Файл: Путь к преступлению (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цели урока: расширить представление о герое романа;

помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

показать власть теории над человеком.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман

Ход урока

І Организационный момент

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Предварительное домашнее задание:

Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты характера героя.

(ответы учащихся)

III Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? - главный вопрос урока.

Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

Беседа:


  1. Каким мы видим Раскольникова в начале романа?

Предварительные ответы:


  • Герой не принимает «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства омерзения и злобного презрения к богатым и имеющим власть.

  • Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

  • Не бедность и нужда мучают Раскольникова, а попытка решить какой-то вопрос.


Какой именно?

Слово учителя :

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Раскольников не просто главный герой романа, он герой идеологический.

Что  это значит? ( герой одержим какой-то идеей )

Он выстраивает свою теорию, полную презрения к людям, обществу, полную желания властвовать  над этим стадом, полную деспотизма:

«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».


Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

Богоборческие идеи Раскольникова — следствие разочарования его в самой сутихристианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственныке нормы в современном ему обществе не помогают людям. Не облегчают их страдания.

Итак, перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.

Многие читатели ошибочно считают, что причиной преступления Раскольникова является его нищета. На самом деле главной причиной преступления оказывается теория Раскольникова. Об этом не раз говорит и сам Раскольников, и, например, Порфирий Петрович:

"...а убил, двух убил, по теории..." (Порфирий Петрович)

Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по мнению героя, всех людей можно разделить на 2 вида:

- "низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.

- "собственно люди", то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.

(запишем в тетрадь суть теории Раскольникова)

Слово учителя:

До убийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать "новое слово" в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории:  "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово."  

Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема индивидуализма.






  1. Была ли в теории Раскольникова праведная цель?

Слово учителя :

Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла.
Преступление героя.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?

  1. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.

  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.

  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-процентщице и о «праве» на убийство.

  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение : убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.

  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.

  6. Письмо матери.

  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Что стало основной причиной преступления?

Слово учителя: Главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю.

Запись в тетради:

- нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;


- мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;

- Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;

- идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.

Наказание героя


В чем вы видите наказание героя?

1) муки совести;

2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).

3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.

4) «убить-то убил, а не переступил»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру — и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» — говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». 

Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. 

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово — удар, рана, боль. Одиночество среди людей — это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним — тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной.

IV Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Тварь я дрожащая или право имею?»