Файл: Президентская республика как современная форма правления государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава государства - это официальное лицо или орган, который занимает высшую позицию в государственной иерархии. Президент, в свою очередь, является физическим лицом, занимающим должность главы государства и обладающим президентской властью. Таким образом, президентство - это институт, а президент - это должностное лицо, занимающее эту должность. В различных странах существуют различные модели института президента, но обычно президентом называется выборный глава государства в республиканской форме правления. Глава государства и президент считаются равными понятиями10.
Президент - это выборный глава государства, который может быть избран разными способами. В отличие от монарха, власть президента не передается по наследству. Роль президента определяется основными законами государства, такими как конституции или уставы. Например, в России полномочия президента указаны в статье 80 Конституции РФ, которая гласит, что президент является главой государства. В России президент не входит ни в одну из ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную), но стоит выше них и контролирует их деятельность. Таким образом, президент представляет собой отдельный орган власти.
В президентской республике президент играет значимую роль в системе государственных органов, в его руках сосредотачивается полномочия как главы государства, так и как главы правительства. Также президентскую республику называют дуалистической, тем самым подчеркивая, что вся полнота исполнительной власти состоит у президента, а законодательная у парламента.
Можно выделить несколько основных признаков, которые характерны для президентской республики:
1. Президент вправе наложить вето на законы, которые принимаются парламентом;
2. Главнокомандующим вооруженными силами в стране является президент;
3. Президент избирается в результате референдума или коллегиями выборщиков;
4. Президент формирует правительство, отстраняет или перемещает от должности его членов11.
В президентских республиках существует явное разделение властей по предметной компетенции. В таких государствах президент обладает обширными полномочиями, но при этом контроль над его работой со стороны представительского органа относителен. В конституции президентских республик обычно придерживаются принципа демократизма, так как главу государства выбирают все граждане, что позволяет им влиять на процедуру определения того, кто будет определять их будущее.
Несмотря на обширные полномочия президента, такая форма правления не является тоталитарной, а основана на принципах демократии12.
Исполнительная власть в государствах имеет большое влияние на жизнь общества. В демократических странах каждая ветвь власти следит за другой. Но в президентских республиках глава государства практически полностью контролирует исполнительную власть, и может назначать и отстранять от должности министров, а также влиять на их деятельность13. Однако в некоторых странах парламент может оказывать влияние на исполнительную власть и контролировать ее деятельность. Таким образом, принципы демократии требуют взаимной ответственности и контроля между различными ветвями власти14.
Если же будет присутствовать такая черта, как назначение членов правительства с согласованностью парламента, то нельзя будет говорить о том, что это строго президентская республика. Это уже будет смешанной формой правления15.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в президентской республике глава государства имеет достаточно обширные права и обязанности, а другие институты только лишь сдерживают и контролируют его.
Таким образом, президентская республика - это форма государственного устройства, где глава государства - президент, имеет значительные полномочия и контролирует работу исполнительной власти. Его выбирают все граждане страны, что обеспечивает демократичность этой формы правления. Отличительными признаками президентской республики являются сильная позиция президента, строгое разделение властей и принцип демократии. Каждый из этих элементов играет важную роль в создании стабильного и эффективного правительства в президентской республике.
1.3. «Суперпрезидентские» республики как разновидность президентских республик
«Суперпрезидентская» республика - это особая форма республиканского правления, при которой власть сосредоточена в руках президента, который является главой государства, лидером правящей партии и контролирует исполнительную власть. Такая разновидность республики также может быть названа монократической. В таких государствах президент обладает неограниченными полномочиями, что может привести к тоталитаризму и нарушению принципов демократии. Некоторые примеры суперпрезидентских республик включают Казахстан и Узбекистан
16.
Суперпрезидентские республики являются разновидностью президентских республик, которые характеризуются еще большей концентрацией полномочий в руках президента. В таких государствах глава государства обладает чрезвычайно широкими полномочиями, позволяющими ему контролировать все ветви власти, в том числе законодательную и судебную. Это часто приводит к недостатку системы разделения властей, а также возможному нарушению принципов демократии и государственного права17.
Примером суперпрезидентской республики может служить Российская Федерация, где президент обладает широкими полномочиями в области управления и контроля. В таких государствах часто возникают проблемы с балансом власти и нарушением прав граждан.
Тем не менее, существует мнение, что суперпрезидентские республики могут быть эффективными в условиях политической нестабильности и экономического кризиса. В любом случае, важно, чтобы полномочия президента не противоречили принципам демократии и государственного права, а его власть была контролируема и ограничена системой разделения властей18.
В суперпрезидентских республиках президент обладает еще большими полномочиями и влиянием на государственные процессы, чем в обычных президентских республиках. Это может быть связано с наличием кризисных ситуаций, например, военных конфликтов или экономических кризисов, которые требуют быстрого и эффективного реагирования со стороны главы государства.
Однако суперпрезидентская республика также может стать причиной возникновения авторитарного режима, если президент использует свои полномочия для подавления оппозиции и ограничения прав граждан. Поэтому важно, чтобы конституция и другие законы государства устанавливали четкие рамки для действий президента и гарантировали защиту прав и свобод граждан.
Таким образом, суперпрезидентские республики могут быть эффективным способом управления государством в сложных ситуациях, но при этом требуют внимательного контроля и балансирования власти между различными институтами государственной власти, чтобы избежать угрозы авторитаризма19.
Из-за особой роли президента в правлении государством, некоторые страны Латинской Америки стали называться суперпрезидентскими республиками. Однако в последнее время такие республики появились и в Азии и Африке, где президенты обладают еще большей властью. В этих странах президенты являются главами единственной легальной, провозглашенной конституцией силой в обществе и государстве. Они создают официально провозглашенную обязательную идеологию, и являются главными идеологами страны
20. Многие из таких лидеров (например, в Заире, Тунисе, Уганде, Экваториальной Гвинее и др.) провозглашаются пожизненными президентами. В результате, возникает форма президентского абсолютизма, называемая президентско-монократической республикой21.
Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:
1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).
2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).
3. Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.
4. Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.
5. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима. Выборы президента, если и проводятся, то носят ритуальный характер.
6. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота.
7. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).
8. Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента22.
В заключении можно отметить, что суперпрезидентские республики представляют собой разновидность президентских республик, характеризующихся очень высоким уровнем власти и контроля со стороны президента. Они отличаются от других президентских республик тем, что президент обладает не только значительными полномочиями, но и практически абсолютной властью, что может приводить к недемократическим процессам и ограничению прав и свобод граждан.
Такие государства могут быть устойчивыми и эффективными в условиях политической и экономической нестабильности, однако возможен риск злоупотребления властью и коррупции. В любом случае, президентская республика, будь она суперпрезидентской или нет, должна соблюдать демократические принципы и уважать права и свободы своих граждан, чтобы обеспечить стабильность и благосостояние в своей стране
23.