Файл: Лекция докт ист наук, профессора Колокольчиковой Р. С.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
Лекция докт. ист. наук, профессора
Колокольчиковой Р.С.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует их интеллектуальному развитию, выработке творческого мышления. К базовым общественным наукам относится история.
История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях, особенностях эволюции в конкретных формах пространственно-временных измерений.
История наука многоотраслевая. Она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической истории, социальной истории, политической истории, военной истории и т.п.
К историческим наукам относится, например, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, украшениям, утвари, кладам, могильникам и т.п. К историческим наукам относится этнография, изучающая быт и культуру народов.
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки, история Европы), история отдельных стран и народов (например, история России, о которой пойдет речь в предлагаемой дисциплине).
Кроме того, существуют многочисленные вспомогательные исторические дисциплины, которые имеют сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К числу таких дисциплин относятся хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинные письма; дипломатика – исторические акты, нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы; метрология – систему мер; сфрагистика – печати и др. К наиболее значимым вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, изучающее исторические источники, и историография, которая изучает идеи, концепции историков; закономерности в развитии исторической науки.
Древнейшие сведения о существовании исторической науки относятся к античному времени. «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот Галикарнасский (V в. до н.э.) – автор знаменитого труда «История», дошедшего до наших дней. Однако в этом труде реальные факты переплетаются с вымыслом, фантазиями автора. Другой древнегреческий историк Фукидид (V в. до н.э.) в своем главном труде «История Пелопоннесской войны» старался отбирать исторические факты с позиций научной критики. Именно он заложил основы истории как науки.
Историческое сознание, как и другие формы общественного сознания, имеет сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное сознание – путем накопления непосредственного жизненного опыта человеком, когда он наблюдает события своей жизни или является участником этих событий. Человек, народ как носители обыденного сознания, на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Историческое сознание на первом уровне чаще всего выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, нередко неточных, неполных, субъективных. Так, например, участник или современник Великой Отечественной войны (рядовой, офицер, труженик тыла иди школьник и т.п.) не мог представить себе всего масштаба этого события и дать его оценку. В сознании современников и участников этого события сложился общий вывод: «Победила Советская армия. Мы победили». Объективную оценку этому событию способен дать только историк на основе осмысления, обобщения всей совокупности фактов и событий, на основе использования методов научного исследования.
Второй уровень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, художественных фильмов, радио, телевидения, живописи, театра, под влиянием знакомства с историческими памятниками. Представления о прошлом, полученные по таким каналам, отличаются, как правило, эмоциональностью, яркостью впечатления от увиденного и услышанного, порой сохраняются на всю жизнь. Однако эти представления отрывочны, не упорядочены в хронологическом отношении. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Так, например, сильное впечатление на зрителя производит известная картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Характерно, что название этой картины из уст обывателя нередко звучит иначе: «Царь Иван Грозный убивает своего сына Ивана». Многие сущностные моменты, связанные с созданием этого полотна, с эпохой Ивана Грозного для зрителя остаются за кадром. Зритель судит о личности Ивана IV, его эпохе только по этому полотну.
Третий уровень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе. Здесь учащиеся впервые получают представления о прошлом в упрощенном, но систематизированном виде.
Получение знаний по истории возможно на любительском уровне. Личный интерес такого рода, однако, проявляется не так часто. Кроме того, в современных условиях, когда резко возрос объем информации по истории, а на книжном рынке и в сети интернет присутствует обилие самой разнообразной литературы, часто весьма сомнительного, псевдонаучного и политически спекулятивного содержания, с крайне субъективными оценками и вульгарной трактовкой событий, не имеющей ничего общего с научной интерпретацией фактов – с таким потоком информации на любительском уровне разобраться невозможно.
На четвертом (высшем) уровне формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, путем выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития. На этом уровне исторического сознания предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей его противоречивости и сложности как на конкретно-историческом, так и на теоретическом уровнях.
Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его уровнях, так как без системного подхода представление об историческом процессе будет неполным.
Значение формирования исторического сознания, сохранение исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.
На самых различных ступенях своего развития племена, народы, нации стремились сохранить память о своем прошлом в самых разнообразных формах: от устных преданий и героического эпоса, когда еще не было письменности, до всякого рода письменных повествований, художественных произведений, научных трудов, памятников изобразительного искусства. Это способствовало самоутверждению данной общности людей как народа.
Многовековая история человечества свидетельствует, что национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если разрушить национально-историческое сознание, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего.
Какие же теоретические концепции существуют в современной исторической науке для получения достоверного исторического знания? Таких концепций – множество. Мы остановимся на двух основных мегаконцепциях – цивилизационной и формационной.
Цивилизационный подход к историческим явлениям.
В современной науке часто используется понятие «цивилизация». Это понятие происходит от латинского слова «civilis», что означает “государственный, гражданский политический».
В современной научной литературе цивилизация трактуется:
как синоним понятия культуры;
тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений;
тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой.
Современное обществоведение отдает предпочтение последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее двум другим. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.
В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:
локальных цивилизаций
мировой общечеловеческой цивилизации
Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают исключения. Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют единый культурно-исторический тип.
Теорией циклического развития локальных цивилизаций
занимались в XX в. социолог П.А. Сорокин, историк А. Тойнби и др.
Так, А. Тойнби выделял 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация полна сил, обладает высокими темпами экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально политический, научно-технический, образовательный и культурный потенциал устаревают. Начинается процесс надлома и распада. Он проявляется в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего типа культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественниками.
К основным цивилизациям относятся:
· западная
· православная христианская в России
· иранская и арабская (исламская)
· индуистская
· дальневосточная
Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации. В отличие от более ранних, жизнь современных цивилизаций, по мнению А. Тойнби, более продолжительна. Они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых этими цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.
Теория общечеловеческой цивилизации
В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский и др. выделяют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:
· доиндустриальную;
· индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
· постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Характерные черты доиндустриальной (аграрной) цивилизации:
· преобладание аграрного производства и натуральный обмен продуктов;
· подавляющая роль государства в общественных процессах;