ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дислалия
17. Варианты нарушения звука
Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это значит, что отклонение не связано с нарушением слуха или повреждениями головного мозга. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любого из звуков родного языка.
Дислалия у детей проявляется отсутствием звуков в речи, либо происходит их замена, смешение или искажение.
Дислалия бывает:
-
Фонетическая – искажение произношения (когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие). -
Фонематическая – замена звуков зЗамена букв, например С – Ш: пошёл-посол). -
Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.
Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).
Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:
-
Сигматизм -
Парасигматизм -
Ротацизм -
Параротацизм -
Ламбдацизм -
Йотацизм -
Гамацизм -
Каппацизм -
Хитизм
Сигматизм
Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ
Парасигматизм
Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)
Особенности сигматизма
-
Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий. -
Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно. -
Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки. -
Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.
Ротацизм
Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.
При отклонении от нормы выделяют:
-
Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л» -
Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка -
Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба -
Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля. -
Раскатистый – форсированное использование языка -
Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р» -
Кучерское «р» – заднеязычный звук наподобие английского «р».
Параротацизм
Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».
Ламбдацизм
Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».
Йотацизм
Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:
-
Гамацизм – звук «г» -
Каппацизм – звук «к» -
Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.
Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:
-
Отсутствием звуков «Г» и «К». -
Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик. -
Замена «к» на «кь».
Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.
Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.
Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса
, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.
Сложные дислалии
К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:
-
Ротацизм и ламбдацизм. -
Ротацизм и сигматизм.
В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.
-
Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
-
Фонетико-фонематические нарушения -
Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.
Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).