Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Спортивный менеджмент как наука и спортивный инструментарий
1.1 История зарождения спортивного менеджмента
1.2 Функции и роли спортивного менеджмента.
1.3 Система менеджмента (управления) в Физической культуре и спорте: цель и механизм.
1.4 Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре.
Глава 2. Управление физической культурой и спортом посредством целевых программ.
2.1 Управление посредством целевых программ.
2.2 Типы целевых программ и их значение.
2.3 Целевые программы Международных спортивных организаций.
Специалист-менеджер ФКиС в результате освоения курса «Менеджмент ФКиС» должен знать и быть подготовлен к решению следующих организационно-управленческих задач:
- планировать и прогнозировать развитие ФКиС на местном, региональ-ном и Федеральном уровнях;
- анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере ФКиС и первичных организаций физ-культурно-спортивной направленности;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Итак, задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях Беларуси.
Менеджмент как учебная дисциплина имеет цель, ею является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения студентами научными основами теории социального управления физкультурно-спортивными организациями России в условиях рыночной экономики, совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – финансовых, материальных, трудовых.
При изучении менеджмента специалист должен приобрести такие навыки:
владения приемами «менеджмента» и «самоменеджмента»;
принятия управленческих решения в области ФК и С;
управления поведением подчиненных;
владеть навыками в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях;
владеть навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
владение методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в области управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития;
планирования и прогнозирования развития ФКиС на местном, региональном и федеральном уровнях.
Практика показывает, что только обоснованные управленческие решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений.
Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.
Главным вопросом подготовки будущих менеджеров для сферы физической культуры и спорта является вопрос о том, какими качествами должен обладать выпускник учебного заведения, готовящий себя к деятельности менеджера. Исходя из этого сегодня необходимо применять такие формы и методы подготовки студентов, которые могли бы развивать интуицию, самостоятельность, творчество и логику мышления.
Для достижения основных целей менеджмента предусматривается решение следующих основных задач:
- Сформировать современные знания общих основ теории управления коллективом и умения применять эти знания в практической деятельности руководителя.
- ознакомление с основами и особенностями фиансового менеджмента в спортивных организациях с основами предпринимательства и бизнеса в спорте.
- Представление основного положения по теории и практическому мастерству «спортивного менеджмента», создать позитивное восприятие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта.
- ознакомление с основными аспектами управления в сфере спорта с целью обучения способам улучшения психологического климата и взаимоотношений между людьми в спортивных организациях.
Генеральными целями изучения данного курса являются:
Изучение естественных принципов управления с учётом современных достижений отечественной и зарубежной науки. Создание теоретической основы дисциплины: получение данных в овладении элементами управленческой культуры поведения и самоуправления в сфере спортивного предпринимательства и бизнеса; овладение знаниями в области культуры управленческой деятельности.
А искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.
Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.
Глава 2. Управление физической культурой и спортом посредством целевых программ.
2.1 Управление посредством целевых программ.
Весьма эффективным инструментом управления событиями и процессами в физкультурно-спортивной сфере являются целевые программы. С помощью целевых программ государственные органы, муниципальные образования и международные спортивные организации реализуют крупномасштабные цели и проекты в среднесрочном или долгосрочном периоде.
Как правило, целевые программы представляют собой публично-правовой документ, доступный для ознакомления широким кругам общественности, в котором определяются цели программы, сроки ее реализации, источники финансирования, исполнители, способы контроля и ожидаемые результаты на каждом этапе или по завершении программы.
В сфере физической культуры и спорта обычно используется несколько типов целевых программ, которые осуществляются:
- Международным Олимпийским комитетом в области поддержки инвалидного спорта, олимпийского образования, спорта в бедных странах и т.д.;
- Международными спортивными организациями и федерациями по антидопингу, по защите окружающей среды, по пресечению шовинизма и расизма в среде болельщиков и спортсменов;
- На территории ряда стран, подписавших соответствующие международные соглашения (например, в области развития женского спорта, строительства спортсооружений и проч.);
- Отдельными государствами по особым приоритетным направлениям (например, «Молодежь и спорт», «Инвалидный спорт», «Спорт для пожилых» и т.д.);
- Областными, краевыми и муниципальными властями в рамках своих территорий. При этом целевые программы носят либо узкоспециализированный характер (т.е. предназначены для поддержки одного или нескольких направлений физкультурно-спортивной деятельности), либо системный, комплексный характер (направлены на поддержку физкультурно-спортивного движения в целом).
2.2 Типы целевых программ и их значение.
Рассмотрим более подробно каждый из типов целевых программ и приведем конкретные примеры их реализации на каждом из отмеченных нами уровней.
- Целевые программы Международного Олимпийского комитета. МОК как наиболее значительная и влиятельная спортивная организация, ведет большую работу по поддержке олимпийского движения и спорта посредством различных образовательных, пропагандистских и культурных программ. К числу таких программ относятся Программа олимпийской солидарности, Программа выпуска олимпийских памятных медалей и монет, деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и ряд других.
Программа олимпийской солидарности предусматривает финансовую помощь спортсменам из тех стран, которые не в состоянии оплатить подготовку и пребывание на Олимпиадах своих атлетов. Так, в рамках подготовки к Олимпиаде-2004 в Афинах финансовую помощь под эгидой Программы олимпийской солидарности получили свыше 900 спортсменов (287 мужчин и 652 женщины) от более, чем 140 Национальных Олимпийских комитетов. Помимо того, помощь была оказана 55 спортивным делегациям.
Эмблема Программы олимпийской солидарности.
В результате реализации Программы олимпийской солидарности на Олимпиадах расширяется представительство спортсменов из разных стран (в том числе бедных и слаборазвитых), что придает импульс к развитию спорта и ознакомлению с идеями олимпизма людей в самых отдаленных уголках земного шара.
Свои образовательные программы МОК реализует посредством Международной Олимпийской академии (МОА), которая регулярно проводит следующие мероприятия:
- организует ежегодные международные сессии, на которые направляются по одному молодому человеку и одной девушке от каждого Национального Олимпийского комитета;
- реализует специальную Олимпийскую программу занятий для аспирантов;
- проводит международные сессии для педагогов и руководителей институтов физической культуры, национальных Олимпийских академий и спортивных журналистов;
- проводит специальные сессии для организаций, присоединенных к Олимпийскому Движению (НОКов, Международных спортивных федераций, Ассоциаций тренеров, рефери и спортивных менеджеров;
- проводит специальные сессии для учреждений и организаций, косвенно связанных с Олимпийским движением, цель которых состоит в том, чтобы продвигать Олимпийские ценности;
- организует проведение конференций по спортивной науке.
2.3 Целевые программы Международных спортивных организаций.
- Целевые программы Международных спортивных федераций (МСФ). Не остаются в стороне от разработки и реализации целевых программ Международные спортивные федерации. Назначение таких целевых программ может быть самым разным и охватывать широкий круг проблем – экономических, экологических, социальных, этнических. В качестве примера приведем целевые программы таких известных спортивных федераций, как ФИФА и УЕФА.
Программа УЕФА «Футбол против расизма в Европе» (FARE) имеет целью противостоять любым формам проявления расизма или ксенофобии.
Баннер, посвященный борьбе с расизмом в сфере футбола.
Программа предусматривает ряд мер, которые следует предпринимать клубам для успешной борьбы с расизмом. Сюда входят дисциплинарные меры по отношению к игрокам или болельщикам, принимающим участие в расистских выходках. Футбольные клубы также должны предотвращать распространение литературы расистского характера на стадионах и вблизи от них. К этим же мерам можно отнести предоставление работы или услуг вне зависимости от расовой принадлежности клиента или работника, равно как и выработку общей стратегии поведения для полиции и стюардов на матчах по отношению к происшествиям расистского толка.
Президент УЕФА и директор-распорядитель этой организации обратились ко всей футбольной Европе с заявлением, призывающим претворить Программу FARE в жизнь. В частности, они заявили, что «расизм – это та проблема, на которую мы не можем закрыть глаза. Надеемся, что все части европейского футбольного сообщества смогут объединиться в борьбе против него и сделать все возможное, чтобы избавиться от расизма не только на стадионах, но и за их пределами».
Программа FARE включает в себя десять пунктов по борьбе с расизмом, которыми рекомендуется:
- Выработать и обнародовать заявление, в котором клуб решительно осуждает расизм. В нем непременно должны указываться меры, применяемые к тем, кто скандирует расистские лозунги на трибунах стадионов. Текст заявления должен быть напечатан в программке матча. Он также должен быть размещен на видном месте на стадионе.
- Публично осуждать скандирование расистских лозунгов на матчах.
- Не продавать сезонные абонементы лицам, принимавшим участие в действиях расистского характера.
- Не допускать распространения литературы расистского характера внутри и вблизи стадионов.
- Принимать дисциплинарные меры по отношению к футболистам, чьи действия можно определить как расистские.
- Связаться с другими клубами, чтобы убедиться в том, что те полностью понимают позицию клуба по отношению к расизму.
- Поощрять выработку общей стратегии поведения полиции и стюардов на матчах по отношению к поступкам расистского характера.
- В срочном порядке удалить со стадионов все надписи и рисунки расистского содержания.
- Обеспечить равные возможности предоставления работы или услуг вне зависимости от расы клиента или работника.
- Работать с другими группами или агентствами, такими, как объединения игроков, болельщиков, школьные и добровольческие организации, молодежные клубы, спонсоры, местные власти и полиция. В рамках этого сотрудничества – проводить специальные программы, имеющие своей целью полное уничтожение расизма и дискриминации во всех проявлениях.
Под эгидой ФИФА реализуется Программа Справедливой Игры (Fair Play Campaign).
Эмблемы программы ФИФА Fair Play Campaign (FPC).
Программа FPC, осуществляемая ФИФА – это гораздо больший комплекс мероприятий, чем просто продвижение справедливой игры в течение соревнований. Программа имеет целью улучшить спортивную окружающую среду для всех лиц, прямо или косвенно связанных с футболом. «Как высший орган мирового футбола, ФИФА отвечает открыто на вызовы современности. Как организация с мировым статусом и авторитетом, ФИФА призывает всю мировую общественность использовать выдающуюся роль спорта, и особенно футбола, как средства доставки ясных и позитивных идеалов для всех народов мира, а также ликвидации недостатков, подрывающих общественное устройство». Эти слова президента ФИФА Й.Блаттера недвусмысленно иллюстрируют обязательства ФИФА по Программе FPC как далеко идущей концепции социальной ответственности.