Файл: Т. Л. Лях предлагает перечень качеств личности потенциального волонтера, необходимых для эффективного выполнения задач психологопедагогическая компетентность, включающая в себя ответственность и самодисци.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.1 Волонтерство: дефиниции, подходы к исследованию

В современном информационном пространстве все чаще поднимается тема о развитии волонтерства в городах, в стране, в мире. Все больше говорят и пишут о тех масштабах, которые охватывает это явление, о той пользе, которую несет данное социальное движение человеческому обществу. Становится понятным, что за каждым таким официальным и неофициальным признанием стоит определенное понимание значимости волонтерства, несмотря на специфические отличия в содержании и характере его развития. С целью анализа заявленной в названии социологической проблемы мы обратимся к истокам самого понятия «волонтерство».

Волонтерская деятельность отличается от других видов

деятельности тем, что не выдвигает высоких требований к профессиональной подготовке человека или наличию опыта, однако требует особых личностных качеств. Волонтер должен иметь определенные умения и навыки, в частности такие, как умение определять потребности людей и быть готовым предоставлять различные виды помощи тем, кто оказался в кризисной ситуации, не допуская

эмоционального выгорания. Чтобы раскрыть сущность волонтерской деятельности, необходимо, как нам кажется, обратить внимание на то, как ее воспринимают сами волонтеры.

Волонтерство не выдвигает высоких требований к профессиональной

подготовке, важными являются именно особенности личности, т. к. часто поставленные задачи необходимо выполнять в экстремальных условиях или в ситуациях с ограниченным временем на

принятие решений. Соответствие таким критериям способствует эффективному и результативному выполнению заданий и, как следствие, достижению цели.

Т.Л. Лях предлагает перечень качеств личности потенциального волонтера, необходимых для эффективного выполнения задач:

– психолого-педагогическая компетентность, включающая в себя ответственность и само-дисциплину;

– заинтересованность в реализации волонтерской деятельности и в положительных результатах работы;

– ценностная основа деятельности, состоящая из таких ценностей, как гуманность, справедливость, конфиденциальность, бескорыстие и честность;

– дифференцированное применение коммуникативных навыков;

– наличие черт личности, которые вызывают доверие со стороны лиц, принимающих помощь

Однако этим критериям формально удовлетворяет большой диапазон различных ситуаций. Исходя из этих критериев, волонтером может себя считать и человек, помогающий другу/родственнику/коллеге по работе, и человек, бесплатно выступающий с лекцией перед одноклассниками сына, и человек, регулярно организующий праздники для онкобольных.

Кросс-культурное исследование, посвященное общественному восприятию того, кого люди называют волонтером, выявило, что в разных странах существуют схожие

мнения: волонтер не получает явного и неявного вознаграждения, его деятельность требует значительного времени и усилий и приносит пользу другим. Предложенная авторами концепция «чистых затрат» хорошо соотносится с тем, как люди воспринимают человека и определяют, является ли он волонтером. Чистые затраты волонтера определяются по формуле: «общие затраты на волонтерскую деятельность» минус «общие выгоды для волонтера от этой деятельности». К основным затратам волонтера относят время и прикладываемые усилия. К выгодам волонтера относят явные вознаграждения, а также улучшение социального статуса и социальных возможностей, увеличение возможностей получения дохода в будущем,

социальные взаимодействия и досуговую активность, чувство удовлетворенности от работы, которая кому-то помогает, улучшение самоощущения

В исследованиях социологов разного направления методология волонтерства рассмот-

рена сквозь призму различных подходов.

Анализ научной литературы, посвященной изучению феномена волонтерства, выявил разнообразие научных подходов, разработанных в категориях социологических наук. В статье мы рассмотрим социетальный, социально-экономический, социокультурный, институциональный и общностный подходы.

Социетальный подход изучает «социум в контексте трехсекторного подхода». Волонтерский труд тесно связан с независимым общественным сектором, состоящим из институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, следует их ценностям свободы, альтруизма, взаимопомощи,самореализации, характеризуется такими качествами, как духовность и морально-положительная направленность.

Производимые благодаря волонтерскому участию в деятельности некоммерческих организаций услуги трактуются как социально значимые блага, производство и потребление которых сопряжено со значительными внешними эффектами. М.В. Певная выделяет следующие основные направления их деятельности: помощь людям, нуждающимся в чужой помощи; помощь в

организации культурных и спортивных мероприятий; профессиональная помощь (правовая, психологическая, бухгалтерская и т. д.); помощь сотрудникам НКО; помощь в проведении предвыборных кампаний, политических акций; помощь в экологических проектах; охрана общественного порядка; помощь бездомным животным; поиск пропавших людей; помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Социально-экономический подход. Прагматический подход к волонтерству проявляется у социологов-экономистов. Экономический подход заключается в оценке социально-экономической выгоды для государства, общества, общности, индивида.

А.М. Зинатулин и Л.А. Карасева сформулировали принципы экономико-теоретического ана-лиза волонтерства для получения точной оценки социально-экономических и финансовых основ добровольческой деятельности, формулирования институциональных направлений координации и поддержки добровольчества. Хотя волонтерская деятельность является безвозмездной, социально-экономическая оценка выявляет степень развития волонтерства в городе, регионе, стране.

Для анализа данного подхода вначале необходимо убедить общество в полезности добровольческой помощи и что она «вносит значительный вклад в развитие города, региона, страны», затем оценивать волонтерский труд по следующим показателям: время, затраченное волонтером на оказание помощи, и результативность проделанной работы, а не только проекта. Авторы предлагают открыто информировать общество о проделанной волонтерской работе, что будет мотивировать население к участию в добровольчестве и способствовать популяризации волонтерства в целом.

Социокультурный подход. Социологический подход нацелен на исследование волонтерства как неотъемлемой части общественной системы, его влияния на социум или наоборот путем анализа общественного мнения относительно добровольчества и оценки отношения добровольцев к своей деятельности.Социологическое знание позволяет изучить волонтерство с разных аспектов, анализировать его комплексно

как социальный институт, социальную общность.

Социокультурный подход обоснован Е.А. Луговой при анализе волонтерства в социокультурном пространстве. Она выделяет системный, структурно-функциональный, культурологический и социологический подходы.

М.Н. Балянян, исследовав социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи, пришла к выводу, что для успешной социализации молодого поколения может подойти добровольчество как социальное предпринимательство.

По результатам исследования А.А. Барсамовой и ее коллег, «важная для развития добровольчества характеристика социального контекста – это масштабы и формы помогающего поведения в социуме». Помогающее поведение связано с выбором помогающей профессии для самоутверждения человека в жизни. Люди, выбравшие помогающие профессии, относятся к профессиональным волонтерам. К волонтерской деятельности каждый человек подходит с индивидуальным набором мотиваций: внешних и внутренних.

Институциональный подход. Институциональный подход к изучению волонтерства позволяет проследить развитие добровольчества в определенных социальных, культурных, исторических условиях, трансформацию самоорганизации людей, влияние волонтерства на социализацию, профессионализацию, становление личности, общества. Данный подход определяет виды и способы целенаправленного влияния и регулирования социальных связей и взаимодействий в рамках системы волонтерства, действующих и результативных в определенных социально-исторических условиях.

Н.А. Скобелина исследует институционализацию общественных движений с помощью неоинституционального подхода. Данный подход известен в социологической науке с 1960– 1970-х гг. Предметом исследования в нем является институциональная структура общества. Неоинституционализм исходит из двух общих посылок. Первая утверждает, что социальные институты имеют значение, а вторая – что они поддаются анализу с помощью понятий и методов, выработанных социологической наукой. Данные положения отличают неоинституционализм от «старого» институционализма.

По утверждению Д. Норта, социальный институт трактует «правила игры», рамки в обществе, «новые институты… появляются тогда, когда общество усматривает возможность получения при-были, которая не может быть получена в условиях уже существующей институциональной системы». Следовательно, волонтерство дает возможность уменьшения затрат государства, тем самым помогает повышению доходов, что является импульсом к институциональному оформлению волонтерства. Добровольческие объединения продуцируют социальный капитал индивидов,

инициативных групп и социальных движений – необходимый ресурс гражданского общества. Г.Е. Зборовский определяет социальный институт как «устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения» .

На основе признаков социального института, выделенных Г.Е. Зборовским, А.А. Кузьминчук выделила следующие признаки социального института волонтерства: нормы поведениянормативно-правовые акты; образцы поведения – взаимопомощь, поддержка, содействие; куль-турные символы – логотипы волонтерских центров, сертификаты, благодарственные письма, ди-пломы, «книжка волонтера»; черта культуры – волонтерский реквизит, помещения, «штабы» волонтерских организаций, униформа; идеология волонтеров – альтруизм, социальная солидар-

ность, сотрудничество; структурные элементы – направления деятельности волонтеров и отношения волонтеров в общности и за ее пределами, волонтерские организации и группы лиц (уполномоченные выполнять организационные и управленческие функции), нормы и принципы взаи-модействия волонтеров внутри общности и с другими социальными общностями, капитал, ресурсы, общности волонтеров; функции волонтерства (интегративная, регулятивная, коммуника-

тивная, экономическая, функция социализации).

В институциональном подходе к исследованию волонтерства следует учесть общностный подход, который описан в работе Г.Е. Зборовского. Ученый определяет социологию волонтерства как отрасль социологического знания и предлагает специальную социологическую теорию волонтерства, которую отмечает как социальную общность. Общностный подход в изучении волонтерства заключается в исследовании структуры общности волонтеров через оценку ее сложной многоуровневой модели, в анализе ресурсов, которыми обладают сама общность и ее члены, в изучении повседневных практик социальной общности волонтеров и их образа жизни. Проведенный анализ существующих научных подходов к исследованию социологии волонтерства позволяет сделать следующий вывод: все представленные подходы взаимодополняют друг друга и помогают составить целостное представление об исследуемом явлении. Социетальный подход рассматривает волонтерство, волонтерскую деятельность через третий независи-

мый сектор гражданского общества. Социально-экономический подход позволяет рассчитать социально-экономическую эффективность добровольчества для развития государства. Социокультурный подход изучает систему отношений и культуру ценностей, норм волонтерства. Институциональный подход определяет признаки, принципы, нормы, идеологию, элементы, функции волонтерства. Общностный подход дополняет социологию волонтерства, выделяя возможность классификации, структуризации.

Таким образом, добровольческое движение имеет определенную структуру, это совокупность общественных организаций, реализующих не только благотворительную деятельность, но и более широкий спектр общественно полезной деятельности на безвозмездной основе.

Мотивы для занятия добровольческой деятельностью лежат в системе ценностей индивида, его потребностей и жизненных ориентиров. Второй признак добровольческой деятельности – социально значимый характер, так как подобная деятельность является полезной для общества.

Социальная значимость добровольчества проявляется в функционировании его в качестве социального института, нацеленного на организацию общественно полезной активности гражданского сообщества. Его общественная полезность, выраженная содействием в оказании социальных услуг, объясняется увеличением потребности населения в повышении качества жизни и услуг, предоставляемых в сфере социальной защиты, альтруистической и гуманистической направленностью части населения (добровольцев), а также высоким потенциалом добровольческой деятельности. Можно выделить и третий признак, заключающийся в институциональном закреплении добровольческой деятельности.

На основе проведенного анализа научной литературы можем утверждать, что социальная общность волонтеров – это группа людей, обладающих необходимыми ресурсами, объединенных целью регулярной реализации социально значимой помогающей деятельности на безвозмездной основе, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся условным единством, единообразием целей, задач и интересов.
1.2 Направления исследования волонтерской деятельности в современной психологии

Добровольчество все чаще является объектом исследований в области социологии, педагогики, истории, философии, психологии, медицины, юридических и экономических наук [1]. Ученые проводят исследования касательно психологических особенностей волонтеров, потребностно- мотивационной сферы добровольца, психологического содержания волонтерской деятельности (Е. С. Азарова, Н. В. Маковей, Н. А. Потапова, У. П. Кретова, Р. М. Шамионов, А. Н. Капустина, Е. Б. Пучкова и др.)

Практическая значимость исследования определяется тем, что, несмотря на широкое распространение волонтерской деятельности на все сферы жизни общества, волонтерство является недостаточно изученным социальным феноменом. Эффективность деятельности добровольческих организаций является актуальной проблемой и в настоящее время.

В настоящее время все больше научных работ посвящены волонтерской деятельности. Она интересует представителей различных областей наук. У. П. Кретова изучая данный социальный феномен, дает следующее определение: «Волонтерство – это общественно-полезная деятельность на основе

добровольного выбора, отражающего личн ые взгляды и позиции гражданина». Автор отмечает, что в процессе волонтерской работы, субъекты этого движения воспитывают в себе черты человечности и сострадания [8].