Файл: Описательное исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор в диссертации указывает, что исследование продолжалось три года с 2014 по 2017 год в дошкольных отделениях ЗелАО г. Москвы ГБОУ «Школа №852» в подразделениях № 1–4, и в других учреждениях города. Автор указывает, что состав дошкольных инклюзивных групп представлен детьми с нормативным развитием и детьми с различной степенью нарушения зрения (слабовидящие, тяжелые и/или сочетанные формы амблиопии, косоглазия и др.), имеющими направление от ПМПК и статус ребенка с ОВЗ. Это является дополнительной информацией в соответствии с темой и задачами исследования.

Описательное исследование:

Корреляционное исследование: Для отслеживания динамики СПА, была разработана Матрица на принципах математической оценки и обработки базы данных. С ее помощью выделены уровни успешности прохождения процесса адаптации по совокупности показателей отдельных параметров. Мера их выраженности позволяет говорить об особенностях уровневой репрезентации социально-психологической адаптации в индивидуальном и групповом вариантах.

Эксперементальное исследование: С целью получения информации о специфике процесса социально-психологической адаптации в инклюзивных группах проведено социометрическое исследование, во время которого исследовались взаимовыборы среди воспитанников дошкольных групп с инклюзивным компонентом при помощи методики «Секрет» (Т. А. Репина). Результаты позволили оценить количество взаимовыборов детей, характеризующие степень принятия и понимания другого человека, являющиеся косвенным признаком адекватности процесса социально-психологической адаптации.

- этапы исследования.

Теоретический этап исследования (2014 – 2015 гг.) На этом этапе изучалась степень разработанности проблемы, анализировались теоретические понятия, подбирался методологический аппарат исследования с учетом, осуществлялось структурирование теоретического материала, был осуществлен выбор диагностического инструментария, определена структура исследования и принципы формирования экспериментальной и контрольной выборки.

Констатирующий этап исследования (2015 – 2016 гг.) Этап включал проведение диагностических исследований в экспериментальных и контрольных группах дошкольников
, родителей и педагогов, с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации дошкольников, ее динамики и степени влияния на нее родителей и педагогов. Полученные на этом этапе результаты позволили разработать многокомпонентную коррекционно-развивающую психолого-педагогическую программу для детей, родителей и педагогов «Оптимизация социально-психологической адаптации дошкольников в условиях инклюзивной группы (с включением детей с нарушениями зрения)».

Формирующий этап исследования (2015 – 2017 гг.) На данном этапе реализовывалась многокомпонентная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа с целью оптимизации социальнопсихологической адаптации дошкольников, в которой задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса инклюзивных групп.

Контрольный этап исследования (2016 – 2017 гг.) Этап включал диагностику всех исследуемых параметров социально-психологической адаптации детей, родителей и педагогов после реализации мероприятий многокомпонентной коррекционно-развивающей программы с целью сбора данных для оценки эффективности программы.

Аналитический этап исследования (2015 – 2017 гг.) На этом этапе проводился анализ показателей, полученных в процессе исследования, интерпретировались полученные результаты, формулировались выводы.

-

Проанализировав выборку испытуемых в исследовании, видно что в исследование были включены дети из вновь организованных инклюзивных (дети с нормативным развитием и дети с нарушениями зрения), коррекционных (дети с нарушениями зрения) и общеобразовательных групп дошкольных учебных заведений, их родители и педагоги инклюзивных групп. Поскольку формирование групп после реструктуризации проходило синхронно, дети оказались в равных условиях и на одной стадии адаптационного процесса. Это говорит о соблюдении требования репрезентативности.

Автор приводит существенные для исследования сведения :

Исследование социально-психологической адаптации старших дошкольников в инклюзивной группе проводилось на протяжении трех лет. Первый год включал в себя теоретический этап в процессе которого был проведен анализ теоретических концепций; определен объем и состав выборки

; подобран диагностический инструментарий с учетом наличия среди респондентов дошкольников с нарушениями зрения; запланированы все этапы основного исследования. Во второй год были сформированы контрольная и экспериментальная выборка, полностью проведены все этапы исследования. В третий год были повторно проведены все этапы эмпирического исследования. Это было продиктовано необходимостью проверки эффективности коррекционно-развивающей программы.

Группа Д1. Дети с нарушением зрения, посещающие инклюзивную группу – 58 детей. Часть детей впоследствии приняла участие в коррекционно-развивающей программе (Группа Д1а – 30 детей). Остальные дети составили для них контрольную группу (Группа Д1б – 28 детей).

Группа Д2. Дети с нормативным зрением, посещающие инклюзивную группу – 82 ребенка. Часть детей впоследствии приняли участие в коррекционноразвивающей программе (Группа Д2а – 40 детей). Остальные дети составили для них контрольную группу (Группа Д2б, 42 ребенка).

Группа Д3. Дети имеющие нарушения зрения, посещающие коррекционную группу – 61 ребенок.

Группа Д4. Дети с нормативным зрением, посещающие общеобразовательную группу – 116 детей.

Группа Р1. Родители детей, имеющих нарушения зрения, посещающих инклюзивную группу – 58 человек. Часть родителей приняла участие в коррекционно-развивающей программе (Группа Д1а – 30 человек). Остальные родители составили для них контрольную группу (Группа Д1б – 28 человек).

Группа Р2. Родители детей с нормативным зрением, посещающих инклюзивную группу – 82 человека. Часть родителей приняла участие в коррекционноразвивающей программе (Группа Р2а – 40 человек). Остальные родители составили для них контрольную группу (Группа Р2б – 42 человека).

Группа Р3. Родители детей, имеющих нарушения зрения, посещающих коррекционную группу – 61 человек. Группа Р4. Родители детей с нормативным зрением, посещающих общеобразовательную группу – 116 человек.

Педагоги, работающие в инклюзивных группах, – 24 человека, из них половина педагогов приняли участие в коррекционно-развивающей программе, остальные составили для них контрольную группу.

В экспериментальной работе приняли участие 658 человек, включая 317 старших дошкольников с нормативным зрением и с нарушениями зрения, а также их родители и педагоги, работающие в инклюзивных дошкольных группах.