Файл: Отчет лабораторная работа 1 Тема Организационноправовые основы экономической безопасности в России Дисциплина Специальная подготовка.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА
Кафедра аудита, учета и финансов
ОТЧЕТ
Лабораторная работа № 1
Тема: Организационно-правовые основы экономической безопасности в России
Дисциплина: Специальная подготовка
Направление:38.05.01 "Экономическая безопасность"
Выполнил: | | Проверил: | | |
Студент | Новгородская Т.А | Преподаватель | Костяева Е.В. | |
Факультет | ФБ | | | |
Направление (специальность) подготовки | 38.05.01 Экономическая безопасность | Балл: _________ | | |
Группа | ФБЭБС-12 | Оценка_________________________ | ||
Шифр | 090540219 | | | |
___________________________________ | ____________________________________ | |||
подпись | подпись | |||
Дата сдачи: | «__»__________2022г. | Дата защиты: | «__»__________2022г. |
Новосибирск, 2022
Содержание
Список использованных источников 15
Задание № 1
Изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты.
-
Построить структурно-логическую схему органов государственной власти, российской федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Кратко охарактеризовать их функции. -
Получить представление о статусе Совета безопасности РФ, функциях и составе (в табличной форме) -
Построить структурно-логическую схему (или интеллект-карту) «Место экономической безопасности предприятий в системе национальной и экономической безопасности государства. -
Механизм (организационные основы, способы и меры профилактики) противодействия коррупции (в виде структурно-логической схемы)
Задание 1.1
Безопасность РФ
Субъекты обеспечения безопасности РФ
Президент РФ
Законодательная власть
Исполнительная власть
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления
Правительство
Федеральные органы
1.определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
2. утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
3. формирует и возглавляет Совет Безопасности;
4. устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
5. вводит на территории РФ ЧП;
6.принимает решение о применении специальных экономических мерв целях обеспечения безопасности, также меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
7. решает в соответствии с законодательством РФ вопросы, связанные с обеспечением защитыинформации и государственной тайны, а также населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
8. осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
1. рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания РФ федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2. утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
3. проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти;
4. Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
1. участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2. формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3. устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4. организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5. осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности.
выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с КонституциейРФ.
в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Рисунок №1‒ Задание 1.1
Задание 1.2
Таблица 1– Совет Безопасности РФ
Статус Совета БезопасностиРФ – это конституционный совещательный орган, осуществляющий содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.
В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности. | |
Состав: | Основные функции |
1.В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Заместитель Председателя Совета Безопасности); Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. | 1.Рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации и других (п. 1 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 365-ФЗ) |
2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности и Секретарь Совета Безопасности входят в число постоянных членов Совета Безопасности. | 2.Анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина |
3. Заместитель Председателя Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Полномочия Заместителя Председателя Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации. Заместитель Председателя Совета Безопасности обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. | 3.Разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности |
4. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом. | 4.Осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности |
5. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса. | 5.Рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности |
6. Заместителем Председателя Совета Безопасности, Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. | 6.Организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией |
7.Заместителю Председателя Совета Безопасности, Секретарю Совета Безопасности, постоянным членам Совета Безопасности и членам Совета Безопасности в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. | 7.Организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности |
| 8.Подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; |
Задание 1.3
Международная безопасность
Национальная безопасность
Экономическая безопасность государства
Экономическая безопасность региона
Экономическая безопасность личности
Экономическая безопасность предприятия
Рисунок №2‒ Задание 1.3
Экономическая безопасность предприятия
Имущественная безопасность
Маркетинговая безопасность
Информационная безопасность
Налоговая безопасность
Правовая безопасность
Финансовая безопасность
Технико-технологическая безопасность
Интеллектуально-кадровая безопасность
Рисунок №3 ‒ Функциональные составляющие экономической безопасности. предприятия.
Задание 1.4
Рисунок №4 ‒ Задание 1.4
Задание № 2
Составить глоссарий терминов на основе нормативно-правовых актов и учебной литературы, с указанием ссылки на источник, н-р: [5, с. 78]. если НПА [1. ст. 5]
Таблица 2 –Глоссарий по основам экономической безопасности
| Термин | Определение | Ссылка на источник |
1 | Безопасность | –состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. | Федеральный закон о безопасности (с изменениями на 26 июня 2008 года), раздел 1, статья 1 |
2 | Национальная безопасность | – состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. | Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", раздел 1, пункт 5.1 |
3 | Главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики | Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность,... незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, ... сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения. | Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности", глава 4, статья 56 |
4 | Координация деятельности по обеспечению безопасности | Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. | Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности", раздел 1, статья 6 |
5 | Основные принципы обеспечения безопасности | Основными принципами обеспечения безопасности являются: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. | Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности", глава 1, статья 2 |
6 | Содержание деятельности по обеспечению безопасности | Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. | Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности", глава 1, статья 3 |
7 | Система обеспечения национальной безопасности | – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации , достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. | Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", глава 1, статья 6 |
8 | Риск (в области экономической безопасности) | – возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности. | Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", глава 1, пункт 6 |
9 | Угроза (экономической безопасности) | – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере. | Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", глава 1, пункт 4 |
10 | Вызов, вызовы экономической безопасности (2 примера) | 1. Экономические санкции; 2. Несбалансированность национальной бюджетной системы; 3. Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; 4. Сохранение значительной доли теневой экономики. | Поволоцкий Г. И. «Основные вызовы и угрозы безопасности России до 2020 года» |
11 | Экономическая безопасность государства | – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов. | Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", глава 1, пункт 7 |
12 | Экономическая безопасность предприятия | – это надежное получение доходов собственником, поэтому сохранность собственности как средства получения дохода является необходимым условием, а достаточным условием получения дохода является эффективное распоряжение этой собственностью. | А. К. Моденов, Е. И. Белякова, М. П. Власов, Т. А. Лелявина «Экономическая безопасность предприятия» |
13 | Угрозы экономической безопасности государства (2 примера) | 1. Использование дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей экономики; 2. Уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы; 3. Высокий уровень криминализации и коррупции в сфере экономики. | Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" |
14 | Угрозы экономической безопасности предприятия (2 примера) | 1. Нарушение режима сохранения конфиденциальной информации; 2. Упущения, как в тактическом, так и в стратегическом планировании, связанные, прежде всего, с выбором цели, неверной оценкой возможностей предприятия, ошибками в прогнозировании изменений внешней среды; 3. Криминальные действия собственного персонала. | А. Б. Колочков «Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия» |
15 | Объекты экономической безопасности государства (2 примера) | Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государстве, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. | Н. А. Орлова «К вопросу о субъектах и объектах экономической безопасности: правовой аспект» |
16 | Объекты экономической безопасности предприятий (2 примера) | 1. Человеческие ресурсы; 2. Производственные и непроизводственные фонды; 3. Финансовые ресурсы. | А. К. Моденов, Е. И. Белякова, М. П. Власов, Т. А. Лелявина «Экономическая безопасность предприятия» |
17 | Субъекты экономической безопасности государства | Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности государства. | Н. А. Орлова «К вопросу о субъектах и объектах экономической безопасности: правовой аспект» |
18 | Субъекты экономической безопасности хозяйствующих субъектов | – организации, предприятия, службы, должностные лица, государственные структуры, сотрудники правоохранительных органов, сотрудники самого хозяйствующего субъекта. | А. К. Моденов, Е. И. Белякова, М. П. Власов, Т. А. Лелявина «Экономическая безопасность предприятия» |
19 | Коррупция | – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. | Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 1, пункт 1а |
20 | Основные принципы противодействия коррупции | Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. | Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) , статья 3 |
21 | Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения | 1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. | Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция), статья 13 |
Список использованных источников
-
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: посл. ред. // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. –Москва, 1992-2015. Загл. с экрана. -
Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" [Электронный ресурс]: ред. от 09.11.2020 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. –Москва, 1992-2015. Загл. с экрана. -
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: посл. ред. // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. –Москва, 1992-2015. Загл. с экрана. -
Экономическая безопасность предприятия: монография / А. К. Моденов, Е. И. Белякова, М. П. Власов, Т. А. Лелявина. СПбГАСУ. –СПб., 2019. –550 с. -
Экономическая безопасность: учеб. пособие / Н. В. Манохина. –М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с. -
К вопросу о субъектах и объектах экономической безопасности: правовой аспект: научная статья / Н. А. Орлова. ГБУ. –Донецк, 2020. –7с.