ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта по ИЗО
Класс: 4Б
Тема: «Пейзаж родной земли»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
Расширить понятие о пейзаже. -
Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. -
Продолжить овладение техникой акварели. -
Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников.
2. Развивающие:
-
развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы; -
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления; -
развивать внимание, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на раннее полученные знания.
3. Воспитательные:
-
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; -
воспитывать стремление к получению новых знаний.
Планируемые результаты:
Познавательные:
-
Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного. -
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные:
-
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. -
Работать по предложенному плану, использовать учебник. -
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные:
-
Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. -
Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. -
Договариваться о правилах общения.
Личностные :
-
Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. -
Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. -
В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. -
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. -
Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
Оборудование:
-
Для учителя: компьютер, экран, электронная презентация, репродукции картин художников, презентация «Пейзаж родной природы», аудио записи Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт -
Для учащихся: учебник, альбом, карандаш, ластик, краски, кисти, баночка, палитра, салфетка.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? 1. Проверим на месте ли -«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их. 2. Сегодня вам не обойтись без той, которая - «Над бумажным над листом машет весело хвостом. И не просто машет, а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её. 3. А дневники на месте? Покажите их. | Отвечают на приветствие. Показывают гуашь Показывают | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
2. Актуализация знаний | Ребята, что для человека самое дорогое? Что для вас означает слово Родина? Природа на территории России сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайни и разноцветны просторы полей: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников - Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стих. | - Мама и Родина - Человек живет среди природы, сам являясь её частью. И нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими лугами, огненными закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстает перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо. | Личностные: Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
3.Выявление места и причины затруднения. | - Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи - Ребята, а вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тем урока | - Пейзаж родной земли | Регулятивные: Развитие умения осмысливать полученную информацию. |
4.Построение проекта решения проблемы | Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края Работа по учебнику (стр.14-16)
-Какое время года изобразили художники? -Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года? -А сейчас какое время года ? - Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите. Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников: Слайд 4-8 Какие чувства пробуждают в вас эти картины? Эпиграфом нашего урока являются слова саратовской поэтессы Кнушевицкой Наталии Аркадьевны Осенний этюд Барабанит дождь по крышам, На этюды Осень вышла. Здесь мазок и там мазок- Зажелтел вдали лесок. И стоят кругом рябинки В Ярко-красных пелеринках. Пруд, как блюдце, был простой- Стал с каёмкой золотой. Дождь стучит, стучит по крышам, А художница всё пишет. Пишет, пишет много лет Осень свой автопортрет.. Слайд 9 Какие картины возникают в вашем воображении? Как называется картина на которой изображена природа? Как называют художников, изображающих природу? | - Левитан, Шишкин, Борисов- Мусатов, Грабарь - Лето, зима - Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др. - Осень - Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе. - Отвечают - Отвечают - Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы. - Пейзажисты | Познавательные: Развитие умения принимать цель и учебные задачи учебной деятельности. |
Физкультминутка | На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны). К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивание - руки вверх). Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер). Наклоняются цветочки, Опуская лепесточки. (Наклоны). А потом опять встают И по прежнему цветут. | Дети под стихотворение Потягивают – руки в стороны, вверх, машут руками изображая ветер, выполняют наклоны. | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
5. Реализация проекта | - Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы нашей необъятной страны. 2) - вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы. - Что вам понадобится для изображения пейзажа? 3) Учебник – стр. 18 - Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа. - Что значит «живопись»? - Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка? - Как изменить цвет гуаши, если это вам понадобится? Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. А вы помните, как надо изображать ближние предметы? Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план. Как нарисуем дальние предметы Объяснение сопровождаю показом на образце. Посмотрите на рисунок. Можно ли его назвать разноплановым пейзажем? Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок. Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготочки, на тонких ветках – листочки или иголки. У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Но всегда остается красивой. С помощью чего можно передать настроение? | - дети перечисляют -самостоятельное чтение -живое письмо (рассуждения учащихся) -смешивание красок прямо в изображении (крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей). (мелко, без прорисовки деталей). С помощью теплого холодного цвета | Регулятивные: Развитие умения осмысливать полученную информацию. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы. (во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года») | Дети выполняют работу. | Регулятивные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Давайте посмотрим на ваши работы. Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир ,предлагаю оформить выставку из выполненных вами работ. | Оформляют выставку. | Регулятивные УУД Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт. Коммуникативные УУД Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Чем мы занимались на уроке? -Что нового узнали? -Чему научились? -Спасибо за урок. До новых встреч! | -Спасибо! До свидания! | Регулятивные: Формирование умения оценивать свою и чужую деятельность. |