Файл: Занятие 11 Тема Диалектика (информация для ориентации).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 11
Тема: Диалектика
(информация для ориентации)
Представление о быстроменяющемся мире – неотъемлемая составная часть мироощущения человека. Диалектика как учение о развитии мира формировалась и разрабатывалась более двух с половиной тысячелетий. Это общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике как способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Единая философская теория развития в настоящее время представляет собой единство объективной и субъективной диалектики. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся деятельности человека и общества.
Данное философское направление обладает следующими принципами: системность, детерминизм, субстанциональное единство мира, развитие и тд. В общем смысле диалектику можно определить как философское учение о законах развития материи и сознания. В настоящее время одной из центральных категорий диалектики является категория развития.
Диалектика имеет три основных закона, которые изучали учёные различных времён: Гегель, Сократ, Энгельс, Платон и многие другие. Это закон отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Философские категории - это понятия, которые отражают наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Такими категориями являются: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Само учение о развитие
мира постоянно обогащается новыми аспектами, позициями видения мира. Но, само, развитие мира остается неизменным, поэтому требуется постоянное его философское и научное осмысление, т.е. развитие в философском знании такого направления как диалектика.
Вопросы для дискуссий и обсуждений
1. Является ли диалектика системой философского знания? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Есть ли существенные различия между диалектикой и метафизикой?
3. Есть ли существенное отличие законов диалектики от законов биологии и физики?
4. Можно ли отнести причину и следствие к категориям диалектики? Аргументируйте свой ответ.
5. Раскрывает ли общую направленность развития закон отрицание отрицания и способен ли он ответить на вопрос: «куда?», «в каком направлении идет развитие?»
Задания
1. Заполните таблицу 1.
Таблица 1
Термин | Содержание |
| Метод аргументации в философии, учение об, общих законах всяких изменений и развития в природе, мышлении и обществе. |
Связь | |
| Содержание предмета, которое не доступно чувствам человека |
Действительность | |
Возможность | |
| Концепция, отвергающая причинность вообще или частично |
Истина | |
| Принцип, выражающий единство законов развития, тотальность процесса развития, который захватывает природу, человеческое мышление, общество. |
Качество | |
| Событие, обусловленное несущественными и побочными факторами. |
Объективная диалектика | |
| Отражает развитие объективного мира |
| Категория, которая выражает различные аспекты, основанные на существенных причинах |
Действительность | |
Форма | |
| Понятия, которые отражают наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. |
2. Заполните таблицу 2.
Таблица 2
Закон диалектики | Сущность |
Закон единства и борьбы противоположностей | |
Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений | |
| Закон, который выражает преемственность , связь нового со старым , повторяемость развития , обосновывает прогрессивный характер развития |
3. Заполните таблицу 3.
Таблица3
Представитель | Мнение |
. | ("Миром правит война – единство и борьба противоположностей", "все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды") - демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический. |
| Создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. |
| Творцы материалистической диалектики. |
Протагор | |
Николай Кузанский, Джордано Бруно | |
Практическое задание 1. Прочитайте отрывок из труда Гегеля «Логика науки» и выделите в нём законы диалектики. Обоснуйте свою точку зрения:
«Более точный смысл и выражение, которые бытие и ничто получают, поскольку они стали теперь моментами, должны выявиться теперь при рассмотрении наличного бытия, как единства, в котором они сохранены.
Бытие есть бытие, и ничто есть ничто, лишь в их отличии друг от друга; но в их истине, в их единстве, они исчезли как эти определения и суть теперь иное. Бытие и ничто суть теперь одно и то же; именно потому, что они одно и то же, они уже не бытие и ничто и имеют различное определение: в становлении они были возникновением в наличном бытии как по-иному определённом единстве они опять-таки по-иному определённые моменты. Это единство остаётся их основой, которую они уже больше не покинут, чтобы не возвращаться к абстрактному значению»1
Практическое задание 2. Как вы понимаете нижеприведенное высказывание Л.Д. Троцкого? Аргументируйте свою точку зрения.
«Мы называем нашу диалектику материалистической, потому что корни её не на небесах и не в глубинах нашего «свободного духа», а в объективной действительности, в природе.»2
Практическое задание 3. Согласны ли вы с высказыванием Адриана Декурселя? Обоснуйте свою точку зрения.
«Диалектика — наука заблуждаться по правилам.»3
Практическое задание 4. Способна ли басня «Лебедь, Рак и Щука» раскрыть закон единства и борьбы противоположностей? Аргументируйте свою точку зрения.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.»4
Практическое задание 5. Прочитайте индийскую притчу и прокомментируйте её с точки зрения законов диалектики.
«Учитель спрашивает ученика: Умеешь ли ты лгать? - Нет...
Так пойди и научись! Умеешь ли ты воровать? - Нет...
Так пойди и научись! Умеешь ли ты убивать? - Нет...
Так пойди и научись! А потом не делай всего этого; но не из трусости, не по слабости, а от полноты силы».
Практическое задание 6. Объясните смысл ниже представленной цитаты Лазаря Кагановича.
«Велика диалектика в политике, какою обладает наш великий друг и родитель в совершенстве»5.
Практическое задание 7. Вставьте в текстах слова, которые определяют тип философии.
«Диалектика, которая точно также не знает... и безусловного, применимого всюду «или-или», которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с «или-или» также «как то, так и другие» и опосредует противоположности, - является единым, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим современной стадии развития природоведения» 6.
«Две основные... концепции развития (эволюции) - это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними)7.
При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект...). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника «самодвижения»8.
Практическое задание 8. Дайте анализ афоризма, приведите несколько примеров из своей жизни. О каком законе диалектики призывает афоризм ?
Известный афоризм призывает: «Не будь, ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»9.
Решите кроссворд.
По горизонтали: 1.Концепция, отвергающая причинность вообще или частично. 2.Выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. 3.Обозначает определённые существующие связи и предпосылки. 4.То, что возникло и существует. 5.Определённость предмета или явления, за счёт этого и различают предметы
По вертикали:1.Адекватное отражение объекта познающим субъектом.2. Взаимодействие между явлениями, для которого характерны свойства, типичные для диалектических систем и закономерностей.3.Тип и структура содержания.4.Подлинная действительность.5.Закономерный тип связи явлений.
Список используемой литературы
1.Гегель, Г.В. «Наука логики»- Санкт – Петербург, 1997.- 156 с.
2. Троцкий, Л.Д. «История русской революции» - Берлин ,1931.- Т.1 . 237 с.
3. Крылов, А.И. басня «Лебедь, Рак и Щука»- Москва, 1930.- 24 с.
4. Лосев, А.Ф. «Диалектика мифов» Москва, 1930.-256 с.
5. Маркс, К. Энгельс Ф.Сочинения, Т. 2. (Ред), Москва, 1845.-120 с.
6. Ленин, В.И. «Полное собрание сочинений» Москва, 1969.-470 с.
Список рекомендуемой литературы