Файл: Лекции по дисциплине основы профориентологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи

Дисциплина: Основы профориентологии

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Мясоедова Наталья Владимировна

Преподаватель:

Хоменко Наталья Викторовна

г. Москва - 2023

Цель -  закрепление теоретических понятий модуля, формирование умений и навыков оставления поэтапного плана профконсультации, подбора профдиагностических методик и составления программ профессионального развития и личностных профессиональных планов

Методические материалы:

  1. Лекции по дисциплине «основы профориентологии»

  2. Методические материалы к дисциплине

Задание 1. Максимум 15 баллов.

Подбор профориентационных диагностических методик исходя из данных кейса и сформулированной задачи диагностики.

Внимательно прочитайте представленные кейсы. Для каждого из них определите задачу диагностики.  Подберите диагностические методики, которые решат данную задачу.

Пример решения задачи.

Примерный кейс: Арина обратилась за консультацией сама, т.к. не может выбрать между профессией инженера-программиста и учителя математики и информатики. Выбор нужно осуществить в ближайшее время, т.к. необходимо выбрать подготовительные курсы, где она будет обучаться до конца 10 класса и весь выпускной год.

Задача диагностики: выявить профессиональные интересы оптанта и показать различия между профессиями инженера-программиста и учителя математики и информатики.

Рекомендуемые методики: ДДО Е. Климова в модификации Азбель и опросник Тип Мышления, Г. Резапкиной.

Обоснование: опросник ДДО уточнит предпочтения по предмету труда – челок-человек как в профессии учителя или человек-знак как в профессии программиста. Опросник Тип мышления поможет определить доминирующий тип мышления, который будет соответствовать одной из профессий.

Кейс №1.

Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией
, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего.  Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.

Внимательно прочитайте кейс. Определите задачу диагностики.  Подберите диагностические методики, которые решат данную задачу. Напишите обоснование выбора.

Задача диагностики: Помочь выбрать направление дальнейшего обучения, учитывая пожелания и интересы клиента.

Рекомендуемые методики: «Карта интересов» А.Е. Голомшток, Определение профессиональных склонностей — Л. Йовайши.

Обоснование: «Карта интересов» поможет определить какие ещё интересы и склонности присутствуют у клиента (чтобы расширить варианты для дальнейшего выбора специальности). Также в данной методике можно определить склонность к физкультуре и спорту. Методика на Определение профессиональных склонностей нужна для того, чтобы проверить есть ли у клиента склонность к работе с людьми (тогда учитывая его интересы, например к спорту можно рекомендовать дальнейшее обучение на преподавателя физической культуры) или например, если будет выявлена склонность к работе с физическим трудом, подвижной деятельностью, можно рекомендовать дальнейшее обучение в ВУЗах по направлению физической культуры и спорта)

Кейс 2.

Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится  с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, ноне считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.

Внимательно прочитайте кейс. Определите задачу диагностики.  Подберите диагностические методики, которые решат данную задачу. Напишите обоснование выбора.

Задача диагностики: выявить склонности и интересы клиента, чтобы определить дальнейшее направление профильного класса.

Рекомендуемые методики: Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

Обоснование: Методика «Профиль» как раз направлена для определения профиля обучения. В данной методике выявляется интерес к определенному виду деятельности или к нескольким.

Задание 2. Максимум 30 баллов

Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).



Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ.

За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.

1)Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка. (максимум 5 баллов)

Запрос ребенка: Запрос о помощи в профессиональном самоопределении.

Запрос родителя: Запрос в том, чтобы уговорить ребенка выбрать ВУЗ предпочтительный для родителей.
2) Выберите тактику включения родителя в консультацию. Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.

Родитель будет в роли второго клиента на отдельной консультации, необходимо будет отдельно от ребенка разобрать вопрос в том, почему родитель так хочет, чтобы ребенок учился в определенном вузе. Также, необходимо, чтобы консультация вначале проводилась с родителем (первая), затем вторая вместе с ребенком и родителем в роли наблюдателя.

Если родитель будет присутствовать на консультации сразу, в роли заказчика, то это будет оказывать давление на ребенка, за счет того, что у родителя есть желание побудить ребенка учится в том ВУЗе, который она для неё выбрала.

Так что, сначала проводим первую консультацию с родителем, выясним причины давления на ребенка, причины настаивания на обучении в определенном ВУЗе, выясняем собственную историю родителя, о его профессии, об образовании, испытывал ли он в свое время давление. После того, как эти вопросы будут решены я думаю, что можно проводить совместную консультацию с родителем и ребенком. Так было бы идеально, и на ребенка не давим и с родителем уже все обсудили и все вопросы решили.

3) Письменно спланируйте первую  консультацию, заполнив таблицу:

Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации


Этап

Содержание работы с родителем

Содержание работы с подростком

Подготовительный этап

 На этом этапе мы выслушиваем проблему родителя, анализируем и примерно представляем, как решить спорную ситуацию, возникшую между родителем и ребенком. Решаем организационные вопросы, время, когда будут проводиться консультации, помещение, количество консультаций, которые могут понадобиться. Исследуем проблему и готовим заранее материалы для консультации и примерный план вопросов для работы с родителем.

 На этом этапе мы выслушиваем проблему подростка, анализируем и готовим заранее методические материалы, которые понадобятся, бланки, тесты, распечатки

Формулирование запроса

 Родитель формулирует свой запрос, мы задаем вопросы по запросу, которые помогут уточнить запрос, сделать его конструктивным.

Ребенок формулирует запрос, мы задаем вопросы по запросу. Если есть проблемы в формулировке запроса, мы помогаем. Запрос является рациональным, поэтому мы начинаем работу с запросом уже с этого этапа.  

Выдвижение гипотезы

Мы выдвигаем профконсультационную гипотезу, с которой в дальнейшем мы будем работать. Также на этом этапе возможна корректировка профконсультационной гипотезы

Мы выдвигаем профконсультационную гипотезу, с которой в дальнейшем мы будем работать. Также на этом этапе возможна корректировка профконсультационной гипотезы 

Определение цели консультации

Здесь мы совместно с родителем определяем конкретную цель данной консультации, мы объясняем родителю какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая).

Здесь мы объясняем ребенку какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая

Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа

 На этих этапах важно держать родителя в курсе, какая проводится работа , какие методики будут проведены, объяснить , как данные методики смогут помочь в самоопределении ребенка. В чем плюсы данных методик, к примеру.

 Здесь мы применяем не только психодиагностические, но и такие методы, как наблюдение, за ребенком и его высказыванием о себе, самооценка. Достигнуть цели с помощью: совместного обсуждения различных профориентационных игр.  

Подведение итогов

 Здесь мы консультируем родителя о результатах проведенных методик, какие рекомендации и выводы мы сделали на основании данных методик, как это поможет профессиональному самоопределению ребенка. Здесь можно выслушать мнение родителя о результатах методик. Мы выдвигаем задачи следующей консультации по необходимости, если на этой консультации было что-то упущено или необходима ещё развивающая работа. Проводим рефлексию результатов работы.

 Доводим до ребенка результаты, выслушиваем её мнение, отвечаем на вопросы . Выдаем рекомендации и результаты методик на руки, чтобы можно было с ними ознакомится дома ещё раз. Проводим рефлексию результатов работы.  

Протоколирование

 Составляем краткий протокол проведенной консультации. Окончательный протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

анкетные данные,

общие выводы по предварительным данным,

первоначальное понимание клиентом своей проблемы,

профконсультационную гипотезу профконсультанта

совместно конкретизированную цель,

шаги, предпринятые дли достижения цели,

итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом,

примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).


 Составляем краткий протокол проведенной консультации. Окончательный протокол ориентировочно содержит следующие сведения:

анкетные данные,

общие выводы по предварительным данным,

первоначальное понимание клиентом своей проблемы,

профконсультационную гипотезу профконсультанта

совместно конкретизированную цель,

шаги, предпринятые дли достижения цели,

итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом,

примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).



  

4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам, заполним таблицу (максимум10 баллов).  

Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами

Этап

Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем

Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком

Подготовительный этап

 1. Что Вас привело ко мне?

2. Почему Вы бы хотели, чтобы дочь училась в ВУЗе, который выбрали Вы?

3. Чего Вы бы хотели от консультации профконсультанта?

4. Удобно ли Вам будет следующее время?

5. Какие ещё вопросы Вы бы хотели мне задать на этом этапе?

 1. Что привело Вас ко мне?

2. Чье было решение обратиться за помощью к профконсультату Ваше или Вашей мамы?

3. Есть ли ещё вопросы, которые бы Вы хотели мне задать?

Формулирование запроса

 1. Какой результат Вы хотели бы получить в итоге?

2. Как Вы поймете, что консультация прошла успешно?

3. Может ли Ваш ребенок самостоятельно определится с выбором профессии? Или это зависит только от Вас?

4. Почему Вы так считаете?

5. Чего бы Вы хотели для своей дочери?

6. Сможете ли Вы поддерживать дочь, помогать ей, если она выберет не то место учебы, которое запланировали для неё Вы?

7. А теперь, учитывая вышесказанное, что бы Вы все таки хотели получить от консультации?  

 1. Что бы Вы хотели получить в результате консультации?

2. Какой для Вас был бы результат идеальной консультации, чтобы Вы сказали: "да, это консультация прошла классно"?


Выдвижение гипотезы

 1. Кто Вы по специальности?

2. Вы сами выбирали себе специальность или находились под влиянием родителей и друзей?

3. Почему для Вас важно высшее образование?

4. У вас Высшее образование?

5. Довольны ли Вы результатом выбора своей специальности? Что бы Вы изменили? Почему?

6. Как Вы считаете, специальность человек должен выбирать, самостоятельно учитывая свои склонности или всё под влиянием других?

7. Какие по-вашему есть минусы в том, чтобы специальность и ВУЗ выбирали за Вас?  

 1. Есть вещи, которые у Вас получаются очень круто?

2. Если представить, что у тебя есть шанс получить профессию, в которой ты наверняка будешь успешна, какую бы ты выбрала?

3. Какие профессии и учебные заведения ты уже рассматривала самостоятельно?

4. Как ты относишься к высшему образованию, для тебя оно важно?

5. Насколько важно для тебя заниматься любимым делом?

6. Есть ли такие профессии и люди в этих профессия которыми ты восхищаешься?

Определение цели консультации

 1. Понятна ли Вам цель нашей консультации?

2. Возникают ли у Вас вопросы, касающиеся цели консультации?

3. Понятен ли Вам выбор направления консультации?  

 1. Понятна ли Вам цель нашей консультации?

2. Возникают ли у Вас вопросы, касающиеся цели консультации?

3. Понятен ли Вам выбор направления консультации?   

Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа

 1. Понятна ли Вам суть работы?

2. Необходимо ли сделать перерыв?

3. Возникают ли у Вас по ходу работы какие-либо вопросы?  

 1. Понятна ли Вам суть работы?

2. Необходимо ли сделать перерыв?

3. Возникают ли у Вас по ходу работы какие-либо вопросы?  

4. Методики не вызывают затруднений?

5. Понятны ли Вам основные моменты работы?

Подведение итогов

 1. Как, по-вашему, мы смогли достигнуть целей консультации?

2. Какую работу ещё необходимо будет провести, по вашему мнению?

3. Какие положительные моменты из консультации Вы могли бы выделить?

4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности?

5. Есть ли вопросы по рекомендациям?

6. Есть ли вопросы по результатам методик?

7. Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации?


 1. Как, по вашему, мы смогли достигнуть целей консультации?

2. Какую работу ещё необходимо будет провести, по вашему мнению?

3. Какие положительные моменты из консультации Вы могли бы выделить?

4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности?

5. Есть ли вопросы по рекомендациям?

6. Есть ли вопросы по результатам методик?

7.Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации?  

8. Нужна ли Вам информация о тех или иных профессиях?

Протоколирование

 Все ли требования к протоколу соблюдены?

 Все ли требования к протоколу соблюдены?