ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

бюджетный регулирование государственный бюджет

Введение

1. Теоретические основы государственного бюджета

1.1 Экономическая сущность государственного бюджета

1.2 Бюджетная система и характеристика ее звеньев

2. Бюджетное регулирование: понятие, роль, направления совершенствования

2.1 Цели, задачи и методы бюджетного регулирования

2.2 Совершенствование механизма бюджетного регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Актуальность темы заключается в том, что, будучи составной частью системы государственного регулирования экономики, бюджетное регулирование в условиях недостаточного развития рыночных институтов призвано вместе с другими экономическими регуляторами обеспечить вывод экономики страны на путь устойчивого экономического роста.

Когда отсутствуют важнейшие элементы инфраструктуры рыночного хозяйства и изменения в хозяйственной структуре происходят не в соответствии с тенденцией, отвечающей задачам долгосрочной макроэкономической стабильности, использование бюджетного механизма в регулировании экономики приобретает исключительное значение.

Следовательно, одним из главных инструментов воздействия на макроэкономические процессы является бюджет государства, которое позволяет оказать позитивное воздействие на структуру реального сектора экономики и результаты хозяйственной деятельности, инвестиционный климат и промышленную политику в стране, занятость населения, экономический рост, решение социальных проблем. Оно должно стать орудием управления финансовыми средствами в рамках всей экономики, способствовать укреплению частной инициативы, смягчению социальных последствий переходного периода, использованию денежных ресурсов для оживления экономической деятельности в производственных секторах экономики.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие бюджетного регулирования, его роль и основные направления совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • раскрыть сущность государственного бюджета в целом и структуру бюджетной системы;

  • рассмотреть понятие бюджетного регулирования;

  • охарактеризовать методы бюджетного регулирования, а также основные методы их совершенствования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обозначена актуальность темы, поставлена цель, определены задачи, представлена структура курсовой работы.

Теоретический раздел посвящён изучению ключевых вопросов темы курсовой работы.

В заключении сделаны выводы.

1. Теоретические основы государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
Бюджет (система бюджетов) составляет центральное звено системы публичных финансов, что определяет экономическую сущность, функции и особую роль этого многогранного финансового явления. Бюджет тесно связан с частнохозяйственными финансами. Его доходы формируются в основной своей массе за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами (домашними хозяйственными), а бюджетные расходы направляются преимущественно на предоставление юридическим лицам и домашним хозяйствам общественных благ (услуг). Без бюджета не могут полноценно функционировать другие звенья системы публичных финансов: государственные внебюджетные фонды, государственный (муниципальный) кредит, государственные финансовые резервы. Они тесно связаны с бюджетом по доходам и расходам.1

В экономической литературе и финансовом праве сущность бюджета рассматривается с различных позиций: как система денежных отношений в процессе формирования и использования публичных финансовых ресурсов, как централизованный фонд денежных средств органов местного самоуправления, как утверждаемый в форме закона финансовый документ, как свод (баланс) доходов и расходов государства и муниципальных образований. Все эти и другие подходы раскрывают различные стороны многообразной сущности бюджета.

В бюджете (системе бюджетов) концентрируется основная масса финансовых ресурсов, доходов и расходов государства и муниципальных образований. Поэтому бюджет представляет собой не только наиболее крупное самостоятельное звено системы публичных финансов, но и частную финансовую категорию, в основе которой лежат бюджетные отношения, т.е. денежные отношения, возникающие в процессе движения бюджетных ресурсов, образования и использования государственных и муниципальных доходов, утвержденных и исполняемых в форме закона (решения) о бюджете. Бюджет – это часть системы публичных финансов, поэтому его экономическая сущность как финансовой категории не может принципиально отличаться от сущности самих публичных финансов, что не исключает специфики проявления бюджетных отношений.



Фонд выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных отношений.

Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория - финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.

Бюджетными называются отношения, которые связаны с перераспределением национального дохода.

При этом есть возможность перераспределения через бюджет и части фонда возмещения, а иногда и национального богатства. Бюджетные отношения складываются в процессе образования и использования основного централизованного государственного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения наиболее важных совокупных потребностей общественного воспроизводства - развития ключевых сфер экономики, образования, науки, культуры, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны и управления обществом. Следовательно, пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем в других сферах финансовых отношений, определяются потребностями воспроизводства и общества в целом. Наконец, бюджет в отличие от других финансовых категорий выражает целостную систему императивных денежных отношений. Именно в бюджете признак императивности находит свое наибольшее проявление.

Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.


Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Составление и контроль за исполнением бюджета как финансового документа государства находятся в сфере исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно в данном контексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.


Названные экономические категории оказывают воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в конечном счете, ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.

С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1.2 Бюджетная система и характеристика её звеньев
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: