Файл: История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
завидуя Свенельду, по настоянию своей дружины двинулся на древлян и собрал с них вторую дань. Явное беззаконие норманнов возмутило старейшин славян. Игорь был казнен. Свенельд отомстил за него, перебив 5 тыс. древлян. Легенда о княгине Ольге.

Мирные договоры с греками создали благоприятные условия для развития торговых и дипломатических отношений между Киевской Русью и Византией. Русь получала право вести торговлю на рынках Константинополя. Князь Игорь обязался посылать воинов в Византию по первому требованию императора. Соглашения создали условия для проникновения на Русь христианских идей. Но надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось делом длительным и трудным. По ПВЛ в 955г. Ольга посетила Константинополь и приняла христианство. Причем крестил ее император Константин Багрянородный. С именем Ольги связывают важные реформы. Главное – организация сбора дани: установление оброков и полюдье. Полюдье было простейшей формой освоения русами славянских земель. Существовал и повоз.

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против хазар. Взял Саркел на Дону. Это не привело к крушению Хазарии, но его поход показал военную слабость хазар. Это подтолкнуло викингов к походу на хазар. В 968г. на хазар обрушились норманны с Волги, и вышли на Каспий. Нашествие привело к смене правящей элиты. К власти пришли сторонники ислама. Начался быстрый закат Хазарии. Разгром каганата изменил всю расстановку сил. Хазария сдерживала натиск кочевых орд из Азии и сковывала силы норманнов. Святослав вступил в тяжелую борьбу с Византией за Болгарию. В итоге Святослав погиб.

У Святослава было трое сыновей от разных жен. Старший – Ярополк сидел в Киеве, Олег – в Деревской земле. Ярополк начал войну с братом, завершившуюся гибелью Олега. В Новгороде был малолетний княжич Владимир. Мать Малуша была ключницей у княгини Ольги. Потому Владимира называли сыном рабыни. Опасаясь за жизнь малолетнего Владимира, его дядя увез его в Скандинавию, а когда он вырос, то вернулся с варяжскими отрядами. Ярополк сдался брату и был им убит. Постепенно Владимир подчинил большинство славянских племен. Русы использовали силы покоренных племен для новых завоевательных походов. Славянские старейшины – князья – сохраняли власть в пределах племенных владений, что облегчало норманнам сбор ополчений. Происходило слияние местной знати с варягами. Владимир стал создавать укрепленные городки для борьбы с кочевниками.


Как возникло название Русь. В 11-12 вв. жители разных городов, отправляясь в Киев, говорили: поиду на Русь. Название Русь получила та местность в Нижнем Поднепровье, которую норманны – русы освоили уже в первой половине 10в. К началу 11 в. норманны исчезли, – ассимилировались местным славянским населением (четыре-пять поколений). Но земля стала называться Русь. Главное содержание деятельности первых киевских князей (объединение земель, приобретение рынков для внешней торговли и охрана торговых путей, защита границ от нападений кочевников). Норманнская теория – 18 век. Государственность создавалась мирным призванием, значит нет основы для конфликтов.


  1. Принятие христианства на Руси.


Свое княжение в Киеве Владимир начала с устройства языческого капища подле своего двора. Владимир установил в капище всех основных идолов. Но было ясно, что язычество не соответствует новым условиям развития. Причины принятия христианства. В 987г. в войсках императора Василия П вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Василий П отправил в Киев послов с просьбой о помощи. Владимир согласился, но пожелал взять в жены сестру императора царевну Анну. Условием брака было крещение князя и его народа. Русское войско было послано в Византию и помогло подавить мятеж, а Владимир крестился в том же году в Киеве. В 988г. Владимир выступил с войском к днепровским порогам встречать невесту. Анна не явилась. Увидев себя обманутым Владимир в 989 г. взял Корсунь, после чего заявил, что нападет на Константинополь, если не будет выполнен договор.

Василий П нарушил договор не по злой воле. У князя Владимира было много языческих жен и 10 сыновей от них, которые вместе с отцом управляли Русью, и были его прямыми наследниками. Царевна Анна могла стать христианской женой князя лишь после расторжения всех его языческих браков и закрепления прав на трон за сыновьями от греческой царицы. С точки зрения церкви, сыновья, рожденные вне христианского брака были незаконорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема. Старшие сыновья были опорой его власти. Крещение Руси отвечало высшим интересам Византии, но политические цели пришли в столкновение с династическими. Византия не могла допустить того, чтобы русы закрепились в Корсуни, и Василию П пришлось отпустить Анну. Владимир вернул Корсунь как выкуп за невесту.



Значение принятия христианства. Культура, грамотность, ремесло, церковное строительство, смягчение нравов (запрещены человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства, осуждено рабство), изменился пищевой рацион (овощи), укрепление княжеской власти, международное положение. Вера способствовала объединению Руси и чувству национального единства. Викинги не могли дать славянам готовой государственности. У них господствовал родоплеменной строй, как и у восточных славян. Решающее влияние на эволюцию русского общества оказал синтез военной организации норманнов, общественных институтов славян и византийского права, ставшего известным на Руси благодаря принятию христианства.

После крещения Владимир пожаловал киевской метрополии десятую часть всех княжеских доходов. Царица Анна выписала знающих архитекторов и мастеров из Константинополя, и они построили первое в русской истории каменное здание – Собор Пресвятой Богородицы. В народе его стали называть Десятинной церковью. Греческие миссионеры проповедовали в этнически неоднородной, многоязычной стране. Они исходили из того, что религия должна быть единой для всей страны и сего народа, и вели проповедь на славянском языке. Русская письменность и книжность возникли на почве греко-болгарской христианской культуры.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Киевская Русь в 11-12 веках.


У Владимира было двенадцать сыновей от нескольких браков. Один из них – Ярослав был в Новгороде. В 1014г. он отказался прислать отцу из Новгорода обычную дань – две тысячи гривен. Владимир собрался в поход на него, умер. Киевский престол занял Святополк. В борьбе за власть он убил Бориса и Глеба. Они как безвинные мученики были причислены к лику святых. Проклиная Святополка Окаянного, церковь пыталась смягчить княжеские распри (есть гипотеза о непричастности Святополка к убийству братьев). В ходе трудной борьбы Ярослав победил Святополка и стал княжить в Киеве. Мстислав правил на левобережье, в Чернигове. Лишь в 1035г., после смерти Мстислава, Ярослав стал «самовластцем» в Русской земле. В 1036г. Ярослав нанес крупное поражение печенегам, после которого они долгое время не нападали на Русь. Но печенегов вскоре сменили новые кочевники – половцы. Периметр границ – 7 тыс.км., население – 4 млн.

Ярослав укрепил Киев. Он возвел крепостные стены, расширил город. Построил Золотые ворота с надвратной церковью. Он основал Собор Святой Софии и монастыри возле города. При нем возник Печерский монастырь, где составлялась Начальная русская летопись. Ярослав любил книжную мудрость, собирал книги, наказывал священникам учить людей грамоте. Среди важнейших государственных мероприятий Ярослава следует отметить назначение митрополита без ведома константинопольского патриарха. Им стал автор «Слова о законе и благодати» священник Иларион в 1051 г.

Старейший древнерусский свод законов – Русская Правда. Этот документ создавался на протяжении 11-12вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый около 1016г. Во второй половине 11 в. сыновья Ярослава дополнили Русскую Правду новыми законами. До этого был Закон Русский – обычное устное право.

В древности кровная месть была действенным регулятором общественного порядка. Кровная вражда могла не стихать многие поколения. Правда Ярослава впервые очертила круг родственников, имевших право мстить. Отныне месть ограничивалась двумя поколениями. В Правде Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Размер виры изменялся в зависимости от того, чью жизнь она защищала. По сути, это было описание иерархической лестницы Руси. Вверху стоят князья и дружина. Состав дружины был полиэтнический, много выходцев из Скандинавии и кочевников. Старейшая дружина – бояре, младшая дружина – детские и отроки. Боярская вотчина возникла позднее, чем княжеский домен. Это случилось лишь во второй половине 11в. Размеры вотчин были невелики. Торговля внутри страны развивалась слабо, на продажу сельскохозяйственные продукты не производились, поэтому княжеским слугам большие вотчины были ни к чему. Бояре и дружинники древней Руси получали основные доходы от сбора дани, кормлений, судебных поборов.


Ступенью ниже дружинников стояли купцы, еще ниже – ябедники и мечники, т.е. низшие судебные исполнители, сборщики дани, стражники. Основным населением Киевской Руси были свободные общинники, которых Русская Правда называет «людьми». В боярских и княжеских вотчинах работали зависимые люди. Особенно много внимания Русская Правда уделяет рабам, называя их челядью или холопами. Источники рабства: военнопленные, рождение от рабыни, самопродажа, женитьба на рабе без ряду (договора), служба тиуном или ключником без ряду. Закон запрещал обращение в рабство за долги, хотя в реальной жизни это бывало.

Человек, отрабатывающий долг назывался закупом. Он как бы неполный холоп. Главное отличие закупа от холопа заключается в том, что у него было свое хозяйство. Рядовичами называли людей, которые не пошли в холопство и заключивших ряд. Много говориться о смердах. Историки не выяснили, кто это такие. Само слово смерд было бранным, презрительным. Видимо смерды – это полусвободные люди, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Возможно, это были жители недавно покоренных земель.

Ярослав Мудрый умер в 1054г. Перед смертью он разделил русскую землю между тремя старшими сыновьями. Изъяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Отныне трое сильнейших князей должны были объединить силы для защиты Руси от кочевников. Трое Ярославичей образовали своего рода триумвират и совместно управляли Русью почти два десятилетия. В середине 11в. в Причерноморье вторглись половецкие орды, вытеснившие печенегов. Ярославичи недооценили мощь нового противника и были разбиты в битве на р. Альте в 1068г. Когда Изъяслав с остатками войска вернулся в Киев, народ собрался на вече и решил продолжать войну. Киевляне потребовали, чтобы князь роздал им оружие и коней. Изъяслав отказался подчиниться постановлению веча. Тогда толпа разграбила княжий двор. Изъяслав был свергнут и бежал в Польшу. Народ избрал на киевский престол полоцкого князя Всеслава, освобожденного из киевской тюрьмы. Изъяслав вернулся с польской ратью и жестоко расправился с участниками мятежа.

В 1073г. Святослав и Всеволод выгнали Изъяслава из Киева. Начались распри (усобицы) внутри княжеского рода, управляющего Русью. В древней Руси не было единой системы престолонаследия. Княжеский стол мог передаваться от старшего брата к младшему или от отца к сыну. Поэтому братья часто воевали между собой, а племянники враждовали с дядьями. В 1097г. по инициативе Владимира Мономаха (внук Ярослава Мудрого) князья собрались на съезд в Любече. Они договорились о прекращении усобиц, поскольку это на руку врагам – кочевникам. Князья провозгласили новый принцип взаимоотношений – каждый держит отчину свою. Союз был заключен на условии неприкосновенности внутренних границ между русскими княжествами. Постановления Любечского съезда узаконили переход к раздробленности Руси. Впрочем, Киев считался главным среди русских городов, и правил там великий князь. Прекратить усобицы не удалось, распри продолжались. Новая система наследования способствовала будущему сплочению отдельных русских земель вокруг новых династий.