Файл: Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение
высшего образования
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
_______________________________________________________________________
Институт социальных технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине: « Уголовное процессуальное право »
на тему: «Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц »
Выполнила:Проверил:
Студентка гр. « ПСФ-01 », « ИСТ » « к.ю.н., доцент »
« Нигматуллина А.З. » « Смешкова Л.В. »
«15» мая 2023г.«___» ______ 20__ г.
_________________ _________________
(подпись) (подпись)
Новосибирск
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................. 3
Глава 1. Производство по делам в отношении несовершеннолетних….5
Глава 2. Принудительные меры медицинского характера…………….10
Заключение ...............................................................................................18
Список использованной литературы ...................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Преступность несовершеннолетних в настоящее время является одной из основных проблем нашего общества. Каждый год возрастает количество преступлений совершенных подростками. Втягивание несовершеннолетних в круг уголовно-процессуальных правоотношений, прежде всего, определяет вопрос предупреждения такой преступности в ряд первоочередных проблем общества и государства.
Включенные в УПК главы об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России.
Правила производства по указанным делам нацелены:
* на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела,
* выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,
* применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.
Но также, не всегда общественно опасные деяния совершают вменяемые лица. Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья
1. В таких ситуациях поднимается вопрос о необходимости их лечения принудительно.
Объектом исследования в рамках исследовательской работы выступают общественные отношения, связанные с производством уголовных дел в отношении несовершеннолетних и применением принудительных мер медицинского характера.
Предметом исследования являются нормы уголовного и уголовно-процессуального права, регулирующие данные вопросы.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и нормативно-правовых актах комплексно исследовать особенности производства по делам в отношении несовершеннолетних, а также предпосылки и правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.
Глава 1. Производство по делам в отношении несовершеннолетних
Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда лицо совершило преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста, а также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия.
В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях совершенными несовершеннолетними (ст. 421 УПК РФ).
Также уголовно-процессуальный закон особое значение придает доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.
Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, то есть со следующих суток. Эти данные устанавливаются копией свидетельства о рождении, паспортом либо протоколом осмотра свидетельства о рождении. При противоречии между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии, а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющих возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медицинская экспертиза.
Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:
1) решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ);
2) определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего (например, оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т. д.);
3) скорейшему осуществлению вопроса об особом порядке судопроизводства по уголовному делу и др.
Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Кроме этого должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания.
Предварительное производство по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего может осуществляться в форме, как предварительного следствия, так и дознания. Предварительное расследование осуществляется следователями (дознавателями) тех органов, к подследственности которых преступление отнесено законом (ст. 151 УПК). По уголовным делам в отношении несовершеннолетних, если по ним обязательно производство предварительного следствия, органы дознания вправе выполнить комплекс неотложных следственных действий. В соответствии со ст. 157 УПК к ним могут быть отнесены любые следственные действия, осуществляемые органом дознания по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. После выполнения этих действий (либо по истечении 10 суток после возбуждения уголовного дела) такое дело передается прокурору для последующего направления следователю.
Уголовное дело в любом случае (в том числе при совершении преступления несовершеннолетним), кроме повода (ст. 140 УПК), может быть возбуждено не иначе как при наличии достаточных оснований полагать, что деяние содержит признаки преступления (общественная опасность, также признаки противоправности, как объект и объективная сторона состава преступления). Если в ходе проверки сообщения о преступлении установлено, что имеются обстоятельства, указанные в ст. 24 УПК, то уголовное дело не возбуждается. В соответствии с ч. 3 ст. 27 УПК в случае, когда лицо не достигло возраста, с которого возможна уголовная ответственность, уголовное преследование этого лица прекращается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, т. е. ввиду отсутствия в деянии состава преступления.
Некоторые особенности имеет решение вопроса о выделении уголовного дела о несовершеннолетнем в отдельное производство (ст. 422 УПК). По общему правилу выделение уголовных дел допускается только в случаях, установленных законом (ст. 154 УПК). Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, то уголовное дело в отношении него должно быть по возможности выделено в отдельное производство на стадии предварительного расследования (ст. 422 УПК). Иначе говоря, следователь должен обязательно рассмотреть вопрос о возможности выделения уголовного дела. Если это невозможно, поскольку отразится на качестве расследования и рассмотрения уголовного дела, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослыми, подлежат применению правила гл. 50 УПК.
К специфическим участникам предварительного следствия относится законный представитель, педагог, психолог. Согласно ст. 48 УПК по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители.
Законными представителями признаются родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый (п. 12 ст. 5 УПК).
Законные представители допускаются к участию в уголовном деле с момента первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле законному представителю разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК.
Следует иметь ввиду, что родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и имеют право выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий2. К тому же оба родителя имеют равные права и обязанности.
Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет остался без попечения родителей, над ним устанавливается попечительство. Попечитель защищает права несовершеннолетнего как законный представитель. Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, попечителя не назначаются. Выполнение этих обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.
Процессуальные права законного представителя на предварительном расследовании систематизированы и отражены в ч. 2 ст. 426 УПК.
Прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Однако ознакомление с этими материалами законных представителей является обязательным (ч. 3 ст. 426 УПК).
Специфическими участниками процесса по уголовным делам в отношении несовершеннолетних являются педагог и психолог. Один их них обязательно принимает участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего шестнадцатилетнего возраста. Если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) старше шестнадцати лет, однако страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, то участие педагога или психолога в допросе также является обязательным (ч. 2 ст. 425 УПК). Кроме этого участие педагога или психолога возможно и в иных случаях. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае, когда допрашиваемый по характеру замкнут и с ним трудно установить контакт. Педагог своими познаниями в области педагогики может оказать следователю помощь в получении от подростка правдивых показаний и их фиксации.
Участие в допросе законного представителя несовершеннолетнего и защитника не исключает необходимость вызова педагога или психолога, так как задачи участия этих лиц в допросе различны. Законный представитель и защитник несовершеннолетнего призваны оказывать помощь в охране прав и законных интересов несовершеннолетнего, а педагог (психолог) обязан содействовать в установлении контакта с допрашиваемым.