Файл: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Средняя общеобразовательная школа 86.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 86»

Формирование

орфографической зоркости

на уроках

в начальной школе

Оренбург, 2023

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. 

Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

-увидеть орфограмму в слове;

-определить ее вид;

-определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

-составить алгоритм, то есть ступени решения задачи;

-выполнить последовательные действия по алгоритму;

-написать правильно, сделать самопроверку.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Упражнения: 
1) Приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?)

2) Подбор слов к звуковым моделям.

3) Задания ловушки (сколько звуков в слове "три”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата” мягкие?)

4) Игровые приёмы: "Найди одинаковый звук”, "Определи место звука в слове”, "Найди предметы с заданным звуком”, "Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху. 

5) ''Найди опасное место''
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
 

6)Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

7)Работа над ошибками

При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку, а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками. После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.
8) Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
9)Зрительный диктант

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.


10) Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
11) Выборочный диктант

Дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному правилу слова. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
12) Взаимодиктант

В парах с взаимопроверкой при использовании образца; 

13) Чтение учителем и проверка диктанта учащимися начинается с последнего предложения
14) Какографические упражнения 
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 


15) На каждом уроке (математика, литературное чтение, познание мира )ежедневно работать над орфограммами


16)Работа с тренажёрами.
17) Игры со словами

Прописывание 3-4 трудных слов с нагрузкой, т. е. с добавлением новых орфограмм, которые надо указать и объяснить. Например, прошу записать слово мешок в уменьшительно-ласкательной форме. (Мешочек-суф. ЕК)
18) Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников. 
19) Приемы нейро-лингвистического программирования. Движение глаз людей связано с тем, как именно проходит мыслительный процесс.

Процесс орфографии строится в той части головного мозга, который оживляет образы, запомнившиеся человеку. Чтобы облегчить доступ к образам, сохранившимся в памяти, нужно посмотреть вверх и влево, так как движение глаз людей связано с тем, как именно происходит мыслительный процесс. Мы с ребятами установили «невидимый волшебный экран» в верхнем левом углу кабинета и каждый урок поглядываем туда – вспоминаем нужный материал, чтобы движение глаз стало автоматическим.


Работа происходит в таком порядке:

Дети читают на доске слово и объясняют лексическое значение слова.

Все вместе ищут «ловушки» - орфограммы.

Размышляют, как запомнить «опасную» букву, какими «волшебными ниточками» привязать наше слово к другим слова, какие буквы чаще всего должны повторяться.

Записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму.

Вспоминают образ слова, заглядывая в «волшебный экран» вверху слева.

Затем быстро и весело повторяем образы других слов.

20) Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

























Список литературы


  1. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г

  2.   М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.