ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 г. Могоча Забайкальского края
Проект по обществознанию по теме:
«Правовой аспект преступности несовершеннолетних»
Авторы проекта: учащиеся 11 «А» класса
Жижерина Ангелина
Чурилов Михаил
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Елина Лариса Александровна
2022
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой лично- сти и не для всех он проходит гладко и спокойно. В этом возрасте дети же- лают доказать свою независимость и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на совершение правонарушений, в том числе на преступ- ления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальней- ших в современном обществе. В последние время уровень подростковой пре- ступности сильно вырос, что делает данную проблему угрозой обществу.
Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности в общем, в то же время имеет свою специфику, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения.
Цели проекта:
1.
Исследовать тенденцию подростковой преступности
2. Проанализировать особенности юридической ответственности.
3. Изучить теоретически-правовой аспект вопроса подростковой преступности.
Задачи:
1. Сбор материалов по правовым особенностям подростков.
2. Проанализировать склонность подростков к преступности.
3. Анализ статистики.
4. Создание теста на выявление склонности к правонарушениям у подрост- ков.
5. Выявить правовые последствия преступной деятельности для подростка
Актуальность. Обеспокоенность ростом детской преступности существует во всем мире. Россия – не исключение. От нового поколения зависит бедую- щее развитие нашей страны. В последнее время уровень детской преступно- сти возрос, все чаще мы слышим в новостях о новых правонарушениях со стороны несовершеннолетних. В целях обезопасить себя и своих близких, я решила заняться анализом и исследованием данной темы. Формирование
3 правовой культуры невозможно без поколения, имеющего устойчивые пра- вовые знания.
Этапы выполнения проекта:
Подготовительный. Определение темы и посещение лекций ознакомитель- ного характера
Поисковой. Поиск и отбор материалов
Технический. Создание теста, помогающий выявить склонность подростка к преступности.
Итоговый продукт проекта:
Создание буклета по профилактике преступлений среди несовершеннолет- них.
4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Понятие преступности
Преступность – это сложное социально-правовое явление. Существует множе- ство ее определений:
«преступность – реальное негативное явление, возникающее в классовом обще- стве»;
«преступность – способ достижения социальных благ и власти»;
«преступность – показатель социальной патологии»;
«преступность - это множество индивидуальных противоправных событий, которые в своей массе образуют негативное социальное явление».
Можно сказать, что при всех различиях подобных определений каждое из них, в той или иной степени верно. В этом состоит многогранность преступности, что является отражением противоречивости общественных отношений.
Преступность – явление социальное. Это означает, что она обусловлена не биологическими факторами человека, хотя последние могут оказывать опреде- ленное криминогенное влияние на некоторые формы преступного поведения, а природой и содержанием общественных отношений. Социальна не только сама преступность, но и ее корни, истоки, а также последствия. Изменения преступно- сти находятся в прямой зависимости от состояния общества и происходящих в нем процессов.
Динамика преступности является объективным индикатором положения дел в обществе и, прежде всего, кризисных явлений, неблагополучия, наличие кон- фликтных ситуаций в самых разных сферах общества.
Преступность несовершеннолетних — это совокупность преступлений, совер- шенных лицами, не достигшими совершеннолетия. Преступность несовершенно- летних — составная часть преступности, но при этом имеет особенности, которые связаны прежде всего с возрастом, что позволяет говорить о самостоятельном виде преступности несовершеннолетних.
5
2. Права и обязанности подростков
Для более глубокого и детального осознания темы, необходимо разобраться с самим термином «несовершеннолетний» и с его правами и обязанностями.
«Несовершеннолетний– лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, не имеющее возможности в полной мере осуществлять юридические права и нести юридическую ответственность. В России возрастом совершеннолетия считается
18 лет. В некоторых случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетний, достигший 16 летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным, например, если лицо работает по трудовому договору; занимается предпринима- тельской деятельностью с согласия родителей, опекунов; либо по решению суда оно может быть признано полностью дееспособным (эмансипированным)».
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Рос-
сийской Федерации, это:
-
Конвенция ООН о правах ребенка.
-
Конституция РФ.
-
Гражданский кодекс РФ.
-
Семейный кодекс РФ.
-
Трудовой кодекс РФ.
-
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
-
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей».
Права:
• на имя;
• на гражданство;
• на уважение чести и достоинства;
• жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
• на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства;
6
• на всестороннее развитие
• иметь на праве собственности вещи, полученные в дар или по наследству, а также приобретённые на свои средства;
• на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяю- щими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолет- них и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);
• выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка;
• знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка).
C 6 лет добавляются права:
• совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
• совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
• свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.
С 8 лет добавляются права:
• на участие в детском общественном объединении.
С 10 лет добавляются права:
• давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места житель- ства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в роди- тельских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью;
• на учет мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
• быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбира- тельства.
С 14 лет добавляются права:
• получить паспорт гражданина РФ;
7
• давать согласие на изменение своего гражданства; • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
• требовать отмены усыновления;
• участвовать в молодёжном общественном объединении;
• требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
• заключать любые сделки с согласия родителей или лиц их заменяющих;
• вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
• самостоятельно осуществлять права автора на произведении науки, искусства, литературы, изобретения и иные результаты своей интеллектуальной деятельно- сти;
• самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иным доходом;
• работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда.
С 15 лет добавляют права
:
• работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.
С 16 лет добавляются права
:
• управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
• работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством;
• быть членом кооператива;
• быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершен- нолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства
(с согласия родителей) или суда.
• вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа мест- ного самоуправления.
8
3.
Возрастные особенности исполнения обязанностей
Распределение правоспособности и способности нести ответственность за испол- нение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:
С рождения и до 6 лет. Ребенок обязан соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, слушаться своих родителей, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человече- ское достоинство (насилие, жестокое обращение).
С 6 лет. Ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учрежде- ния. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучения образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями.
С 10 лет ребенок. Может быть помещен в специальное воспитательное учрежде- ние за совершение противоправных деяний против правил поведения общества.
С 14 лет. Молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудово- го договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдель- ные виды преступления.
С 16 лет. Для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.
4
. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуа-
9 ции юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее.
Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.
УК РФ По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершенно- летним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответствен- ность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:
105 –
"Убийство".
111 –
"Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью".
126 –
"Похищение человека".
112 –
"Умышленное нанесение вреда здоровью средней тяжести".
131 –
"Изнасилование".
158 –
"Кража".
132 –
"Насильственные действия сексуального характера".
162 –
"Разбой".
163 –
"Вымогательство".
161 –
"Грабеж".
166 –
"Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения".
167 (часть 2) – "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств».
205 –
"Терроризм".
206 –
"Захват заложников".
213 (части 2 и 3) – "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств".
214 –
«Вандализм".
226 –
"Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств».
267 –
"Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств».
229 –
"Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ».
10
5.
Особенности наказаний
Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут приме- няться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы – больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Не достижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятель- ством.
К подросткам могут применяться следующие наказания:
• Штраф. Обязательные или исправительные работы.
• Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
• Арест.
• Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
• Предупреждение. При обязанности загладить нанесенный ущерб.
• Передача под родительский надзор или под контроль специализированного гос - органа.
• Ограничение досуга, установление особых правил поведения.
К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно.
Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб матери- ально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невы- полнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.
11 93 46 34 26 365 282 265 217 932 764 566 429 602 469 363 278 0
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 2017 2018 2019 2020
в группе
14-15 лет
16-17 лет по предворительному сговору
6
. Статистика по России
Разбой
4%
Хулиганство
9%
Незаконный
оборот
наркотиков
6%
Кража
10%
Вымогательство
6%
Угон транспорта
4%
Грабёж
58%
Убийство
3%
12
7.
Тенденция подростковой преступности.
На основе анализа данных статистики можно говорить о положительной тен- денции подростковой преступности, идет спад.
Однако если посмотреть общую динамику преступности несовершеннолет- них за больший период времени, то можно проследить следующую тенден- цию: с 1997 - 1999 гг. в России число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних возросло, 1999 - 2003 гг. - снижение, 2003 - 2004 гг. - возрастание, 2004 - 2011 гг. - стабильное снижение, с 2011-2013 гг.- возрастание, а с 2014-2018 гг. стабильное снижение. Но не смотря на поло- жительную тенденцию, проблема преступности несовершеннолетних по- прежнему остается актуальной. Более того, современные подростки все чаще совершают преступления с неоправданной жестокостью и агрессией. Пре- ступность несовершеннолетних приобретает черты взрослой преступности, ей свойственны организованный характер и тщательное планирование. Дру- гой важной тенденцией преступности несовершеннолетних является ее сни- жение возраста лиц совершающих криминальные деяния. Становятся обы- денными ситуации, когда дети 13–14 лет издеваются, насилуют, убивают тех, кто младше, а уголовной ответственности они в силу своего возраста не под- лежат. Несовершеннолетних преступников отличают недостаточная зрелость мышления и сознания, недостаток социального опыта, эмоциональная ску- пость, эгоизм, отсутствие чувства сострадания и милосердия, отсутствие мо- ральных принципов и нравственных идеалов и т.д. В этом возрасте группо- вые интересы, инстинкты подражания доминируют над общепринятыми по- нятиями долга, ответственности. Поэтому нахождение подростка в компании с негативными характеристиками имеет высокий криминальный потенциал.
8
. Характеристика преступлений, совершаемых подростками
Характерные особенности современной подростковой преступности:
- Увеличение числа преступлений, совершенные лицами не достигших воз- раста уголовной ответственности.
-
Особая жестокость и цинизм.