Файл: Реферат по дисцплине Психологическая подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МЧС РОССИИ
5 ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ЧУВАШСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ-ЧУВАШИИ

УЧЕБНЫЙ ПУНКТ

РЕФЕРАТ


по дисцплине «Психологическая подготовка»

«Способы реагирования на стресс»

Выполнил:


слушатель учебной группы № 2

УП 5 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Чувашской Республике-Чувашии

Дмитриев М.А.


Проверил:

Преподаватель УП 5 ПСО ФПС ГПС

Главного управления МЧС России

по Чувашской Республике-Чувашии

Иванова О.Р.





Чебоксары

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение

3 стр.

1.

Понятия стресса.

4 стр.

2.

Эустресс и дистресс.

6 стр.

3.

Основные реакции человека на стрессовую ситуацию.

8 стр.

4.

Особенности развития стресса.

9 стр.

5.

Способы преодоления стресса.

11 стр.




Заключение

13 стр.




Список литературы


14 стр.


ВВЕДЕНИЕ

Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.


Реакция организма на эти воздействия могут быть самыми разнообразными: от мобилизации всех сил организма до полной депрессии и замкнутости. Рассмотрим в нашем реферате отличия положительного и отрицательного стресса, факторы, влияющие на развитие стресса и основные реакции организма на стрессовые ситуации.

  1. Понятие стресса

Итак, стресс (от англ. stress - давление, нажим, напряжение) - состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды Пономоренко Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога - М.: ВЛАДОС, 2001. - с.135.

Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие - например, бег вверх по лестнице - требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровеносное давление, улучшая кровоснабжение мышц. Все это - специфические реакции организма, позволяющие ему приспосабливаться (адаптироваться) к изменившимся условиям.

Неспецифическими требованиями является необходимость перестройки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Ученик, провалившийся на экзамене, к которому он долго готовился, испытывает сильное душевное потрясение. Если несколько дней спустя окажется, что он сдал экзамен на отлично, просто перепутали бланки, он почувствует сильнейшую радость. Стрессорное действие этих двух событий - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть для организма одинаковым.

Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом, психологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т.д.). В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.



В зависимости от вида стрессора (фактор, вызывающий состояние стресса) и характера его влияния выделяют различные виды стресса – физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек нк справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. при этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.


  1. Эустресс и дистресс

Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь – это постоянный стресс (т.е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, — это главная отличительная черта живого существа.. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Это уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

  • положительный эмоциональный фон;

  • опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

  • одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

  • наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму - дистресс. Дистресс (в переводе с английского distress - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.


Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

  • эмоционально-когнитивные факторы, недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство беспомощности перед возникшей проблемой и т.д.;

  • чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

  • большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

Некоторые эмоциональные факторы превращает стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?
3 Особенности развития стресса

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  • непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

  • максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

  • нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одной из особенностей стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:


  • стресс - состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

  • стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

  • явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

4 Основные реакции человека на стрессовую ситуацию

1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

3. Активная защита от стресса Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)