Файл: Урок литературы в 8 классе. Тема. Гуманистический смысл повести Н. В. Гоголя Шинель. Тип урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 8 классе.
Тема. Гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Тип урока: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения.

Форма урока: урок – размышление.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, кроссворд, слова для лексической работы, презентация к уроку, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Башмачкин у значительного лица» из кинофильма «Шинель», эпиграфы, смайлики, карточки «Мои достижения».

Цели и задачи урока:

  • раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

  • проследить раскрытие темы «маленького человека» в русской литературе;

  • выявить гуманистический смысл повести;

  • развивать навык анализа текста;

  • выяснить авторское отношение к герою;

  • работа с литературоведческими понятиями «портрет», «деталь», «говорящая фамилия» и др.;

  • развитие навыков монологической речи;

  • пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками;

  • воспитание любви и уважения к личности человека.

Направленность на планируемые результаты обучения:

- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
- формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.

Ход урока

Эпиграф к уроку: 

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите;

он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г. Чернышевский.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мне хотелось бы наш урок сегодня начать словами А.П. Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и своим стуком напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях».
Такими молоточками приходят к читателю произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Платонова. Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В. Гоголя «Шинель» 
- «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению А. Герцена.
Сегодня мы будем работать над повестью Н.В. Гоголя «Шинель», а в заключении вы сами сформулируете тему нашего урока и озвучите вопросы, понятия, которые мы с вами затронем. Откройте рабочие тетради и запишите число, а для темы урока оставьте строчку.

Дома вы прочитали произведение и выполнили задания.У вас на столах лежат карточки «Мои достижения», в них вы будите выполнять задания и оценивать свою работу. Первая строчка «Готовность к уроку», поставьте себе оценку. Поднимите руку, кто готов на «5», «4», «3».

2. Сейчас мы послушаем сообщение об истории создания повести Гоголя.

- Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

           История создания произведения.

Давным-давно в городе Петербурге жил бедный чиновник. Больше всего на свете он любил птичью охоту и самой сокровенной его мечтой было купить хорошее ружье работы знаменитого парижского мастера Лепажа. Но ружье это стоило двести рублей ассигнациями — сумма для небогатого чиновника совершенно несметная.

Все-таки он скопил эту сумму. Скопил с колоссальном трудом, отказывая себе в самом необходимом, перегружая себя сверхурочной работой. И, купив ружье, счастливый, отправился в маленькой лодке охотиться на финский залив. Драгоценное ружье лежало на носу лодки, а он сам находился в таком самозабвении, что не заметил, как густой тростник стянул ружье в воду и оно утонуло.

Потеря ружья произвела на чиновника такое страшное действие, что он слег и чуть было не умер. От смерти его спасли товарищи, которые, узнав про его беду, собрали ему двести рублей.

История эта как-то была рассказана в одной компании, и все, слушая ее, дружно смеялись. Не рассмеялся только один из присутствующих. Это был Николай Васильевич Гоголь. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».

Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.

-А что такое анекдот?(Случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания)

- Вы видите теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота», но зерно его, конечно, сохранилось.



- «Маленький человек» в русской литературе.

В повести «Шинель» Гоголь поднимает социальные и нравственно-философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича.

С другой стороны, Гоголя обращается ко всему человечеству с призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Проблемы, которые автор поднимает в своём произведении:

1. Проблема «маленького человека» как личности.

2. Проблема отношения государства к простым людям.

3. Проблема сострадательного отношения к герою повести.

- Какова главная тема повести «Шинель»?
(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема «маленького человека».)
- Да, герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу под именем «маленького человека». Как  вы понимаете это словосочетание? Запишите.
(Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный).

- В каких произведениях мы встречались с темой «маленького человека»? 

В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века. Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. В творчестве А.С. Пушкина (Самсон Вырин теряет дочь Дуню в «Станционном смотрителе» бедный Евгений теряет возлюбленную в «Медном всаднике»), Акакий Акакиевич — шинель. Н.В. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

- Какова основная мысль произведения?

Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,
никому не дорогое, ни для кого не интересное»

- Сюжет произведения?

(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).


Завязка


возникновение идеи сшить новую шинель или
починить старую;


Развитие действия

- походы Башмачки на к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта»;

Кульминация

кража новой шинели;


Развязка

безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней;


Эпилог

- фантастическая история о призраке чиновника,
который ищет свою шинель.


- Композиция

Повесть состоит из двух частей:

история с шинелью

«фантастическое окончание»

Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет.
Мир Акакия Акакиевича — это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как
верить, так и не верить

Сказовая манера придает «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику». «В “Шинели” сказ этот
стилизован под особого рода небрежную, наивную болтовню» (Б. М. Эйхенбаум «Как сделана “Шинель” Гоголя»)

  1. Анализ произведения.

- Давайте подробнее познакомимся с главным героем повести.
- Кто он?
 (Башмачкин Акакий Акакиевич).
Запишем в тетради.

Как было дано имя герою? (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца «Акакий» – не делающий зла, незлобивый, невинный) Пометьте в тетрадях , что означает имя героя.
- Каждое имя несёт определённый смысл. Подумайте: случаен ли выбор имени героя? (Герой повести при рождении получил неблагозвучное, странное даже для того времени имя. Его назвали так же, как звали отца. И это символично. По народному представлению, имя – это судьба. Сын является продолжателем доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника. Когда ребенка окрестили, он
заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярным советником).
-Обратите внимание: Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы.


- А о чём говорит фамилия «Башмачкин»? (Фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском. Герой повести даже не “Башмаков”, в фамилии Башмачкин нет солидности, силы, твёрдости характера, кажется, что человек, наделенный такой фамилией, какой -то мягкий, маленький, беззащитный).

2. Элемент драматической постановки

Итак, портрет Акакия Акакиевича? (Башмачкин низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и бледным или серым цветом лица. Акакий Акакиевич тихий, незаметный, никому не мешающий, любящий свое дело чиновник)

-Пометьте в тетрадях черты характера главного героя.

3. -В каком департаменте служил Башмачкин?
Слово из пяти букв. (одном). 
– Словарная работа) - Обратите внимание:Департамент - подразделение министерства или Главного управления.

Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника (Мы читаем в повести: “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.)
-
Обратите внимание на экран.Статский (штатский) — высший гражданский чин.

Что могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники? (награды)

-Найдите в тексте строки об этом и прочитайте. В чем смысл этих строк?

(Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, попал бы в статские советники, но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлице да нажил геморрой в поясницу.
Гоголь вновь обращает внимание на несправедливое отношение к маленькому человеку, который не умеет за себя постоять и по натуре своей не честолюбив