малочисленностью специально разработанных для данной категории школьников компьютерных технологий, их немалой стоимостью. В связи с этим, из всего многообразия предлагаемых ассистивных информационных технологий для обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью мы чаще используем на уроках технологии Microsoft, встроенные в операционную систему Windows 10. Часть из них не требуют активного участия самих школьников, заложены в используемых в образовательных учреждениях города Москвы приложений MicrosoftOffice. Кроме того, они позволяют создать оптимальный дизайн предъявления задания под каждого ребенка (цвет фона, размер и вид шрифта, голос диктора (мужской или женский), цвет, размер и толщину курсора и т. д.), что немаловажно, учитывая разнообразие сочетаний нарушений, характерное для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Так, например, если у школьника дальтонизм или другие нарушения цветового восприятия, то возможно использование 6 разных вариантов цветных фильтров. Если ученик плохо слышит, то (если нет противопоказаний) используется мигание экрана при необходимости обратить на что-то его внимание (например, на ошибку). При наличии непроизвольных движений применяется игнорирование случайных повторных нажатий клавиш, при существенных двигательных нарушениях – управление глазами и т.п.
С учащимися рассматриваемой категории эффективно использование таких ассистивных информационных технологий Microsoft как: экранная лупа, иммерсивное чтение и экранный диктор [2].
Экранная лупа позволяет увеличивать часть экрана (работает в трех режимах: полноэкранном, в виде отдельного окна или в виде лупы, перемещаемой по экрану вместе с указателем мыши). Дает возможность рассмотреть с учащимися и прочно запомнить все детали объекта
, формируя более полное представление о нем. Ее эффективно использовать также при обучении детей, у которых, помимо интеллектуальной недостаточности, наблюдается снижение остроты зрения.
Иммерсивное средство чтения. Применяется с теми, у кого затруднено восприятие картинок, букв, слогов, текста из-за сложности с удержанием взгляда на определенной строке, из-за близко расположенных символов, а также при необходимости создания комфортного, наиболее различимого для пользователя цвета фона и текста. Возможно следующее его использование на уроках:
при подключении этого средства картинки, буквы, слова, которые необходимо рассмотреть или прочесть, выделяются последовательно. Это помогает учащимся рассматриваемой категории сконцентрировать свое внимание; преодолеть имеющиеся у них отклонения в пространственной ориентировке;
при проверке правильности прочитанного слова (функция «Словарь терминов с картинками»). Школьник наводит курсор (самостоятельно, либо с помощью учителя) на написанное слово и сразу видит соответствующую картинку;
при знакомстве с написанием слова оно одновременно появляется на экране и произносится диктором (функция «Чтение вслух»).
Экранный диктор позволяет прослушивать озвученный голосом экранного диктора текст, выведенный на экран. Удобно использовать в случае, когда у каждого ребенка свое задание, которое он и слышит.