Файл: 1. Назовите принципиальные особенности экономических систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Назовите принципиальные особенности экономических систем.

Принципиальной особенностью систем организации производства и управления экономикой на разных уровнях является то, что неотъемлемой их частью является человек.

2. Опишите особенности экономических систем.

 изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения

 уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами

 способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения

 способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям, обусловленная тем, что в системах с активными элементами, стимулирующими обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой, не выполняется закономерность возрастания энтропии, а также наблюдается самоорганизация, развитие

 способность адаптироваться к изменяющимся условиям

 способность и стремление к целеобразованию; в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы

 неоднозначность использования понятий "система" и "подсистема", "цель" и "средство" и т.п.

 ограниченность формализованного описания. Эти особенности и берутся за основу при разработке моделей и методик системного анализа.

3. Назовите основные особенности системного анализа.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя не на моментальное решение проблемы определения окончательной модели объекта или процесса принятия решения (как это обычно имеет место при математическом моделировании или в изобретательской деятельности), а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность на каждом шаге формирования: вначале при выборе элементной базы, затем - при формулировании целей и выборе критериев, далее - при выборе методов моделирования, при получении вариантов решения, из которых выбирают лучший. Иными словами, в методике системного анализа главное - процесс постановки задачи, а после получения модели часто (но не всегда) методика системного анализа становится ненужной.


4. Назовите основные области применения системного анализа на различных уровнях управления экономикой.



5. Охарактеризуйте процесс управления.

Процесс управления, кроме руководства, включает и такие важные функции, как планирование, организация, управление (в узком смысле) и связь.

Планирование. Функция планирования включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения. Планирование, по существу, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

Организация. Организационная функция направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Эта функция руководства включает в себя определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их использование. Таким образом, функция организации обеспечивает взаимосвязь, или взаимозависимость, между различными подсистемами и всей системой в целом.

Управление (в узком смысле). Функция управления, по существу, обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с общей целью. Управление заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организацией Связь. Функция связи заключается главным образом в передаче информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающих принятие решений. Помимо этого, функция связи включает взаимный обмен информацией с внешним миром.

6. Охарактеризуйте процесс планирования.

Главным назначением планирования является создание основы для последующих решений на всех уровнях организации. Планирование должно быть связано с получением и преобразованием информации.

В планирование входят следующие, логически увязанные этапы:

1. Оценка экономической и политической обстановки.



2. Определение предполагаемой роли и места хозяйственной единицы во внешней среде.

3. Изучение спроса потребителей.

4. Анализ конкурентов.

5. Определение возможных изменений в других заинтересованных группах (смежников, поставщиков, конкурентов и т.д.).

6. Определение главных целей и задач, разработка общих планов, которые будут направлять деятельность всей организации.

7.Создание системы связей и формирование потоков информации, с помощью которых члены организации могут принимать участие в процессе планирования.

8. Преобразование общих планов в цели и задачи отдельных функциональных подсистем на более конкретной основе (исследование, проектирование и разработка, производство, распределение и обслуживание)

7. Опишите применение системного анализа в управлении.

Главное в системном подходе к управлению заключается в получении более целостной картины сети подсистем и взаимосвязанных частей, которые образуют единое целое.

8. Опишите применение системного анализа в планировании

Применение системного подхода к планированию обусловлено ростом сложности управления и техническим прогрессом. Следует рассмотреть три большие системы, которые являются главными для любой организации:

 система внешней среды определяет политические и экономические условия, в которых протекает деятельность организации;

 система внешних отношений отражает отраслевую структуру, взаимоотношения между конкурентами, отношения между производителями и потребителями, характерные для отдельной отрасли, в которой данная организация конкурирует с другими;

 система внутренней организации предприятия характеризует организационную структуру, цели и политику, а также функциональные отношения между подразделениями