ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое Задание № 3
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
Важная разница между Адлером и Юнгом заключается в том, как они рассматривают роль детства в формировании личности. Адлер считал, что воспитание и окружение, в котором вырос человек, играют важную роль в формировании его личности, и что люди, которые страдают от психических проблем, могут улучшить свою жизнь, если изменят свои поведенческие и мыслительные привычки. В свою очередь, Юнг уделял большое внимание тому, как детство формирует коллективное бессознательное и какие архетипы формируются в раннем возрасте.Также следует отметить, что Адлер сосредоточился на решении конкретных проблем пациентов, тогда как Юнг ориентировался на более широкую цель - познание самого себя и гармонизацию личности в целом. Адлер также был более практически ориентирован и привержен концепции терапии на основе диалога, в то время как Юнг часто использовал символические методы, такие как работа со сновидениями, фантазиями и имагинацией.
Я бы сказала, что индивидуальная психология А. Адлера и аналитическая психология К. Юнга имеют свои уникальные черты, их подходы к пониманию личности и психических расстройств имеют много общего, но также и существенные различия. Оба подхода являются ценными инструментами для понимания человеческой психики и личностного развития, но каждый из них имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от конкретных обстоятельств и потребностей пациента. Индивидуальная психология Альфреда Адлера и аналитическая психология Карла Юнга - два основных направления в глубинной психологии, которые разделяют общую историю и совместную традицию.
Адлер был учеником Зигмунда Фрейда и внес значительный вклад в развитие психологии личности, разработав концепцию комплекса меньшинства, уделявшую внимание социальным факторам, определяющим формирование личности. Он признавал значимость раннего детства и детской травмы в развитии личности, считая, что цель психотерапии заключается в том, чтобы помочь пациенту достичь более высокого уровня самопознания и самоуважения.
В свою очередь, Юнг разработал теорию коллективного бессознательного и архетипов, тесно связанных с символами и мифами, которые формируют человеческое поведение. Он подчеркивал значение снов и фантазий, исходя из предположения, что они выражают неосознаваемые аспекты психики. По мнению Юнга, цель психотерапии заключается в осознании индивидуальной и коллективной психики и достижении гармонии между ними.
Хотя у Адлера и Юнга есть общие черты в своих теориях, их подходы отличаются друг от друга. Адлер сосредоточился на личности и ее социальной адаптации, в то время как Юнг расширил концепцию Фрейда о бессознательном и добавил к ней коллективный аспект.
Таким образом, в то время как Адлер пытался помочь пациенту преодолеть комплексы и приспособиться к социальной среде, Юнг стремился помочь пациенту раскрыть потенциал своей личности, осознать свои скрытые ресурсы и достичь гармонии между индивидуальной и коллективной психикой.
2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд является основателем психоанализа - школы психологической теории и практики, которая оказала значительное влияние на современную психологию и культуру в целом. Основные моменты психоаналитического учения Фрейда можно выделить следующие:
- Структура психической жизни. Фрейд предложил модель психической жизни, состоящую из трех основных компонентов: ид, эго и суперэго. Ид - бессознательная часть психики, которая стремится удовлетворить все желания и потребности, не обращая внимание на социальные нормы и ограничения. Суперэго - бессознательная часть, которая представляет собой внутренний критик и судью, который оценивает наши поступки с точки зрения морали и этики. Эго - часть психики, которая пытается сбалансировать конфликты между ид и суперэго.
- Развитие личности. Фрейд разработал теорию психосексуального развития, в соответствии с которой личность проходит через несколько стадий развития, связанных с различными зонами тела и сексуальными функциями. Каждая стадия имеет свои особенности и задачи и, если у человека возникают проблемы в одной из стадий, это может повлиять на его личностное развитие в целом.
- Неврозы. Фрейд считал, что многие психические проблемы и расстройства, такие как неврозы, связаны с неудовлетворенными
желаниями и потребностями, которые человек не осознает или не может выразить. При этом эти неудовлетворенные потребности могут проявляться в форме бессознательных конфликтов и симптомов, которые могут быть проанализированы в рамках психоаналитической терапии.
- Методы психоанализа. Основным методом психоанализа является анализ бессознательных конфликтов и потребностей, которые могут проявляться в форме снов, свободных ассоциаций, проявлений симптомов и других проявлений поведения. В рамках психоанализа терапевт помогает пациенту осознать свои бессознательные конфликты и потребности, а также понять, как они влияют на его поведение и эмоции. В процессе терапии пациенту предоставляется безопасное пространство для выражения своих мыслей и чувств, и терапевт помогает ему исследовать и понять эти процессы.
- Пол и сексуальность. Одним из основных аспектов психоанализа Фрейда является идея о том, что сексуальность играет важную роль в формировании личности и поведения человека. Фрейд разработал понятие "полиморфной сексуальности", которое описывает то, что сексуальные желания и функции могут проявляться в различных формах и направлениях.
- Бессознательное. Фрейд считал, что большая часть нашей психической жизни находится в бессознательном, и что эти бессознательные процессы влияют на наше поведение и мышление. Он выделил два вида бессознательного: персональное и коллективное. Персональное бессознательное - это бессознательные процессы, связанные с индивидуальным опытом и жизнью человека, а коллективное бессознательное - это бессознательные процессы, которые связаны с общими архетипами и символами, которые присутствуют во всех культурах и народах.
В целом, психоанализ Фрейда- это теория и метод психологии, которые помогают людям понимать свои бессознательные процессы и конфликты, а также находить способы решения этих проблем. Многие из его идей и концепций оказали значительное влияние на современную психологию, хотя существует и критика его методов и теорий.
3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
-
Изобразите пирамиду потребностей
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в любви/Принадлежность к чему-либо
4. Потребность в уважении
5. Потребность в познании
6. Эстетические потребности
7. Потребность в самоактуализации
В реальной жизни люди могут по-разному удовлетворять свои потребности и в разное время. В общем случае, реализация более высоких потребностей обычно требует удовлетворения базовых потребностей, поскольку человек может испытывать стресс и беспокойство, если его базовые потребности не удовлетворены.
В теории Маслоу, базовые потребности, такие как потребность в еде, воде, сне и безопасности, должны быть удовлетворены перед тем, как человек может двигаться на более высокие уровни потребностей.
Например, в условиях бедности или в экстремальных ситуациях, люди могут удовлетворять свои более высокие потребности, такие как потребность в признании или самореализации, не имея при этом возможности удовлетворить свои базовые потребности. В целом, можно сказать, что иерархия потребностей Маслоу представляет собой модель, которая отражает типичные порядок удовлетворения потребностей, но она не является абсолютным правилом. Люди могут двигаться по пирамиде Маслоу в зависимости от своих индивидуальных потребностей и ситуации, в которой они находятся.
-
Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в пирамиде Маслоу?
Как модель, иерархия потребностей в пирамиде Маслоу является одной из наиболее известных и широко используемых теорий мотивации. Она предполагает, что люди имеют различные уровни потребностей, которые они должны удовлетворять, начиная с базовых физиологических потребностей и заканчивая более высокими уровнями, такими как потребность в самореализации.
Хотя эта модель была критикована и модифицирована со временем, она остается широко принятой в области психологии и бизнеса. Я считаю, что в целом иерархическая структура потребностей в пирамиде Маслоу может быть полезной для объяснения, почему люди могут быть мотивированы определенными целями и как они могут переходить от уровня к уровню в зависимости от того, какие потребности уже удовлетворены. Но, важно отметить, что люди индивидуальны и могут иметь различные потребности в разное время и в разных ситуациях. Иногда некоторые потребности могут быть более важными, чем другие, и порядок удовлетворения потребностей может отличаться от того, что предлагает пирамида Маслоу. Кроме того, существуют культурные различия в том, как люди воспринимают иерархию потребностей и как они их удовлетворяют.
Таким образом, хотя я согласна с идеей иерархии потребностей в пирамиде Маслоу, я также считаю, что ее следует рассматривать в контексте индивидуальных различий и культурных особенностей.
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
Альфред Адлер- почему?
Изучая предложенный материал, я интуитивно отложила материал по Адлеру и подписала, что хочу изучить его труды более глубоко. Может, потому что его представление о психологии личности для меня оказалось близким. Либо совпадает с моим сегодняшним миропониманием.
Адлерская психология сосредоточена на том, как люди воспринимают и взаимодействуют со своим окружением, а также на том, как они находят свое место в обществе. Адлер утверждал, что наша индивидуальность не обусловлена только нашими генетическими факторами или окружающей средой, но и нашими переживаниями и выборами.
Кроме того, Адлерская психология подчеркивает важность социальной среды и взаимодействия в формировании личности. Адлер говорил о «общественной задаче», т.е. о том, что каждый человек должен находить свое место в обществе и вносить свой вклад в общее благо.
Считаю, что концепции Адлера, такие как компенсация и стремление к превосходству, также могут быть полезными при объяснении поведения и мотивации людей.
Плюсы теории личности А. Адлера?
Некоторые из преимуществ теории личности А. Адлера включают в себя:
-
индивидуальность:
Адлер придавал большое значение уникальности каждого человека и его способности создавать свою собственную жизнь. Он утверждал, что личность формируется не только генетически, но и под влиянием опыта и сознательных выборов.
-
Подчеркивание социальной среды:
Адлер считал, что окружающая социальная среда и взаимодействие с другими людьми играют важную роль в формировании личности. Это позволяет понимать, как личность формируется в контексте общества и какие факторы могут влиять на развитие личности.
-
Акцент на цели и мотивации:
Адлер говорил о том, что каждый человек имеет свою собственную жизненную цель и мотивацию.