Файл: Доклад заместителя руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области Л. В. Павловой О состоянии производственного травматизма. Проверка обеспечения функционирования суот.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Доклад заместителя руководителя (по охране труда)

Государственной инспекции труда в Самарской области Л.В.Павловой
«О состоянии производственного травматизма. Проверка обеспечения функционирования СУОТ»


Вопросы охраны труда и повышения безопасности на производстве сегодня вызывают обоснованное беспокойство в обществе во всем мире и требуют к себе повышенного внимания, так как высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости негативно отражается на общей демографической ситуации в стране. При этом каждый руководитель должен помнить, что вопросы обеспечения безопасного труда являются его непосредственной обязанностью, за не исполнение которой предусмотрены меры воздействия от административных штрафов до уголовной ответственности.

В Самарской области смертельный производственный травматизм снижался начиная с 2010 года (85 погибших) до 31 погибшего в 2017 году (снижение в 2,7 раза) при незначительном повышении в 2015 и 2016 годах.

В 2018 году зарегистрировано увеличение количества погибших работников по сравнению с 2017 годом в 1,4 раза или на 42 % (с 31 до 44), в 2,5 раза (с 2 до 5) возросло количество погибших женщин.

По оперативным данным, за 11 месяцев 2019 года произошло 126 несчастных случаев на производстве, из них 86 тяжелых, 31 смертельных, 9 групповых, в них пострадавших со смертельным исходом 8 человек.

За аналогичный период 2018 года произошло 150 несчастных случая на производстве с тяжелыми последствиями, из них 106 тяжелых, 35 смертельных, 9 групповых, в которых погибло 7 человек.

Общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2019 году снизилось на 16 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года за счет уменьшения количества тяжелых (на 19%) и смертельных (на 11,4%) несчастных случаев на производстве.

Общее количество погибших за 11 месяцев 2019 года составило 39 человек, женщин и несовершеннолетних в числе погибших нет.

За аналогичный период 2018 года погибло 42 работника, в том числе 4 женщины.

Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2019 году отмечен в организациях строительства - 11 погибших (каждый 3-й погибший), 5 погибших в отрасли обрабатывающие производства, 5 погибших в отрасли транспортировка и хранение, 4 погибших в отрасли сельское хозяйство. При этом, по сравнению с 2018 годом, в обрабатывающих производствах количество погибших снизилось в 2 раза, в строительстве выросло в 1,5 раза.


Типология видов (типов) несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2019 году, свидетельствует, что каждый четвертый несчастный случай произошел в результате падения работника с высоты (30 случаев, из них 7 со смертельным исходом), в результате воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов произошло 26 случаев, из них 4 смертельных.

В результате падения, обрушения предметов или обвалов земли произошло 18 случаев (17 %) , из них 6 со смертельным исходом. 14 несчастных случаев (13,2 %) произошли в результате транспортных происшествий, из них 3 смертельных. 6 случаев (6,4 %) произошли по причине воздействия электрического тока, из них 4 со смертельным исходом.

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, более 60,4 % несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера - неудовлетворительная организация производства работ; нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, неприменение работником средств индивидуальной и коллективной защиты. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ произошло более 50,9 % (54 случая).
По причинам технического (технологического характера) произошло 9 случаев (менее 9 %). 11 случаев (10,3 %) произошли вследствие нарушений правил дорожного движения.

Высокий уровень производственного травматизма по причинам организационного характера связан, прежде всего, с низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля.

Не смотря на проводимую профилактическую работу, направленную на повышение безопасности при проведении работ в колодцах, в 2019 году произошло значительное увеличение количества погибших работников при выполнении таких работ.

Так, в 2017 году был зарегистрирован только 1 тяжелый несчастный случай на производстве при выполнении работ в колодцах, погибших работников не было, в 2018 году – 1 тяжелый и 1 смертельный несчастный случай на производстве. За 11 месяцев 2019 года произошло 2 смертельных несчастных случая на производстве при выполнении работ в колодцах и 1 групповой несчастный случай, в котором погибло 3 работника, общее количество погибших в 2019 году составило 5 человек.

Во всех случаях причиной послужило неприменение работниками средств индивидуальной защиты вследствие необеспеченности ими работодателем, неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в проведении работ с повышенной опасностью без оформления наряда-допуска, допуск к производству работ работников, не прошедших соответствующее обучение безопасным методам труда, отсутствие контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.



Говоря о производственном травматизме, мы учитываем только несчастные случаи, квалифицированные по результатам расследования как несчастные случаи на производстве. При этом ежегодно регистрируется значительное количество смертельных несчастных случаев, которые по основаниям, предусмотренным ст. 229.2 ТК РФ, были квалифицированы как не связанные с производством по причине смерти вследствие общего заболевания.

Количество смертей на рабочем месте вследствие общего заболевания в 2 раза превышает количество смертей вследствие травмы.

Год

Смертельные НС на производстве

Смертельные НС, не связанные с производством

11 мес. 2018

42

90

11 мес. 2019

39

79

Так, за 11 месяцев 2019 года на производстве погибло 39 человек, за этот же период 79 человек умерли на рабочих местах, причина смерти – общее заболевание, в основном заболевания сердечно – сосудистой системы. В 2019 году этот показатель несколько ниже, чем в 2018 году, но все равно остается стабильно высоким.

возраст

11 месяцев 2019 года

До 20 лет

0

От 20 до 30 лет

0

От 30 до 40 лет

3

От 40 до 50 лет

23

От 50 до 60 лет

34

Старше 60 лет

19


Анализируя возраст работников, умерших на рабочем месте вследствие общего заболевания, следует отметить, что в группе риска работники предпенсионного и пенсионного возраста.

Таким образом, ключевая проблема - это сохранения здоровья на рабочем месте, оздоровления работающего населения, сбережения людей. И здесь в помощь работодателям введенная в октябре 2018 года ст. 185.1 ТК РФ, закрепившая обязанности работодателя и гарантии работникам, в том числе предпенсионного возраста, при прохождении диспансеризации. При этом и обязательные медицинские осмотры должны не только фиксировать пригодность
работника к работе во вредных условиях труда, но и способствовать профилактике, выявлению факторов риска и развития заболеваний.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности на рабочих местах является создание и функционирование системы управления охраной труда. При расследовании несчастных случаев и проведении в связи с ними внеплановых проверок, мы в первую очередь оцениваем обеспечение работодателем безопасности работников с точки зрения эффективности созданной им системы управления охраной труда и процедуры управления профессиональными рисками как одной из 9 базовых процедур СУОТ. Если же будет установлено, что несчастный случай произошел в результате нарушений государственных нормативных требований охраны труда, то, по мнению Роструда это указывает на то, что в СУОТ произошел сбой.

В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению проверки работодателей по вопросам создания и функционирования СОУТ, включая проверку процедуры управления профессиональными рисками, Рострудом приказом от 21.03.2019 № 77 утверждены Методические рекомендации.

В своих рекомендациях Роструд исходит из того, практически каждый несчастный случай - это реализованный риск, который не был своевременно выявлен, оценен, и снижен, т.е. не было осуществлено управление риском.

Согласно п. 33 Типового положения о СОУТ, с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Поэтому в ходе расследования НС прежде всего выясняется, была ли идентифицирована опасность, которая послужила причиной несчастного случая, и внесена ли она в перечень (реестр) опасностей организации в соответствии с пунктом 34 Типового положения, т.е. каким образом работодателем реализуется на практике выявление опасностей.

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. Одним из основных условий процедуры идентификации опасностей является участие работников, занятых на рабочих местах, на которых выявляются опасности, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы. Если представители работников не привлекались на этапе идентификации опасностей, это является нарушением пункта 34 Типового положения. Типовое положение предлагает рассматривать в качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, любые опасности из содержащихся в п. 35 Типового положения (всего около 150), исходя из специфики деятельности. Возможны и другие опасности,
отсутствующие в указанном пункте, определенные работодателем в рамках управления профессиональными рисками и отраженные перечне опасностей.

В случае если опасность была выявлена и занесена в перечень (реестр), проверяется, установлен ли порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровня создаваемого ими риска. При этом должны учитываться не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. Если такое упорядочивание и установление приоритетности не проводилось, это является нарушением пункта 36 Типового положения.

Нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования, предъявляемые к выявлению опасностей, оценке уровня и управлению рисками, на данный момент не утверждено, хотя в обзоре проекта нового ТК РФ говорится, что рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению должны быть подготовлены Минтрудом России. Вместе с тем, обязанность по управлению профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Следовательно, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов (п. 37 Типового положения).

Если риск, явившийся причиной группового, тяжелого или смертельного несчастного случая, был оценен как низкий (малозначимый, незначительный), комиссии необходимо получить разъяснения от работодателя, какой метод используется работодателем для оценки уровня риска.

Следующим шагом является проверка запланированных работодателем мер управления (снижения) рисками.

Если опасность, послужившая причиной несчастного случая, была выявлена, риск оценен, но не были разработаны меры по устранению, снижению уровня или контролю уровня риска, это является нарушением подпункта г пункта 37 Типового положения, в котором говорится о том, что все оцененные риски подлежат управлению.

Если в отношении данного риска были запланированы меры управления, но несчастный случай, связанный с данным риском, произошел, комиссия проверяет соблюдение работодателем требований подпункта д пункта 37 Типового положения о том, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться. То есть работодатель должен любым подлежащим подтверждению способом обосновать проведенную оценку эффективности запланированного мероприятия.