Файл: Урок литературы в 8 классе. Тема. Гуманистический смысл повести Н. В. Гоголя Шинель. Тип урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
).
- Каков быт Акакия Акакиевича? (Одежда, еда с мухами).
- Назовите место действия в повести? (Петербург)
- Да, Петербург, город-символ, равнодушный к человеку.Что мы узнали о нем в повести?
Петербург – губитель душ, город, где процветает пошлость. Петербург является полноправным героем повести, миром чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема “маленького человека” родилась в Петербурге. Именно петербургский климат ускорил смерть героя. Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий).
- Это насекомое в повести упоминается дважды (муха, с ней сравнивается главный герой)
- В чем смысл этого сравнения? Где мы впервые с ним встречаемся?
(Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку» в департаменте, где он служил: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.)
- Обратите внимание на 2 слова – уважение и сторожа. Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом.
- Как считаете, только ли это характеристика героя?
(Нет, это скорее всего характеристика его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство
поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать)
А каков Башмачкин на службе?
(Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать».)
- Какие качества героя автор дает крупным планом? (Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)
Запишем в тетрадях: Качества А.А. Башмачкина
1. Положительные: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение.
2. Отрицательные: ограниченность, скудность интересов, неспособность мыслить, косноязычие.
(Несмотря на то, что все плохо к нему относились, меня поразила человечность Акакия Акакиевича, которая проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже забывал о том, что нужно позаботиться о личном уюте и о пище. Он не виноват в том, что его труд бесплоден, в этом повинна бюрократическая система).
4. Выразительное чтение эпизода о молодом чиновнике.
- Найдем в тексте эпизод о молодом чиновнике и прочитаем.
(Башмачкин произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему.
Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей).
- Какую роль в повести играет этот эпизод? К какому выводу мы приходим?
(Автор показывает, чтомолодой чиновник проникся жалостью к Башмачкину.Значит в изображении Гоголя Акакий Акакиевич хотя и выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется над ним, а вызывает сострадание к герою как к обездоленному и униженному человеку).
- Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как …(наш северный мороз»);
-Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
(приобретение новой шинели)
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести? (Конечно, необходимость, так как «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновников»
)
- «подруга жизни Башмачкина» (шинель)
- Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире)
Записи в тетрадях: Старая шинель- капот, серпянка;
Новая шинель – вечная идея, подруга жизни, светлый гость.
- Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
- От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
(Забота о новой шинели связана с большим материальным напряжением, герою пришлось голодать 2-3 месяца. Акакий Акакиевич перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели? (Скудная духовная жизни Акакия Акакиевича наполнилась новым содержанием. Существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, какчеловек, имеющий определенную цель в жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. Но и это подчеркивает всю трудность для обезличенного чиновника проявить свою самостоятельность).
- И вот шинель готова. Какие перемены вносит появление новой шинели в жизнь героя?(статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам, его даже приглашают на вечеринку по поводу его новой шинели)
- Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы в жизни Башмачкина - воровство шинели; апатичный и всегда робкий Акакий Акакиевич переживает здесь сильное потрясение. Он очень меняется: мчится, возмущается, причина его оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение)
-Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Башмачкин у Значительного лица», в котором Акакий Акакиевич пытаться возразить что-то Значительному лицу, при этом донести свою боль и достучаться до его души. (видеофрагмент с 1ч.50 сек+3мин.21сек, до 1ч 4мин.11сек. в роли Башмачкина Ролан Быков,1959г., постановка Алексея Баталова)
- Легко ли быть просителем? Вам нравится о чем-либо просить близких, знакомых?
- Почему у Значительного лица нет ни имени, ни фамилии?(Значительное лицо такой же винтик, как и Акакий Акакиевич, только на другой ступеньке) - Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом.
Расскажите о встрече Акакия Акакиевича со значительным лицом.
Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».
Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов: «...его вынесли почти без движения».
После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Чем отличается смех автора?
(Существует мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений - это юмор. А у Гоголя мы видим скрытую насмешку, это тоже один из видов юмора, но с чувством грусти, сожаления – это ирония).
- Вид юмора, скрытая насмешка, смех с чувством грусти, сожаления - это ирония.
- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Второй раз мы встречаем сравнение героя с мухой в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Особый драматизм этой ситуации заключается в том, чтоникто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).
Что плохого сделал Акакий Акакиевич окружающим? Почему к нему так относились люди?
(Он не мог постоять за себя. Не мог нагрубить. Люди поняли что с ним можно не считаться и если одному Акакий Акакиевич позволил так разговаривать если не нагрубил в ответ то и другие просто решили что и им можно так разговаривать так относиться к этому человеку.)
- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не дает утешительной развязки, не успокаивает совесть читателя, выбирая фантастическую форму.
И эта фантастичность своей таинственностью усиливает гуманистическую идею повести.)
- Ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: гуманизм.
-Как вы понимаете значение этого слова? – (человеколюбие).
Значит страницы повести Гоголя пробуждают в читателе чувство любви к людям. Именно поэтому в каждом персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества.
- Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт "маленького человека " становится главной темой повести. История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему.
«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе.
Трагическое движение темы трех циклов замкнулось...
Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно - кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более
взволнованным призывом к его ниспровержению...
4. Этап закрепления новых знаний.
- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
(Жалости, сострадания).
- Значит, души у вас живые, и отчасти в этом заслуга и Гоголя. Он помог нам уйти от равнодушия.
- Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Акакия Акакиевича?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
- Чему учит Гоголь? (Писатель учит человеколюбию.
Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки).
- Каков быт Акакия Акакиевича? (Одежда, еда с мухами).
- Назовите место действия в повести? (Петербург)
- Да, Петербург, город-символ, равнодушный к человеку.Что мы узнали о нем в повести?
Петербург – губитель душ, город, где процветает пошлость. Петербург является полноправным героем повести, миром чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема “маленького человека” родилась в Петербурге. Именно петербургский климат ускорил смерть героя. Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий).
- Это насекомое в повести упоминается дважды (муха, с ней сравнивается главный герой)
- В чем смысл этого сравнения? Где мы впервые с ним встречаемся?
(Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку» в департаменте, где он служил: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Этим сравнением Гоголь подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, а существо низшее, вроде насекомого.)
- Обратите внимание на 2 слова – уважение и сторожа. Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом.
- Как считаете, только ли это характеристика героя?
(Нет, это скорее всего характеристика его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали про него истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека. Начальство
поступало с ним холодно-деспотически, прямо под нос совало ему бумаги, не сказав даже, что нужно переписать)
А каков Башмачкин на службе?
(Башмачкин вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Мы читаем, что Акакий Акакиевич «ничего не видел, кроме строчек», «не придавался никакому развлечению», «он давно разучился думать».)
- Какие качества героя автор дает крупным планом? (Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия, также автор показывает кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)
Запишем в тетрадях: Качества А.А. Башмачкина
1. Положительные: кротость, душевное незлобие, безропотное терпение.
2. Отрицательные: ограниченность, скудность интересов, неспособность мыслить, косноязычие.
-
Словарная работа. Объяснить значение слов.
Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи. -
Скудный- недостаточный, убогий (в 1 знач.). Скудные средства. Скудная степная растительность. Скудно (нареч.) обставленная комната.
-Что вас удивило в характере главного героя?
(Несмотря на то, что все плохо к нему относились, меня поразила человечность Акакия Акакиевича, которая проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбии, сознании служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже забывал о том, что нужно позаботиться о личном уюте и о пище. Он не виноват в том, что его труд бесплоден, в этом повинна бюрократическая система).
4. Выразительное чтение эпизода о молодом чиновнике.
- Найдем в тексте эпизод о молодом чиновнике и прочитаем.
(Башмачкин произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему.
Много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей).
- Какую роль в повести играет этот эпизод? К какому выводу мы приходим?
(Автор показывает, чтомолодой чиновник проникся жалостью к Башмачкину.Значит в изображении Гоголя Акакий Акакиевич хотя и выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется над ним, а вызывает сострадание к герою как к обездоленному и униженному человеку).
- Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как …(наш северный мороз»);
-Какое событие нарушило привычную жизнь Башмачкина?
(приобретение новой шинели)
- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести? (Конечно, необходимость, так как «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновников»
)
- «подруга жизни Башмачкина» (шинель)
- Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость. Башмачкин видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире)
Записи в тетрадях: Старая шинель- капот, серпянка;
Новая шинель – вечная идея, подруга жизни, светлый гость.
- Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
- От чего пришлось отказаться Акакию Акакиевичу ради покупки новой шинели?»
(Забота о новой шинели связана с большим материальным напряжением, герою пришлось голодать 2-3 месяца. Акакий Акакиевич перестал пить чай; идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы»; приходя домой, сразу снимал белье и сидел в ветхом халате)
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели? (Скудная духовная жизни Акакия Акакиевича наполнилась новым содержанием. Существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое: он стал живее и тверже характером, какчеловек, имеющий определенную цель в жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голове мелькали дерзкие и отважные мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу. Но и это подчеркивает всю трудность для обезличенного чиновника проявить свою самостоятельность).
- И вот шинель готова. Какие перемены вносит появление новой шинели в жизнь героя?(статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам, его даже приглашают на вечеринку по поводу его новой шинели)
- Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы в жизни Башмачкина - воровство шинели; апатичный и всегда робкий Акакий Акакиевич переживает здесь сильное потрясение. Он очень меняется: мчится, возмущается, причина его оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение)
-Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Башмачкин у Значительного лица», в котором Акакий Акакиевич пытаться возразить что-то Значительному лицу, при этом донести свою боль и достучаться до его души. (видеофрагмент с 1ч.50 сек+3мин.21сек, до 1ч 4мин.11сек. в роли Башмачкина Ролан Быков,1959г., постановка Алексея Баталова)
- Легко ли быть просителем? Вам нравится о чем-либо просить близких, знакомых?
- Почему у Значительного лица нет ни имени, ни фамилии?(Значительное лицо такой же винтик, как и Акакий Акакиевич, только на другой ступеньке) - Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом.
Расскажите о встрече Акакия Акакиевича со значительным лицом.
Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внимание читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».
Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов: «...его вынесли почти без движения».
После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не видел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Чем отличается смех автора?
(Существует мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений - это юмор. А у Гоголя мы видим скрытую насмешку, это тоже один из видов юмора, но с чувством грусти, сожаления – это ирония).
- Вид юмора, скрытая насмешка, смех с чувством грусти, сожаления - это ирония.
- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?
(Второй раз мы встречаем сравнение героя с мухой в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Особый драматизм этой ситуации заключается в том, чтоникто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).
Что плохого сделал Акакий Акакиевич окружающим? Почему к нему так относились люди?
(Он не мог постоять за себя. Не мог нагрубить. Люди поняли что с ним можно не считаться и если одному Акакий Акакиевич позволил так разговаривать если не нагрубил в ответ то и другие просто решили что и им можно так разговаривать так относиться к этому человеку.)
- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?
(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не дает утешительной развязки, не успокаивает совесть читателя, выбирая фантастическую форму.
И эта фантастичность своей таинственностью усиливает гуманистическую идею повести.)
- Ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: гуманизм.
-Как вы понимаете значение этого слова? – (человеколюбие).
Значит страницы повести Гоголя пробуждают в читателе чувство любви к людям. Именно поэтому в каждом персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества.
- Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт "маленького человека " становится главной темой повести. История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему.
«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их, как итог всех циклов вместе.
Трагическое движение темы трех циклов замкнулось...
Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно - кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более
взволнованным призывом к его ниспровержению...
4. Этап закрепления новых знаний.
- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
(Жалости, сострадания).
- Значит, души у вас живые, и отчасти в этом заслуга и Гоголя. Он помог нам уйти от равнодушия.
- Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Акакия Акакиевича?
- Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?
- Чему учит Гоголь? (Писатель учит человеколюбию.
Н.В. Гоголь напомнил читателям, которые привыкли восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки).